Коротко о текущем

Коротко о текущем

В этом выпуске блога я решил временно отступить от сквозной темы этого года «Беседы о сложном», чтобы поговорить о внутренних текущих университетских делах. 

Как и все вузы нашей страны, Томский государственный университет переживает непростые времена, что обусловлено необходимостью перехода на новый этап развития нашей национальной системы высшего образования и, конечно же, общей внешней политической ситуацией. Однако все эти обстоятельства, порождающие новые стратегии деятельности отечественных вузов, не освобождают нас от необходимости решать постоянные тактические задачи. Например, связанные с системными проверками. 

Из общения с доцентами и профессорами нескольких факультетов я понял, что подготовка к проверкам и аттестации ТГУ со стороны Рособрнадзора сейчас идёт в предельно напряженном режиме. Все мы осознаем важность этой работы, и уже далеко не впервые переживаем подобный проверочный период. Я верю, что подавляющее большинство наших преподавателей отдаёт себе отчет в том, что абсолютно каждая учебная дисциплина, независимо от своего объёма, должна быть обеспечена соответствующей рабочей программой, доступной в любой момент для студентов. Но если эта рабочая программа переделывается много раз за относительно короткий период, то это ненормально. 

Поэтому я хочу особенно подчеркнуть, что все распоряжения и рекомендации административных служб ТГУ, касающиеся оформления любой документации, в том числе и учебной, должны доходить до факультетских подразделений только в письменном виде: либо по электронной почте, либо в системе 1С. Никакие устные сообщения и инструкции не допускаются. Иначе мы никогда не разберёмся, на каком этапе и по чьей вине мог произойти тот или иной сбой. А так мы всегда сможем определить, насколько последовательны и своевременны (что тоже немаловажно!) были эти распоряжения. 

Опыт прохождения аттестационных и проверочных мероприятий показывает, что часто приходится много раз переписывать рабочие программы учебных дисциплин из-за того, что где-то кому-то в очередной раз приходит в голову изменить их формат и требования. Но преподаватели не должны быть перегружены рутинной работой! От них мы ждём совсем другого – полного погружения в реальную учебную и воспитательную работу со студентами, а также постоянного повышения своей квалификации. На первом месте у доцентов и профессоров должно быть качество реализуемого ими университетского образования и воспитания молодёжи, а не количество производимой ими документации. 

Рутинные задачи нужно поручать нейронным сетям и алгоритмам, не «прессуя» дополнительной работой людей. Иначе говоря, те вещи, которые сегодня сделали, а завтра нужно снова переделывать, необходимо автоматизировать. Часто университетские административные службы даже не понимают масштабы бедствия для рядовых преподавателей, порождаемого каким-либо запросом информации «сверху» или очередным изменением в требованиях по оформлению учебной документации. 

Исходя из сказанного, обращаюсь к руководителям факультетов: если вы видите, что из-за всего этого «бумажный вал» становится слишком высоким, сигнальте сразу! Будем вместе принимать адекватные решения, как этому «валу» противостоять. Причём, не столько в смысле «Кто виноват?», сколько «Что делать?». Одним словом, не стесняйтесь задействовать обратную связь. 

Последние встречи с руководителями Министерства науки и высшего образования, Министерства просвещения, а также Рособрнадзора, убедили меня в том, что они так же очень озадачены вопросом, как снизить «бумажную» нагрузку на преподавателей, чтобы каждый из них занимался своим прямым делом, а не ощущал себя элементом «канцелярского конвейера», периодически переходящего на запредельную скорость. Иначе говоря, руководители первого уровня прекрасно понимают, что перед всеми нами сегодня стоят уже другие задачи: не только образование, но и воспитание молодого поколения. Тем не менее, понятные и прозрачные для всех критерии оценки такого сложнейшего и ответственного дела, как формирование у школьников и студентов определенных мировоззренческих позиций, пока ещё не разработаны. К сожалению, в целом система оказалась значительно сложнее, чем существующий инструментарий по оценке её функционирования. Поэтому нужно срочно искать и создавать более релевантные инструменты. И работа в этом направлении уже началась. Кстати сказать, в ней участвует и наш университет. 

А теперь мне хотелось бы поговорить о вопросе, связанном с трудовой дисциплиной. Во втором корпусе ТГУ недавно ввели новую систему контроля электронных ключей, в связи с чем можно быстро и точно определять количество занятых аудиторий. Для нас это очень важно, поскольку проблема нехватки аудиторного фонда является для нас актуальной уже много лет. Между тем, системный контроль за неделю показал, что во 2-м корпусе были свободными больше трети имеющихся аудиторий. Теперь это легко увидеть, поскольку всё больше аудиторий оснащаются современным оборудованием типа «Актру», связанным с электронным расписанием и автоматически фиксирующим начало занятий. О чем говорит такой результат проверки? Разумеется, не о том, что одна треть занятий, указанных в расписании, не ведутся. Они, конечно, ведутся, но в онлайн-режиме. Причем без каких-либо основательных аргументов со стороны преподавателей. Со слов некоторых из них, об этом их просят сами студенты. Допускаю, что это так и есть. Но мы с вами уже не раз говорили о том, что онлайн-формат, хотя и не исключается из университетского обучения, но используется лишь в отдельных случаях, каждый из которых согласовывается с руководством факультета. А студентов нужно научиться убеждать в том, что очное обучение – это самая естественная и эффективная форма обучения, при которой обе стороны имеют возможность задавать друг другу вопросы и получать ответы без каких-либо технических ограничений. 

Итак, с одной стороны, задача административных подразделений ТГУ – не перегружать людей никчёмной бестолковой работой; а с другой – усилить контроль за форматами работы преподавателей и научных сотрудников университета. Давайте предъявлять друг другу разумные и обоснованные требования, делая общее дело. 

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский

Возможно, вас заинтересует