Думая над последней, предпраздничной темой моего блога в этом году, я вспомнил один из подкастов писателя и публициста Дмитрия Быкова. Он был посвящен памяти сэра Артура Конан Дойла, создателя всем известного персонажа – гениального сыщика Шерлока Холмса.
Как и его литературный герой, Конан Дойл был материалистом, рационалистом, дарвинистом, эмпириком и поклонником метода дедукции. Он никогда не верил в мистические преступления и мрачные легенды, будучи уверенным, что за ними стоят конкретные злодеи с корыстными целями. Всю свою жизнь Дойл был убежден и убеждал других, что за любым, самым невероятным явлением или событием кроется простое объяснение. И оно становится очевидным, если следовать здравому смыслу и правилам логики. Не зря на надгробной плите Конан Дойла выгравирован рыцарский девиз «Верен как сталь, прям как клинок». Возможно, формированию такой четкой жизненной позиции и любви к фактам способствовали его профессиональные и спортивные интересы: сэр Артур Конан Дойл был историком и военным хирургом, увлекался крикетом, велосипедной и автомобильной ездой.
Тем не менее, однажды в его жизни случилось событие, которое он не смог, а возможно и не захотел (как полагает Быков) объяснить с позиций материализма и здравого смысла. Речь идет о сенсации, произведенной серией фотоснимков, сделанных двумя девочками (10 и 16 лет) из английской деревушки Коттингли в конце первой мировой войны. На этих фотографиях, кроме них самих, были запечатлены маленькие феи, танцующие на траве.
Эти фото напечатал один из лондонских журналов, после чего об этом заговорила вся Великобритания. Возник эффект «снежного кома»: не только дети повсеместно признавались о явлении им фей, но и многие взрослые стали писать в редакции британских СМИ письма о том, что им в детстве тоже приходилось играть с этими волшебными существами. Но, к сожалению, они не смогли их запечатлеть на фотокамеру, так как тогда не было еще такой технологии. Но нашлись и те, кто сильно сомневался в подлинности фотографий из Коттингли. Был поначалу среди них и Артур Конан Дойл. Однако после специальной экспертизы, проведенной по его инициативе лучшими английскими фотографами, он не только стал утверждать, что это не подделка, но и поручился в этом своей профессиональной репутацией. Более того, он связал данное «фейство» со спиритизмом как вполне «нормальной практикой» и посвятил этому две серьезные (!) книги: «Явление фей» и «История спиритуализма». Что касается фей, то Конан Дойл досконально изучил свой объект описания. Например, он даже обнаружил у них такую особенность, как крошечные перепонки на руках. В конце концов он заявил, что существование «маленького народца» – это истина.
Забегая вперед, скажу, что две девочки из Коттингли, став 80-летними бабушками, признались в том, что они сфотографировали не «настоящих» фей, а бумажных. Они вырезали их фигурки из детской книжки и закрепили на траве с помощью шляпных шпилек. Наличие «перепонок» объяснялось совсем просто: большими ножницами было невозможно точно вырезать крошечные пальчики. Девочки и предположить не могли, что их бумажное и фото-творчество станет поводом для мировой сенсации. Возможно, им просто не хватало внимания взрослых, вот они и придумали такую забавную штуку. Кто-то сразу распознал мистификацию и понял истинный замысел креативных девочек, а вот Конан Дойл почему-то предпочел обманываться на этот счет с риском самому стать объектом посмешища. Почему? Не тот ли это случай, к которому применимы пушкинские строчки: «Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!»? Но в том-то и дело, что всю свою жизнь Конан Дойл старался не попадать в двусмысленные ситуации самообмана, когда человек рассудком понимает, что «этого не может быть», но очень хочет, чтобы это было возможным, и в конце концов начинает в это искренно верить.
И вот теперь я подхожу к поводу, заставившему меня вспомнить историю о Конан Дойле и его вере в фей. Это – предстоящий Новый год с его обещанием чуда для всех. Как известно, с возрастом ожидания чуда утрачиваются. И будучи уже взрослым человеком, я долгие годы не разделял восторженного настроения накануне этого, по сути, единственного традиционного праздника, оставшегося у россиян. Считал такой предновогодний восторг проявлением какой-то инфантильности, несерьёзности. Но сегодня я понимаю, что у данного праздника есть глубокий смысл и миссия. Не зря же Михаил Бахтин считал, что главный принцип народной праздничной культуры – это принцип вечной смены, «смерти-рождения», прославления весёлого хода времени. Когда ещё нашему университетскому человеку, окончательно замороченному и обессиленному подготовкой к грядущей аккредитации, прийти в себя, «перезапуститься» и вдохнуть в себя новую жизненную энергию, как не в Новый год и последующие за ним выходные? Праздник Нового года хорош тем, что это не только время праздности и обновления, но и время ожидания тех самых больших и маленьких чудес, без которых вся наша жизнь превращается в большой и скучный позитивистский эксперимент.
Дорогие друзья, поздравляю вас с наступающим праздником! Хорошего вам настроения и замечательного отдыха! И пусть у каждого из вас случится чудо, которое вы ожидаете больше всего!
Искренне ваш,
Эдуард Галажинский
Фотографии девочек из Коттингли взяты с сайтов: http://www.liveinternet.ru/users/5132602/rubric/3892151/ и http://conan-doyle.narod.ru/spirit/cof_ru/cof.ru.htm