«Экватор» – пройден

«Экватор» – пройден

19 октября в НИУ ВШЭ состоялось Общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты», на котором обсуждались промежуточные итоги реализации Проекта 5-100. Я тоже присутствовал на этом собрании и участвовал в разговоре. И сейчас хочу поделиться своими выводами относительно результатов, которые мы имеем на середине пути от начала запуска Проекта в 2013 году до его завершения в 2020-ом.

Сначала о позитивном:

За три года функционирования программы 5-100 сформировалось сообщество вузов – ассоциация «Глобальные университеты». В него вошли победители конкурса на предоставление государственной поддержки ведущим российским университетам с целью повышения их международной конкурентоспособности. Это группа отечественных вузов-лидеров, осваивающих самые передовые рубежи мировой научно-образовательной практики. Они думают о том, как работать с интернациональным составом студентов и преподавателей, сетевыми программами; развивать междисциплинарность научных исследований и образовательных курсов; выстраивать современную инфраструктуру и политику кампусов; осваивать самые актуальные управленческие стратегии; формировать мотивацию сотрудников и так далее. В рамках Ассоциации создано несколько рабочих групп, работающих над всеми этими ключевыми вопросами. Можно сказать, что данное сообщество уже стало настоящим ядром изменений всей системы российского высшего образования. И это, несомненно, один из главных промежуточных итогов Проекта 5-100.

Совещание Ассоциации Глобальные университеты

Далее. Мы знаем, что долгие годы наука развивалась в вузах и Российской Академии наук зачастую параллельно. При этом основной задачей большинства университетов традиционно считалось образование. Проект 5-100 был начат, в том числе, и для того, чтобы дать новый импульс вузовской науке и усилить её интеграцию с РАН. Так и получилось. За три года интенсивной работы в этом направлении количество научных публикаций от ведущих российских университетов – участников Проекта 5-100 увеличилось, в среднем, в 2,5 раза. Сегодня оно составляет 40% публикаций всех отечественных государственных вузов. Значительная часть этих статей вышла в журналах Scopus и Web of Science. Это означает, что изменилось не только количество публикаций, но и их качество. А на примере нашего университета эта динамика еще более впечатляюща: исследователи ТГУ стали продуктивнее в 4,3 раза. Об этом говорят следующие цифры: если в 2013 году у нас было всего 504 статьи в изданиях, индексируемых базами Scopus и Web of Science, то в 2016 году – уже 2157. И половина из них опубликована в журналах первой и второй квартилей, то есть лучших журналах мира.

Публикационная активность ТГУ

Первый этап Проекта ознаменовался и тем, что вузы начали осмысление уникальности и идентичности своей целевой модели. Это одна из тех важных задач, которые у нас не решались десятилетиями. И это тоже достижение Проекта. Его участники реально задумались над тем, «кто они» и «куда они идут». Мы по себе знаем, как сложно нам было понять, что такое «классический университет в неклассическое время». Сегодня мы находим ответы на трудные вопросы гораздо быстрее, чем вчера. Мышление университетских людей и дискурс их обсуждений изменились. Этому сильно помогли стратегические сессии. Мы стали лучше ориентироваться в международном контексте, в глобальных тенденциях; лучше чувствовать вызовы времени, стоящие перед системой образования. Открытость по отношению к мировой образовательной системе привела к появлению нового содержания и форматов образования: проблемно-ориентированному обучению, индивидуальным траекториям, тьюторству. Заметно улучшились позиции российских вузов в мировых предметных рейтингах.

Вузы сами пошли в школы помогать им развивать молодые таланты, что привело к усилению всей системы общего образования. Расширилась «международная рамка» образовательной деятельности университетов: появилось больше зарубежных студентов и аспирантов. В среднем их численность выросла с 2013-го в 1,6 раза. Это очень неплохой показатель, учитывая непростую внешнеполитическую ситуацию именно в последние 3 года. Стало возможным говорить об экспорте российского высшего образования как о новой статье дохода.

Иностранные студенты ТГУ

Еще один позитивный аспект реализации Проекта связан с поиском новых подходов к вузовскому менеджменту. Этот поиск обусловлен тем, что традиционный управленческий консалтинг не справляется не только со сложнейшими задачами программы 5-100, но и вообще с задачами университетской жизни. Целенаправленность и эффективность такого поиска были во многом обеспечены пулом экспертных организаций, сформировавшимся в процессе Проекта. В него вошли «Вышка» (ВШЭ), Центр стратегических разработок «Северо-Запад», Школа управления «Сколково» и некоторые другие передовые научно-образовательные и консалтинговые учреждения. Сами эксперты за три года тоже стали значительно сильнее, глубоко погрузившись в проблематику образования. Их профессионализм, по сравнению с началом программы, очень вырос. И они реально становятся помощниками вузов в развитии их стратегий. Сегодня анализ и апробация новых моделей управления продолжается. В том числе и таких, которые предполагают активное вовлечение персонала вуза и стейкхолдеров. Это, в свою очередь, предполагает поиск мотивации такого вовлечения. Появляются новые внешние и внутренние управляющие структуры: в частности, наблюдательные и академические советы вузов. И их влияние усиливается на всех уровнях университетской жизни.

Расширяется типология вузов. Теперь она включает не только федеральные и региональные университеты, классические и технические, исследовательские и предпринимательские, но и опорные, т.е. укрупненные вузы, ориентированные на решение задач региональных экономик. И для разных моделей вузов разрабатываются разные модели развития. Например, основной задачей модели развития «3.0» является разработка инновационных продуктов и технологий и их трансфер в промышленное производство. Логика университетов предпринимательского типа всё больше и больше коррелирует с логикой развития экономик регионов. Усиливается и социокультурная роль университетов в целом. В результате они превращаются в реальных субъектов регионального развития.

Изменение содержания образования в ТГУ

Однако «на экваторе» реализации Проекта 5-100 обозначились и некоторые негативные моменты. Прежде всего, проявилась обратная сторона логики конкуренции, ориентированной на совершенство и превосходство. Если раньше отечественные вузы существовали, преимущественно, в атмосфере академической поддержки и взаимовыручки, то поощряемая Проектом конкуренция изменила эти отношения. Сделала их менее доверительными и открытыми. Появляется ревность к успехам других. Тем более, если от этих успехов напрямую зависит объем дополнительного финансирования. Наметилось расслоение системы высшего образования в том смысле, что лучшие вузы забирают себе лучших абитуриентов. Резко повысились проходные баллы ЕГЭ. Региональным вузам становится всё сложнее привлекать и удерживать таланты. В ситуации жесткой конкуренции не все вузы удерживаются от соблазна имитации успехов: «мусорных» публикаций, не всегда достоверной отчетности и тому подобного. Бюрократия иногда растет так же быстро, как и новые сервисы, призванные облегчить жизнь университетскому человеку. В результате, чтобы воспользоваться сервисом, приходится оформить еще большее, чем раньше, количество документов. Мешает работать и мелочная отчетность, бесконечные мониторинги и проверки.

И вот теперь возникает вопрос: соответствуют ли затраченные усилия полученным результатам? С 2013 по 2016 год университеты, входящие в Проект 5-100, получили от государства 39,9 миллиарда рублей. Безусловно, сама по себе эта сумма очень большая. Однако на уровне каждого отдельного вуза – участника Проекта этот дополнительный бюджет развития составил всего от 5 до 15% по отношению к основному бюджету. Иными словами, университеты являются изначально высоко затратными системами. И к ним сложно применять сравнения, связанные с финансированием дошкольных учреждений. Хотя общие суммы дотаций и сопоставимы: так в 2013 году на развитие доступности дошкольного образования регионам было выделено 43,2 миллиарда рублей, в результате чего было создано около 420 тысяч новых мест в детских садах. Наверное, это очень неплохой показатель по критерию «соотношение цены вопроса к количеству сделанного». Но ведущие университеты на подобные деньги призваны решать задачи совсем другого уровня: не линейного, а нелинейного роста! Тот путь, который зарубежные ведущие вузы проходили за 20-30 лет, российским университетам в соответствии с Проектом 5-100 нужно пройти за 7 лет, да еще и при меньших ресурсах. И для таких задач вложенных денег явно недостаточно.

Тем не менее, лучшие практики Ассоциации «Глобальные университеты» убедительно показывают, что Проект 5-100 уже сегодня формирует зону ближайшего развития для всей системы российского высшего образования. Замечательно и то, что Минобрнауки РФ это понимает и поддерживает.

Ольга Васильева

Министр Ольга Васильева на собрании Ассоциации подчеркнула важность распространения передового опыта ведущих вузов, входящих в Проект 5-100, на другие университеты. Трудно не согласиться и с её мнением о том, что в процессе развития конкурентоспособности вузов «крайне важны не показатели, а инструменты и механизмы, которые стоят за этой динамикой» (http://5top100.ru/news/45768/). Возвращаясь к примеру с ростом публикационной активности ТГУ, нужно заметить, что её высокий показатель был достигнут именно за счет правильных механизмов: мы целенаправленно и терпеливо учили (и продолжаем учить) наших людей форматам статей, принятых в авторитетных зарубежных журналах. Кроме того, мы создали специальные сервисы, помогающие сотрудникам ТГУ подготовить свои научные тексты к публикации в иностранных периодических изданиях. Это долгий путь достижения результатов, но он самый верный. И, кстати, в нашем случае он оправдал себя сравнительно быстро. Возможно потому, что «ученики» по-настоящему захотели научиться.

В заключение хочу сказать, что успех второго этапа реализации Проекта во многом будет обусловлен ростом сетевого взаимодействия ведущих университетов – членов Ассоциации. Только вместе мы можем создать платформу продвижения российского высшего образования в мировое образовательное пространство и быть там действительно конкурентоспособными. А стратегии при этом хороши те, которые ориентированы на реальные изменения к лучшему и долгосрочное развитие.

Постскриптум:

Цель рубрики – не только информировать сотрудников и студентов ТГУ о каких-то важных событиях, но и вовлекать их в процессы принятия совместных решений. А для этого необходимо подробное проговаривание контекстов жизни университета и всего, что с этим связано. Иначе поставленная цель не может быть достигнута. Поэтому тексты этой рубрики по определению не могут быть короткими!

Эдуард Галажинский,
ректор Томского государственного университета,
доктор психологических наук, профессор

 

Возможно, вас заинтересует

29.08.2016

Лучшие ждали лучших

Завершается лето. И вот теперь все мы с нетерпением ждем начала нового учебного года. В этот раз мы встречаем его с ...