19 октября в НИУ ВШЭ состоялось Общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты», на котором обсуждались промежуточные итоги реализации Проекта 5-100. Я тоже присутствовал на этом собрании и участвовал в разговоре. И сейчас хочу поделиться своими выводами относительно результатов, которые мы имеем на середине пути от начала запуска Проекта в 2013 году до его завершения в 2020-ом.
Сначала о позитивном:
За три года функционирования программы 5-100 сформировалось сообщество вузов – ассоциация «Глобальные университеты». В него вошли победители конкурса на предоставление государственной поддержки ведущим российским университетам с целью повышения их международной конкурентоспособности. Это группа отечественных вузов-лидеров, осваивающих самые передовые рубежи мировой научно-образовательной практики. Они думают о том, как работать с интернациональным составом студентов и преподавателей, сетевыми программами; развивать междисциплинарность научных исследований и образовательных курсов; выстраивать современную инфраструктуру и политику кампусов; осваивать самые актуальные управленческие стратегии; формировать мотивацию сотрудников и так далее. В рамках Ассоциации создано несколько рабочих групп, работающих над всеми этими ключевыми вопросами. Можно сказать, что данное сообщество уже стало настоящим ядром изменений всей системы российского высшего образования. И это, несомненно, один из главных промежуточных итогов Проекта 5-100.
Далее. Мы знаем, что долгие годы наука развивалась в вузах и Российской Академии наук зачастую параллельно. При этом основной задачей большинства университетов традиционно считалось образование. Проект 5-100 был начат, в том числе, и для того, чтобы дать новый импульс вузовской науке и усилить её интеграцию с РАН. Так и получилось. За три года интенсивной работы в этом направлении количество научных публикаций от ведущих российских университетов – участников Проекта 5-100 увеличилось, в среднем, в 2,5 раза. Сегодня оно составляет 40% публикаций всех отечественных государственных вузов. Значительная часть этих статей вышла в журналах Scopus и Web of Science. Это означает, что изменилось не только количество публикаций, но и их качество. А на примере нашего университета эта динамика еще более впечатляюща: исследователи ТГУ стали продуктивнее в 4,3 раза. Об этом говорят следующие цифры: если в 2013 году у нас было всего 504 статьи в изданиях, индексируемых базами Scopus и Web of Science, то в 2016 году – уже 2157. И половина из них опубликована в журналах первой и второй квартилей, то есть лучших журналах мира.
Первый этап Проекта ознаменовался и тем, что вузы начали осмысление уникальности и идентичности своей целевой модели. Это одна из тех важных задач, которые у нас не решались десятилетиями. И это тоже достижение Проекта. Его участники реально задумались над тем, «кто они» и «куда они идут». Мы по себе знаем, как сложно нам было понять, что такое «классический университет в неклассическое время». Сегодня мы находим ответы на трудные вопросы гораздо быстрее, чем вчера. Мышление университетских людей и дискурс их обсуждений изменились. Этому сильно помогли стратегические сессии. Мы стали лучше ориентироваться в международном контексте, в глобальных тенденциях; лучше чувствовать вызовы времени, стоящие перед системой образования. Открытость по отношению к мировой образовательной системе привела к появлению нового содержания и форматов образования: проблемно-ориентированному обучению, индивидуальным траекториям, тьюторству. Заметно улучшились позиции российских вузов в мировых предметных рейтингах.
Вузы сами пошли в школы помогать им развивать молодые таланты, что привело к усилению всей системы общего образования. Расширилась «международная рамка» образовательной деятельности университетов: появилось больше зарубежных студентов и аспирантов. В среднем их численность выросла с 2013-го в 1,6 раза. Это очень неплохой показатель, учитывая непростую внешнеполитическую ситуацию именно в последние 3 года. Стало возможным говорить об экспорте российского высшего образования как о новой статье дохода.
Еще один позитивный аспект реализации Проекта связан с поиском новых подходов к вузовскому менеджменту. Этот поиск обусловлен тем, что традиционный управленческий консалтинг не справляется не только со сложнейшими задачами программы 5-100, но и вообще с задачами университетской жизни. Целенаправленность и эффективность такого поиска были во многом обеспечены пулом экспертных организаций, сформировавшимся в процессе Проекта. В него вошли «Вышка» (ВШЭ), Центр стратегических разработок «Северо-Запад», Школа управления «Сколково» и некоторые другие передовые научно-образовательные и консалтинговые учреждения. Сами эксперты за три года тоже стали значительно сильнее, глубоко погрузившись в проблематику образования. Их профессионализм, по сравнению с началом программы, очень вырос. И они реально становятся помощниками вузов в развитии их стратегий. Сегодня анализ и апробация новых моделей управления продолжается. В том числе и таких, которые предполагают активное вовлечение персонала вуза и стейкхолдеров. Это, в свою очередь, предполагает поиск мотивации такого вовлечения. Появляются новые внешние и внутренние управляющие структуры: в частности, наблюдательные и академические советы вузов. И их влияние усиливается на всех уровнях университетской жизни.
Расширяется типология вузов. Теперь она включает не только федеральные и региональные университеты, классические и технические, исследовательские и предпринимательские, но и опорные, т.е. укрупненные вузы, ориентированные на решение задач региональных экономик. И для разных моделей вузов разрабатываются разные модели развития. Например, основной задачей модели развития «3.0» является разработка инновационных продуктов и технологий и их трансфер в промышленное производство. Логика университетов предпринимательского типа всё больше и больше коррелирует с логикой развития экономик регионов. Усиливается и социокультурная роль университетов в целом. В результате они превращаются в реальных субъектов регионального развития.
Однако «на экваторе» реализации Проекта 5-100 обозначились и некоторые негативные моменты. Прежде всего, проявилась обратная сторона логики конкуренции, ориентированной на совершенство и превосходство. Если раньше отечественные вузы существовали, преимущественно, в атмосфере академической поддержки и взаимовыручки, то поощряемая Проектом конкуренция изменила эти отношения. Сделала их менее доверительными и открытыми. Появляется ревность к успехам других. Тем более, если от этих успехов напрямую зависит объем дополнительного финансирования. Наметилось расслоение системы высшего образования в том смысле, что лучшие вузы забирают себе лучших абитуриентов. Резко повысились проходные баллы ЕГЭ. Региональным вузам становится всё сложнее привлекать и удерживать таланты. В ситуации жесткой конкуренции не все вузы удерживаются от соблазна имитации успехов: «мусорных» публикаций, не всегда достоверной отчетности и тому подобного. Бюрократия иногда растет так же быстро, как и новые сервисы, призванные облегчить жизнь университетскому человеку. В результате, чтобы воспользоваться сервисом, приходится оформить еще большее, чем раньше, количество документов. Мешает работать и мелочная отчетность, бесконечные мониторинги и проверки.
И вот теперь возникает вопрос: соответствуют ли затраченные усилия полученным результатам? С 2013 по 2016 год университеты, входящие в Проект 5-100, получили от государства 39,9 миллиарда рублей. Безусловно, сама по себе эта сумма очень большая. Однако на уровне каждого отдельного вуза – участника Проекта этот дополнительный бюджет развития составил всего от 5 до 15% по отношению к основному бюджету. Иными словами, университеты являются изначально высоко затратными системами. И к ним сложно применять сравнения, связанные с финансированием дошкольных учреждений. Хотя общие суммы дотаций и сопоставимы: так в 2013 году на развитие доступности дошкольного образования регионам было выделено 43,2 миллиарда рублей, в результате чего было создано около 420 тысяч новых мест в детских садах. Наверное, это очень неплохой показатель по критерию «соотношение цены вопроса к количеству сделанного». Но ведущие университеты на подобные деньги призваны решать задачи совсем другого уровня: не линейного, а нелинейного роста! Тот путь, который зарубежные ведущие вузы проходили за 20-30 лет, российским университетам в соответствии с Проектом 5-100 нужно пройти за 7 лет, да еще и при меньших ресурсах. И для таких задач вложенных денег явно недостаточно.
Тем не менее, лучшие практики Ассоциации «Глобальные университеты» убедительно показывают, что Проект 5-100 уже сегодня формирует зону ближайшего развития для всей системы российского высшего образования. Замечательно и то, что Минобрнауки РФ это понимает и поддерживает.
Министр Ольга Васильева на собрании Ассоциации подчеркнула важность распространения передового опыта ведущих вузов, входящих в Проект 5-100, на другие университеты. Трудно не согласиться и с её мнением о том, что в процессе развития конкурентоспособности вузов «крайне важны не показатели, а инструменты и механизмы, которые стоят за этой динамикой» (http://5top100.ru/news/45768/). Возвращаясь к примеру с ростом публикационной активности ТГУ, нужно заметить, что её высокий показатель был достигнут именно за счет правильных механизмов: мы целенаправленно и терпеливо учили (и продолжаем учить) наших людей форматам статей, принятых в авторитетных зарубежных журналах. Кроме того, мы создали специальные сервисы, помогающие сотрудникам ТГУ подготовить свои научные тексты к публикации в иностранных периодических изданиях. Это долгий путь достижения результатов, но он самый верный. И, кстати, в нашем случае он оправдал себя сравнительно быстро. Возможно потому, что «ученики» по-настоящему захотели научиться.
В заключение хочу сказать, что успех второго этапа реализации Проекта во многом будет обусловлен ростом сетевого взаимодействия ведущих университетов – членов Ассоциации. Только вместе мы можем создать платформу продвижения российского высшего образования в мировое образовательное пространство и быть там действительно конкурентоспособными. А стратегии при этом хороши те, которые ориентированы на реальные изменения к лучшему и долгосрочное развитие.
Постскриптум:
Цель рубрики – не только информировать сотрудников и студентов ТГУ о каких-то важных событиях, но и вовлекать их в процессы принятия совместных решений. А для этого необходимо подробное проговаривание контекстов жизни университета и всего, что с этим связано. Иначе поставленная цель не может быть достигнута. Поэтому тексты этой рубрики по определению не могут быть короткими!
Эдуард Галажинский,
ректор Томского государственного университета,
доктор психологических наук, профессор