Когда ценности важнее технологий. Часть 2

Когда ценности важнее технологий. Часть 2

Услышанное на форуме сразу заставило задуматься о нашей, университетской ситуации. В последние годы российские вузы вынуждены жить в постоянном конфликте между необходимостью повышать эффективность своей деятельности через введение корпоративных методов и стандартов управления (типа KPI) и ценностной сущностью университета как социального института, обладающего особой – гуманитарной – миссией. Последняя заключается в том, что университет, по сути своей, должен заниматься образованием как процессом образования человеческой личности, включающим формирование как знаниевой и операционной, так и нравственно-мотивационной составляющей культуры индивидуума. Можно сказать, что университетское образование – это то, что помогает человеку достичь высокой степени культурной самоидентификации и самосознания; создает условия и возможности для его самореализации; позволяет в дальнейшей профессиональной деятельности отзываться не только на сегодняшние запросы общества, но и работать на их опережение. Естественно, это предполагает, что те, кто обеспечивают такое образование, априори обладают всеми необходимыми академическими правами, свободами и привилегиями.

Выпускники университета

Тем не менее, многие вузы во имя достижения высоких показателей выбрали путь выжимания всего до последнего из своих сотрудников. Мы же старались изо всех сил избежать такого жесткого прессинга и делать всё возможное для профессиональной самореализации университетских людей: расширили спектр направлений профессиональной переподготовки и повышения квалификации; существенно повысили академическую мобильность (зарубежные и внутрироссийские стажировки, участие в конференциях); обеспечили доступ к огромному количеству электронных научных источников; оборудовали новые пространства для индивидуальной и совместной интеллектуальной работы (исследовательский зал в НБ ТГУ) и новые зоны WI-FI; начали создавать англоязычную среду; на контрактной основе пригласили зарубежных специалистов по оказанию помощи в подготовке научных статей на иностранных языках; открыли школу кадрового резерва и провели несколько циклов стратегических сессий; обеспечили приезд большого количества ученых с мировыми именами, прочитавших открытые лекции для всех желающих. Всё это стоит огромных денег.

Исследовательский зал НБ ТГУ

Но у нас есть и еще один важный приоритет – это повышение качества жизни университетских людей. В связи с этим вспоминаются слова Уилларда Марриотта, владельца одной из самых популярных в мире сети отелей: «Мы в сервис-индустрии не можем сделать клиентов счастливыми с несчастливыми сотрудниками». Иначе говоря, мы в университете не можем сделать студентов счастливыми с несчастливыми профессорами. Понятно, что на «полное счастье» ресурсов не хватает и не будет хватать еще очень долго. Однако даже в самых жестких финансовых условиях мы обязаны обеспечивать хотя бы базовые потребности сотрудников: предоставить детские сады для их ребятишек, наладить внутриуниверситетскую систему общественного питания, сделать более комфортными места общественного пользования; разработать программы по оздоровлению и занятиям спортом и тому подобное. И всем этим мы также системно занимаемся.

Открытие спорт-бара в ТГУ

Для классического университета политика, ориентированная, прежде всего, на ЧЕЛОВЕКА, является естественной, а значит, должной. Однако далеко не все члены отечественного академического сообщества разделяют наш выбор. Многие считают, что мы тем самым усложнили себе жизнь вдвойне, поскольку от выполнения ключевых показателей эффективности нас никто не освобождал. И вот теперь, слушая на форуме выступления лидеров менеджмента, я вновь убедился, что наш выбор – правильный. Есть ценности, от которых нельзя отступать никогда. Именно они и позволяют университету выживать и развиваться даже в самых тяжелых экономических условиях. Оказавшись на форуме, я впервые почувствовал себя среди такого огромного количества единомышленников. Я был поражён тем, что в рыночном поле эффективно развиваются компании, построенные на ценностях, очень созвучных университетским. И их только в России более 500! Главным фактором своего развития они делают ставку на раскрытие потенциала человека, как и наш университет, строящий свою целевую модель. 

Зал форума в Сколково

Форум познакомил меня со многими лидерами отечественного бизнеса – компаниями с «человеческим лицом». И теперь нашей главной задачей я вижу установление с ними более тесных контактов с перспективой долгосрочных партнерских отношений. Поскольку именно такие компании и являются главными заказчиками на выпускников Томского государственного университета – единственного пока вуза, осознанно двигающегося в поле (HR) – раскрытия потенциала своих сотрудников. Уже достигнуты предварительные договоренности о сотрудничестве с Владимиром Седовым, президентом Группы компаний «Аскона». Нашему университету нужны такие высокотехнологичные партнеры, а им, в свою очередь, нужны хорошие специалисты с инженерной подготовкой. Мы постараемся, чтобы этот взаимный интерес реализовался в совместном образовательном проекте, над которым мы скоро начнем работать.

Итак, ReForum – это не только информирование и обучение, но и создание ощущения сопричастности к общему делу. И, возможно, последнее и является самым важным. Как сказал один из участников этого грандиозного мероприятия Артем Степанов (генеральный директор издательства «МИФ»), «ReForum – это состояние пребывания в кругу людей, которые мыслят и действуют примерно на одной волне со мной. Это магическое место, где соединяются люди, идеи и состояния, и ты не можешь выйти оттуда прежним».

То, что Томский государственный университет получил признание в рамках такого форума и такого сообщества, - это, безусловно, замечательно. Но я уверен, что это нужно расценивать как своего рода аванс. Главные наши достижения в сфере развития потенциала университетских людей еще впереди!

Эдуард Галажинский,
ректор Томского государственного университета,
доктор психологических наук, профессор

 Обладатели наград от Сколково

Возможно, вас заинтересует