Когда ценности важнее технологий. Часть 1

Когда ценности важнее технологий. Часть 1

То, о чем я хочу сегодня рассказать, произошло в самом начале декабря. Тем не менее, это событие представляется мне настолько важным, интересным и перспективным, что именно его я считаю хорошим поводом для начала серии блогов 2017 года. Речь идет о втором ежегодном фестивале корпоративных кейсов в Московской школе управления СКОЛКОВО, на котором Томский государственный университет стал лауреатом премии «SKOLKOVO Trend Award» – 2016. Вроде бы ничего особенно удивительного в этом нет. Мы давно уже привыкли к словосочетанию «Московская школа управления СКОЛКОВО», и еще больше привыкли к тому, что ТГУ часто становится лауреатом каких-либо премий и конкурсов, повышает свой статус в различных рейтингах. Что же здесь необычного?

Во-первых, это то, что фестиваль кейсов в этом году был приурочен к крупнейшему в России и весьма нестандартному бизнес-форуму в сфере HR (от англ. human resources – «человеческие ресурсы») – ReForum, объединившему более 500 компаний и 700 прогрессивных топ-менеджеров. Его нестандартность проявляется не только в содержании, но и в формате проведения. Но об этом чуть ниже. Во-вторых, то, что наш университет стал пока единственным учебным заведением, получившим эту премию. Мы были её удостоены за системную подготовку групп проектного лидерства в рамках программы развития университета. Имеются в виду наши стратегические сессии, которые мы уже в течение трех лет проводим в партнерстве со СКОЛКОВО.

Награды от Сколково

Через сессии и сопутствующие им мероприятия прошли более 800 сотрудников ТГУ. На них обсуждалось и продолжает обсуждаться будущее Томского государственного университета и всего российского образования, идет поиск возможных форматов этого будущего и путей к нему. Здесь простраивается политика в области образования, науки и инноваций, которая позволяла бы университету решать новые задачи и сохранять при этом то главное, для чего создавался ТГУ, – его историческую и культурную миссию.

В университете можно достичь результатов, только если люди поверят в эти изменения и поймут их смысл. И мы разъясняли эти смыслы и побуждали к соответствующей рефлексии участников сессий. Самым ценным результатом всего этого стало изменение ментальности наших людей, активно включившихся в процессы трансформации ТГУ. Большинство вузов проходят подобный путь за 10–20–30 лет. Безусловно, нам еще многое предстоит сделать в данном направлении, но то, что уже сделано, впечатлило наших коллег. И с этой точки зрения премия «SKOLKOVO Trend Award» – это высокая профессиональная оценка отечественным управленческим сообществом тех результатов, которых добился коллектив Томского государственного университета. Премию вручал заместитель председателя Правительства РФ Аркадий Дворкович.

Вручение награды

Остальные 8 лауреатов премии 2016 года – это крупнейшие промышленные и сервисные корпорации (ПАО «Газпром нефть», ОАО «РЖД», ПАО «ВымпелКом», госкорпорация «Роскосмос» и другие), Благотворительный фонд Владимира Потанина и даже Республика Башкортостан. Что может быть общего между такими разными структурами? Как оказалось, все они строят свои стратегии, прежде всего, на развитии человеческого капитала и кадрового потенциала. И это несмотря на то, что бизнес направлен в первую очередь на получение прибыли.

Если говорить коротко о задачах фестиваля кейсов, то это выявление и презентация историй успеха и лучших примеров проектов корпоративного развития. Что касается основной цели такого грандиозного мероприятия, как ReForum, то это помощь бизнесу России в достижении им лучших результатов через популяризацию новых подходов к мотивации людей и создание новых смыслов в их ежедневной деятельности. Как считают сами организаторы форума, недооценка компаниями значимости HR-аспекта приводит к колоссальным финансовым потерям. И, наоборот, новые принципы управления позволяют бизнесу иметь «человеческое лицо» и достигать сверхрезультатов. Форум призван формировать сообщество прогрессивных менеджеров, готовых внедрять новые стандарты ведения бизнеса. Он заряжает их энергией, учит инвестировать в людей и вдохновляет на перемены.

Чтобы это действительно происходило, соорганизаторы форума и фестиваля уделили большое значение новым форматам проведения этих мероприятий. Это уникальная режиссура, не дающая никому скучать: выступления спикеров в стиле TED (Technology Entertainment Design – технологии, развлечения, дизайн), дебаты, панельные дискуссии, бизнес-игры, интерактивы, неформальное общение. Были задействованы высокие технологии, обеспечивающие динамичность действия и его зрелищность.

Зал и сцена во время форума Сколково

По бокам сцены располагались огромные экраны, позволявшие видеть происходящее на ней с любого места в зале. Обеспечивался первоклассный свет и звук. Основные смысловые фрагменты главных спичей моментально оформлялись графически и размещались в холлах на специальных стендах (скрайбинг). Можно было сфотографировать такой стенд и тем самым сохранить для себя визуально-образный «конспект» каждого ключевого выступления. Применив все эти самые современные приёмы и техники ивент-менеджмента, организаторы форума поставили перед собой амбициозную задачу: изменить представления его участников о качестве и формате бизнес-мероприятий в России. И надо признать, что они, безусловно, её решили. Не только отечественные, но и зарубежные партнеры и спикеры дали высочайшую оценку этому форуму.

И всё же для меня наиболее интересным на этом грандиозном мероприятии стали сами выступления лидеров бизнес-менеджмента и государственного управления. Особенно мне запомнились размышления Геворка Саркисяна (сооснователя компании Иннова, губернатора парка игрового обучения международной сети «Кидзания» в России) и Рубена Варданяна (предпринимателя, председателя наблюдательного совета Института исследований развивающихся рынков, председателя экспертного совета Центра управления благосостоянием и филантропии Бизнес-школы Сколково). Первый из них говорил об «осознанности выбора или с чего начинать мечту», второй – о «доверии как стратегической основе компании».

Эти выступления прозвучали очень вдохновляюще, поскольку убедительно показали, что даже в условиях жесточайшей конкуренции и изначальной «заточенности» под прибыль, бизнес-компании могут и должны ориентироваться на такие ценности, как доверие и уважение к людям; признание их права на улучшение качества жизни и труда, саморазвитие, удовлетворение творческих способностей. Более того, именно реализация этих ценностей и позволяет компаниям добиваться выдающихся достижений. Иначе говоря, что высокие результаты деятельности здесь являются не целями, а вполне закономерными следствиями высоких отношений в производственных коллективах. 

Слайд_ Геворк Саркисян


Слайд_ Рубен Варданян

Эдуард Галажинский,
ректор Томского государственного университета,
доктор психологических наук, профессор


Возможно, вас заинтересует

07.11.2016

«Экватор» – пройден

19 октября в НИУ ВШЭ состоялось Общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты», на котором обсуждались ...