Об открытости в образовании. Часть 2

Об открытости в образовании. Часть 2

Открытость смещает акценты: важным становится не только содержание, но и форма обучения. Уже упомянутый выше Дэвид Прайс в своей книге «ОТКРЫТО: как мы будем жить, работать и учиться» приводит интересные факты, свидетельствующие о настоящих причинах широкой государственной поддержки за рубежом открытого онлайн-образования. По его словам, по оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), США занимают последнее место среди 18 развитых стран мира по ученым степеням в университетах из-за крайне низкой мотивации студентов к обучению. Например, в 2011 г. количество степеней бакалавра, полученных после четырех лет обучения в Государственном университете Сан-Хосе (ГУСХ, Калифорния), составило всего 7%!  В то же время Министерство образования США провело обширные исследования, подтвердившие, что результаты студентов, прошедших весь курс обучения или его часть в режиме онлайн, оказались в среднем лучше, чем результаты тех, кто прослушал эти курсы в традиционном формате «лектор – студенты». 

https://en.wikipedia.org/wiki/San_Jose_State_University

После этого губернатор Калифорнии Джерри Браун заявил, что собирается запустить в ГУСХ «коррективные» онлайн-курсы, разработанные Udacity, конкурентом Coursera. Судя по всему, этот пилотный проект оказался удачным. И, скорее всего, открытое онлайн-обучение будет скоро введено во всех калифорнийских университетах. «А что касается образования, – пишет Дэвид Прайс, – то, что сегодня делает Калифорния, завтра делает вся остальная Америка».

Безусловно, онлайн-обучение никогда полностью не заменит процесса живого общения между любознательным и талантливым студентом и столь же любознательным и талантливым профессором. Хотя многие сегодня и говорят о дезинтермедиации – упразднении всяческих медиаторов (посредников) между знаниями и студентами. На смену живым медиаторам – преподавателям и консультантам – якобы неизбежно должны прийти цифровые посредники. Я думаю, такой подход вряд ли можно назвать продуктивным. У открытого образования тоже есть свои риски – это хаотичность и фрагментарность. Роль преподавателя в данном случае заключается в помощи студентам преодолеть эти риски, сохраняя свободу и открытость образования. Это предельно сложная функция, которой многим еще только предстоит овладеть. Несомненно одно: современное образование требует более гибкого подхода к форме и содержанию. Какая-то его часть должна быть вынесена в смартфон. Студент хочет учиться когда, где и как ему удобнее. Пусть слушает «муки» (MOOC) Стэнфорда дома или в автобусе, а в аудитории обсуждает с преподавателем глаза в глаза другие, более сущностные вещи. 

8_новый размер.jpg

Как бы там ни было, но тенденция к смешению разных форм обучения (онлайн и традиционного) и видов образования (открытого и систематизированного) явно намечается. Качественные онлайн-уроки и лекции, предлагаемые открытыми образовательными платформами,  являются хорошей альтернативой для тех, кто по тем или иным причинам не может присутствовать в учебной аудитории. И для самих преподавателей – это мощный фактор развития их профессионального мастерства и конкурентоспособности по отношению к лучшим мировым лекторам. 

9_новый размер.jpg

Однако при всех своих преимуществах реализация принципа открытости является очень сложной проблемой. И причин здесь несколько. Во-первых, позволить себе «открыться» по-настоящему могут только очень богатые структуры. Либо это изначально исключительно общественная инициатива, подразумевающая свободный обмен знаниями между людьми в Сети. Остальным структурам нужно на что-то существовать. Это «что-то» может быть платой за сертифицирование. Иными словами, знания (или какую-то их часть) вы можете получать бесплатно, но если вам нужен диплом, то за него вы должны заплатить. Так работают многие университеты и открытые образовательные онлайн-платформы.

Еще одной причиной сложности перехода в открытый режим деятельности является стереотипность нашего мышления. Несмотря на то, что понятие «интеллектуальная собственность» появилось относительно недавно, оно успело стать священной коровой не только в западном, но и отечественном массовом сознании. Авторское право до сих пор охраняется законом. Неудивительно поэтому, что многие профессора и преподаватели видят в призыве открыть для всего мира их научные публикации, учебники и пособия посягательство на свою интеллектуальную собственность и авторские права.

10_.jpg 

К сожалению, приходится признать, что в некоторых случаях истинной причиной нежелания делиться своей интеллектуальной собственностью является фактическое ее отсутствие и присутствие вместо нее плагиата или непрофессионализма. Если человек создает интеллектуальный продукт высокого качества, то он априори заинтересован в том, чтобы о его содержании узнало как можно больше других людей. В этом случае его будут больше цитировать, и его репутационный капитал будет расти. Когда работа (монография, статья, учебник) открыта, то ее автор конкурирует уже не с коллегами по кафедре и университету, а с коллегами всего мира. Есть выгода от собственности, но есть большая выгода от открытости. Это должно стать частью жизненной философии современного ученого.

Открытость – это сложный выбор для всех институтов, независимо от их структуры и стадии развития.  Это вообще переход на другую модель управления и организации жизни. Избежать этого не получится, если мы хотим быть лидерами. Открытость как явный тренд будет только нарастать, и нужно уметь с ним работать. Хорошая новость в том, что открытость - это одна из трех ценностей (наряду с классичностью и фундаментальностью), которые уже прописаны нами в «геноме» ТГУ. Продумывая основания модели университета, мы осознанно пришли к необходимости сделать границы нашей образовательной системы проницаемыми для обмена знаниями, информацией и технологиями с внешней средой. Нам не нужно, как многим другим вузам, пересматривать свои основания в связи с новыми трендами. Нам просто нужно научиться опираться на них при разработке наших образовательных стратегий.

https://newtonew.com/discussions/massovye-distancionnye-kursy-revoljucija-v-obrazovaniiПроцесс освоения новых форматов обучающих программ в ТГУ успешно начался еще два года назад. За это время создано 16 полноценных массовых открытых онлайн-курсов  для платформы Coursera по самым различным направлениям: психологии, биологии, лингвистике, маркетингу, социальным коммуникациям, инновационной деятельности и т.д. Большая часть этих курсов занимает ведущие места по количеству записавшихся на них русскоязычных слушателей. Теперь так же активно нужно осваивать и англоязычную зону Coursera.

Если мыслить широко, то перед нами стоит следующая задача: при формировании образовательной политики университета миновать форматы обучения XX века, недалеко ушедшие от форматов XIX века, и совершить прыжок сразу в середину XXI века. И это возможно только в том случае, если мы, будучи «целым миром», откроемся всему остальному миру. 


Постскриптум:

Цель рубрики – не только информировать сотрудников и студентов ТГУ о каких-то важных событиях, но и вовлекать их в процессы принятия совместных решений. А для этого необходимо подробное проговаривание контекстов жизни университета и всего, что с этим связано. Иначе поставленная цель не может быть достигнута. Поэтому тексты этой рубрики по определению не могут быть короткими!

Эдуард Галажинский,
ректор Томского государственного университета,
доктор психологических наук, профессор

Возможно, вас заинтересует

30.04.2016

«Посольство» ТГУ

Главной целью недавно состоявшейся третьей сессии Международного академического совета (МАС) стало не только ...
13.04.2016

САЕ как миф и реальность

Несмотря на то, что о стратегических академических единицах (САЕ) уже много раз говорилось на различных ...