Открытость смещает акценты: важным становится не только содержание, но и форма обучения. Уже упомянутый выше Дэвид Прайс в своей книге «ОТКРЫТО: как мы будем жить, работать и учиться» приводит интересные факты, свидетельствующие о настоящих причинах широкой государственной поддержки за рубежом открытого онлайн-образования. По его словам, по оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), США занимают последнее место среди 18 развитых стран мира по ученым степеням в университетах из-за крайне низкой мотивации студентов к обучению. Например, в 2011 г. количество степеней бакалавра, полученных после четырех лет обучения в Государственном университете Сан-Хосе (ГУСХ, Калифорния), составило всего 7%! В то же время Министерство образования США провело обширные исследования, подтвердившие, что результаты студентов, прошедших весь курс обучения или его часть в режиме онлайн, оказались в среднем лучше, чем результаты тех, кто прослушал эти курсы в традиционном формате «лектор – студенты».
После этого губернатор Калифорнии Джерри Браун заявил, что собирается запустить в ГУСХ «коррективные» онлайн-курсы, разработанные Udacity, конкурентом Coursera. Судя по всему, этот пилотный проект оказался удачным. И, скорее всего, открытое онлайн-обучение будет скоро введено во всех калифорнийских университетах. «А что касается образования, – пишет Дэвид Прайс, – то, что сегодня делает Калифорния, завтра делает вся остальная Америка».
Безусловно, онлайн-обучение никогда полностью не заменит процесса живого общения между любознательным и талантливым студентом и столь же любознательным и талантливым профессором. Хотя многие сегодня и говорят о дезинтермедиации – упразднении всяческих медиаторов (посредников) между знаниями и студентами. На смену живым медиаторам – преподавателям и консультантам – якобы неизбежно должны прийти цифровые посредники. Я думаю, такой подход вряд ли можно назвать продуктивным. У открытого образования тоже есть свои риски – это хаотичность и фрагментарность. Роль преподавателя в данном случае заключается в помощи студентам преодолеть эти риски, сохраняя свободу и открытость образования. Это предельно сложная функция, которой многим еще только предстоит овладеть. Несомненно одно: современное образование требует более гибкого подхода к форме и содержанию. Какая-то его часть должна быть вынесена в смартфон. Студент хочет учиться когда, где и как ему удобнее. Пусть слушает «муки» (MOOC) Стэнфорда дома или в автобусе, а в аудитории обсуждает с преподавателем глаза в глаза другие, более сущностные вещи.
Как бы там ни было, но тенденция к смешению разных форм обучения (онлайн и традиционного) и видов образования (открытого и систематизированного) явно намечается. Качественные онлайн-уроки и лекции, предлагаемые открытыми образовательными платформами, являются хорошей альтернативой для тех, кто по тем или иным причинам не может присутствовать в учебной аудитории. И для самих преподавателей – это мощный фактор развития их профессионального мастерства и конкурентоспособности по отношению к лучшим мировым лекторам.
Однако при всех своих преимуществах реализация принципа открытости является очень сложной проблемой. И причин здесь несколько. Во-первых, позволить себе «открыться» по-настоящему могут только очень богатые структуры. Либо это изначально исключительно общественная инициатива, подразумевающая свободный обмен знаниями между людьми в Сети. Остальным структурам нужно на что-то существовать. Это «что-то» может быть платой за сертифицирование. Иными словами, знания (или какую-то их часть) вы можете получать бесплатно, но если вам нужен диплом, то за него вы должны заплатить. Так работают многие университеты и открытые образовательные онлайн-платформы.
Еще одной причиной сложности перехода в открытый режим деятельности является стереотипность нашего мышления. Несмотря на то, что понятие «интеллектуальная собственность» появилось относительно недавно, оно успело стать священной коровой не только в западном, но и отечественном массовом сознании. Авторское право до сих пор охраняется законом. Неудивительно поэтому, что многие профессора и преподаватели видят в призыве открыть для всего мира их научные публикации, учебники и пособия посягательство на свою интеллектуальную собственность и авторские права.
К сожалению, приходится признать, что в некоторых случаях истинной причиной нежелания делиться своей интеллектуальной собственностью является фактическое ее отсутствие и присутствие вместо нее плагиата или непрофессионализма. Если человек создает интеллектуальный продукт высокого качества, то он априори заинтересован в том, чтобы о его содержании узнало как можно больше других людей. В этом случае его будут больше цитировать, и его репутационный капитал будет расти. Когда работа (монография, статья, учебник) открыта, то ее автор конкурирует уже не с коллегами по кафедре и университету, а с коллегами всего мира. Есть выгода от собственности, но есть большая выгода от открытости. Это должно стать частью жизненной философии современного ученого.
Открытость – это сложный выбор для всех институтов, независимо от их структуры и стадии развития. Это вообще переход на другую модель управления и организации жизни. Избежать этого не получится, если мы хотим быть лидерами. Открытость как явный тренд будет только нарастать, и нужно уметь с ним работать. Хорошая новость в том, что открытость - это одна из трех ценностей (наряду с классичностью и фундаментальностью), которые уже прописаны нами в «геноме» ТГУ. Продумывая основания модели университета, мы осознанно пришли к необходимости сделать границы нашей образовательной системы проницаемыми для обмена знаниями, информацией и технологиями с внешней средой. Нам не нужно, как многим другим вузам, пересматривать свои основания в связи с новыми трендами. Нам просто нужно научиться опираться на них при разработке наших образовательных стратегий.
Процесс освоения новых форматов обучающих программ в ТГУ успешно начался еще два года назад. За это время создано 16 полноценных массовых открытых онлайн-курсов для платформы Coursera по самым различным направлениям: психологии, биологии, лингвистике, маркетингу, социальным коммуникациям, инновационной деятельности и т.д. Большая часть этих курсов занимает ведущие места по количеству записавшихся на них русскоязычных слушателей. Теперь так же активно нужно осваивать и англоязычную зону Coursera.
Если мыслить широко, то перед нами стоит следующая задача: при формировании образовательной политики университета миновать форматы обучения XX века, недалеко ушедшие от форматов XIX века, и совершить прыжок сразу в середину XXI века. И это возможно только в том случае, если мы, будучи «целым миром», откроемся всему остальному миру.
Постскриптум:
Цель рубрики – не только информировать сотрудников и студентов ТГУ о каких-то важных событиях, но и вовлекать их в процессы принятия совместных решений. А для этого необходимо подробное проговаривание контекстов жизни университета и всего, что с этим связано. Иначе поставленная цель не может быть достигнута. Поэтому тексты этой рубрики по определению не могут быть короткими!
Эдуард Галажинский,
ректор Томского государственного университета,
доктор психологических наук, профессор