Об открытости в образовании. Часть 1

Об открытости в образовании. Часть 1

Совсем недавно прошла неделя, посвященная празднованию очередного дня рождения ТГУ. В такое время как-то само собой думается не только об итогах, но и о перспективах. Прошедший, 2015-й, был для нас «годом инноваций», что подтверждено реальными фактами. Самым заметным из них стала продажа Томским госуниверситетом за рубеж лицензии на производство инновационного продукта – детекторов с повышенной радиационной стойкостью. Пока это самая крупная сделка в сфере интеллектуальной собственности, осуществленная российским вузом. 

2016-й год явно становится «годом образования». Здесь тоже должен быть прорыв. Чтобы он успешно состоялся, недостаточно изменить только содержание и формы образовательных программ бакалавриатов, магистратур и аспирантур. Важно почувствовать общую мировую тенденцию в этой сфере. А она такова, что образование становится по-настоящему ОТКРЫТЫМ. Точно так же, как становится открытым бизнес и вся общественная жизнь. Под открытостью здесь понимается прежде всего обмен с внешней средой информацией, знаниями и технологиями. 

Надо сразу сказать, что необходимость принципа открытости школьной и вузовской систем декларируется уже десятилетиями, но реальная практика до недавнего времени мало соответствовала этим декларациям. Британский исследователь Дэвид Прайс (David Price) считает, что именно образовательные структуры чаще, чем какие-либо другие, применяют устаревшие модели коммуникаций и социального взаимодействия. Есть даже такая байка: если бы человек XIX века попал в XXI век, то его озадачивало бы буквально всё; и только в школе и классическом университете он чувствовал бы себя комфортно. 

http://volpuri.ru/oboi/dver_nebo_pchica

Крупный бизнес, изначально вынужденный апробировать все новые и новые модели функционирования в целях своего выживания и процветания в высоко конкурентной среде, первый рискнул стать в значительной степени открытым. Сыграло роль и осознание того, что в сетевом обществе самое закрытое знание может в любой момент стать открытым (вспомним историю с WikiLeaks). Отсюда ставка на «закрытость» изначально является проигрышной позицией. Причем независимо от того, идет ли речь о предложении бизнес-компаниями элитных, а значит, не всем доступных услуг, продуктов и технологий; или  об отстаивании ими прав на интеллектуальную собственность. 

К открытости перешли многие промышленные и ИТ-гиганты (Tesla Motors, Procter & Gamble, IBM, Google), поскольку темпы инновационного развития, необходимые для успешной конкуренции на мировом рынке, требуют выхода во внешнюю среду и  установки на сотрудничество с ней в формате аутсорсинга и краудсорсинга. При этом преимущества работы с большим количеством внешних инноваторов намного перевешивают все издержки. В условиях глобализации рабочей силы сражение за молодые таланты будет выиграно теми компаниями, которые обеспечат им легкий доступ к своим информационным сетям и свободу коммуникации.

Открытость становится одним из самых сильных трендов еще и в силу своей чрезвычайной привлекательности для масс. Даже банковская сфера, всегда характеризовавшаяся высокой степенью закрытости, не устояла  перед ним. Очень многие зарубежные банки начинают держать значительные части своих баз данных в публичных (!) виртуальных хранилищах, или «облаках». Прежде всего потому, что это им выгодно. Ведь за публичные «облака» не нужно платить. Иначе из-за взрывного информационного роста этим банкам уже сейчас пришлось бы строить очень дорогие data-центры как супер-хранилища для своих архивов.  http://www.tomsk.kp.ru/daily/26381.4/3259698/

Об этом говорил глава Сбербанка РФ Герман  Греф на «Встрече лидеров» в марте этого года, делясь впечатлениями о поездке своей команды в Силиконовую долину. 

И вот на наших глазах под натиском открытости как нового принципа организации социума, бизнеса и знания начинают рушиться последние бастионы – системы мирового школьного, вузовского и корпоративного образования. Рано или поздно, но это должно было произойти. Ибо невозможно бесконечно долго заставлять людей подчиняться стандартам, не отвечающим их интересам. Острота этого противоречия очень хорошо схвачена в речитативах британского рэппера Сули Брейкса (Suli Breaks), которого называют миссионером образования, причем очень эффективным. В 2012 г. он взорвал Интернет своим роликом «Почему я ненавижу школу, но люблю образование».
http://aandreamateos.blogspot.ru

Монологи Брейкса, записанные у входов в известные учебные заведения, сделали его популярным среди молодежи всего мира. Он не призывает закрывать или не посещать школы и университеты. Рэппер говорит о том, что человек должен иметь выбор, КАК ему учиться, и делать этот выбор осознанно. А для этого образование должно стать по-настоящему открытым для каждого, будь он богатым или бедным, здоровым или с ограниченными возможностями. Названия речитативов Брейкса говорят сами за себя: «Ваш разум – это Ваш кампус», «Я не позволю экзаменам определять мою судьбу» и т.п. 

Такую позицию можно было бы принять и за молодежный максимализм, проходящий с возрастом, если бы не результаты многочисленных исследований. Например, они подтверждают, что большинство сотрудников крупных компаний стараются избегать традиционных корпоративных учебных программ, но при этом регулярно и по доброй воле участвуют в открытых дискуссиях с коллегами со всего мира в социальных сетях. Бизнес и государство не могут игнорировать такие вызовы, поскольку слишком много денег у них уходит на то, что на деле не является эффективным. Они вынуждены кардинальным образом менять образовательные стратегии.  Если в начале становления системы корпоративного образования присутствовала ориентация на закрытость знания, его защищенность ото всех, кто не является членом данной корпорации, то теперь наиболее сильные корпоративные университеты целенаправленно делятся и обмениваются им не только с партнерами, но и конкурентами. Поскольку сам факт наличия у них такого знания и отсутствия страха им делиться говорит об их высоких конкурентных преимуществах.
5.jpg
В настоящее время многие крупные корпоративные университеты, реализуя принцип открытости, идут на широкое сотрудничество с частными и государственными университетами. Примером такой открытой образовательной политики являются и отношения корпоративного университета Сбербанка РФ с Томским государственным университетом, о чем уже говорилось в этой рубрике раньше. От такого партнерства выигрывают обе стороны, поскольку это и есть обмен информацией и знаниями, приумножающий потенциал каждой из них.

Продолжение следует.

Постскриптум:

Цель рубрики – не только информировать сотрудников и студентов ТГУ о каких-то важных событиях, но и вовлекать их в процессы принятия совместных решений. А для этого необходимо подробное проговаривание контекстов жизни университета и всего, что с этим связано. Иначе поставленная цель не может быть достигнута. Поэтому тексты этой рубрики по определению не могут быть короткими!

Эдуард Галажинский,
ректор Томского государственного университета,
доктор психологических наук, профессор

Возможно, вас заинтересует

30.04.2016

«Посольство» ТГУ

Главной целью недавно состоявшейся третьей сессии Международного академического совета (МАС) стало не только ...
13.04.2016

САЕ как миф и реальность

Несмотря на то, что о стратегических академических единицах (САЕ) уже много раз говорилось на различных ...