Выпуск блога посвящен анализу сегодняшнего этапа процесса обновления российской системы высшего образования. Ректор ТГУ Эдуард Галажинский рассказывает об основных изменениях в этой сфере, основываясь на результатах, представленных в рамках следующих мероприятий: встреч министра Минобрнауки РФ Валерия Фалькова с преподавателями и студентами Томского госуниверситета, «образовательных» дискуссионных панелей Петербургского экономического форума и заседания Совета Федерации, посвященного вопросам высшего образования.
– Эдуард Владимирович, относительно недавно прошла целая череда мероприятий, ключевым вопросом которых стало подведение итогов первого года совершенствования российской системы высшего образования. Как мы знаем, официальным его стартом является соответствующий Указ Президента РФ от 12 мая 2023 года. Вы были непосредственным участником всех этих событий и потому из первых уст знаете, каковы эти итоги. Более того, вы сами были модератором и участником мероприятий ПМЭФ-2024, выступали в Совете Федерации. Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями и впечатлениями.
– Для всех шести вузов – участников пилотного проекта и, конечно же, для самого Минобрнауки год с момента выхода Указа Президента РФ был чрезвычайно напряженным. В соответствии с этим указом необходимые изменения в системе российского высшего образования должны быть произведены одновременно, быстро и плавно. На первый взгляд, одно исключает другое. Однако если под плавностью подразумевать отсутствие каких-либо эксцессов, связанных с ущемлением прав или лишением дальнейших образовательных перспектив уже обучившихся или все еще обучающихся по «старым» – болонским – программам, то такая плавность вполне сочетается с жесткими сроками. Кроме того, в указе подчеркивается, что совершенствование системы высшего образования должно происходить с учетом всего лучшего, что было в отечественной высшей школе на протяжении всего ее развития. Отсюда наш министр науки и высшего образования Валерий Николаевич Фальков в течение года не однажды уточнял, что речь идет не о кардинальной ломке всего, что было, а об умной «достройке».
Череда мероприятий, на которых рассматривались вопросы современного этапа состояния российского высшего образования и в которых я участвовал, началась со Всероссийского форума молодых ученых и предпринимателей U-NOVUS-2024. Он проходил в конце мая в Томске. Сама его тема была обозначена как «Развитие технологического предпринимательства в студенческой среде». Понятно, что она выбрана не случайно и указывает на один из важных трендов в системе высшего образования, который сохраняется уже много лет, не теряя своей актуальности.
На форуме присутствовали первые лица региональной власти и бизнеса, отраслевые эксперты. В его пленарной сессии участвовал и министр науки и высшего образования, подчеркнувший, что технологическое развитие России немыслимо без российских университетов. Он также отметил, что представители крупного бизнеса приехали на этот форум уже не только в качестве спонсоров, но и как реальные партнеры, заинтересованные в непосредственном изучении проектов студенческих стартапов и выборе лучших из них для финансовой поддержки.
Для информации: За два года реализации проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» создано более 23 тысячи университетских стартапов и стартап-проектов. В проекте принимают участие более 360 университетов из 81 региона России. Кратно вырос пул внешних партнеров – это и крупный бизнес, и институты развития, и венчурные фонды.
Далее имели место значимые события, произошедшие непосредственно на площадках нашего университета. Это открытие лаборатории Передовой инженерной школы «Агробиотек» ТГУ, в котором участвовали министр Валерий Фальков, губернатор Томской области Владимир Мазур, руководство технологического партнера школы – компании «Артлайф», а также руководители 17 научных центров и сельскохозяйственных вузов. Лаборатория оснащена уникальным российским оборудованием, с помощью которого студенты вместе с наставниками будут создавать пробиотики и молочные закваски. Здесь же в рамках сетевых образовательных программ будут проходить стажировки для студентов и преподавателей, в том числе и из других вузов. Судя по тому, что министр через несколько дней на заседании Совета Федерации в Москве привел ПИШ «Агробиотек» ТГУ как пример для масштабирования, наш опыт был оценен очень высоко.
Состоялись и встречи министра со студентами и руководителями пилотных образовательных программ ТГУ, во время которых произошел обмен мнениями относительно причин происходящих изменений, а также тех проблемных вопросов, которые возникли в течение года в процессе реализации пилотов, запущенных в 2023 году, и разработки новых, 2024 года.
– Наверняка читателям блога захочется узнать, что же это за причины и проблемные вопросы. Ведь в определенном смысле их выявление тоже относится к результатам первого «пилотного» года.
– Валерий Николаевич назвал три причины «плавной революции» в системе отечественного высшего образования. Первая – это накопление в ней, как и любой другой системе, противоречий. Отсюда возникает необходимость очередной (раз в 10–15 лет) перенастройки. В частности, к 2022 году в преподавательском сообществе и среди работодателей сформировалось множество вопросов относительно имевшихся сроков обучения, а также компетенций выпускников, получаемых в рамках имевшейся двухуровневой системы. Другая причина – изменившиеся геополитические условия. Сегодня экономика строится на основе введенных санкций, когда понятно, что нужно добиваться ее развития исключительно собственными силами. И для этого нужна хорошая образовательная база, которая связана непосредственно с экономической системой. Нужно учитывать и другое: в этом контексте усложнились требования к выпускникам. Третья причина менее очевидная, но она есть. Это переходный период мира на другой технологический уклад. Это видно на примере развития сегодня искусственного интеллекта. И нужно понять, как организовать обучение в мире, где теперь с ним будет тесно взаимодействовать человек.
Что касается беседы с руководителями пилотных программ ТГУ, в них обсуждались, например, вопросы о том, что такое профессиональное «ядро» образовательных программ; допустима ли вариативность в сроках обучения; что подразумевается под исследовательской магистратурой; насколько перспективной является идея присвоения студентам так называемых микро- или дополнительных квалификаций еще до получения ими диплома с основной квалификацией; возможно ли открытие новых специальностей и ряд других вопросов. На часть из них Валерий Николаевич ответил вполне определенно, опираясь на опыт пилотных университетов, полученный в течение года, а также на мнения экспертов и работодателей, представляющих различные сферы профессиональной деятельности. В полностью «отточенном» формате эти ответы мы услышали потом от министра на одном из июньских пленарных заседаний Совета Федерации.
Но были и вопросы, которые остаются пока открытыми. В частности, вопрос о достижении правильного баланса между фундаментальностью высшего образования и практикой. С одной стороны, фундаментальность, вроде бы, не особо предполагает практическую подготовку, которую ждут все работодатели от выпускников вузов. С другой, она обеспечивает не только широту и глубину получаемого образования, но и мировоззренческую позицию личности и ее ценностные установки. И поэтому по поручению Президента РФ Владимира Путина Минобрнауки РФ приняло решение об увеличении оплаты труда и снижении нагрузки преподавателям фундаментальных дисциплин.
Не ясна до конца разница между аспирантурой и исследовательской магистратурой. Было высказано предположение, что наличие последней позволит заинтересованным работодателям трудоустраивать ее выпускников на исследовательские должности без наличия у них ученых степеней, но при наличии соответствующих компетенций. Скажем, в исследовательские лаборатории, которые сегодня существуют во многих инновационных компаниях и на передовых промышленных и аграрных предприятиях.
С формальной стороны остается нерешенным вопрос о присвоении студентам дополнительных (или микро-) квалификаций до выдачи основного диплома, что позволило бы им стать полноправными участниками рынка труда еще во время обучения в вузе. И это несмотря на то, что подобный подход является мировой практикой. Понятно, что университет может выдавать свои сертификаты, подтверждающие наличие нужных компетенций, но хотелось бы, чтобы это были документы, согласованные и с другими государственными инстанциями и соответствующим образом заверенные. В этом случае студенты, получившие такие документы и желающие работать, были бы более защищенными с юридической точки зрения. Вселяет надежду то, что предложение о присвоении дополнительных квалификаций, инициированное российскими пилотными вузами и, в частности, нашим университетом, нашло однозначную поддержку со стороны Минобрнауки и ряда потенциальных работодателей – лидеров отраслей. Министр обещал принять необходимые решения в самое ближайшее время.
В процессе бесед с министром, состоявшихся в ТГУ, было подчеркнуто, что показателями эффективности пилотного проекта являются три основных фактора. Первый – желание других вузов следовать за университетами-лидерами, участвующими в разработке пилотных образовательных программ. Второй – востребованность этих программ со стороны абитуриентов. Третий – мнение работодателей – лидеров отраслей.
– Далее по календарю следовало пленарное заседание Совета Федерации, проходившее в то же время, что и ежегодный Петербургский международный экономический форум, в рамках которого состоялись десятки мероприятий, имеющих то или иное отношение к изменяющейся российской системе высшего образования. Вы выступали и на Совете Федерации, и модерировали одну из панельных дискуссий ПМЭФ-2024 «Горизонт 2030: переход к новой модели высшего образования». Расскажите, пожалуйста, об этом.
– Начну с панельной дискуссии, на которой, по сути, произошла своеобразная сверка часов: ректоры ведущих российских университетов обменялись информацией о ходе образовательного эксперимента на своих площадках. Попытались ответить на вопросы «куда мы идем», «где мы сейчас» и «каковы наши планы на ближайшее время». Были представлены идеи и предложения, апробированные в прошедшем учебном году и подтвердившие свою актуальность и эффективность.
Так, ректор МИСИС Алевтина Черникова подчеркнула необходимость участия потенциальных работодателей (лидеров отраслей) буквально на всех этапах разработки, реализации и оценки пилотных образовательных программ. Она также поделилась интересным опытом открытых защит выпускных квалификационных работ в присутствии промышленных заказчиков.
Ректор МАИ Михаил Погосян, говоря о новых подходах к подготовке кадров, обратил внимание на изменение целеполагания: вместо «подгонки» российских программ под программы западноевропейских вузов на первом месте должна быть подготовка профессионалов, обеспечивающих технологическое лидерство нашей страны. С этой точки зрения МАИ решил сосредоточить свои усилия на обучении будущих комплексных инженеров, так как продуктом становится жизненный цикл промышленного изделия, а не отдельная технологическая разработка или сервис.
Ректор МПГУ – лидера в области отечественного педагогического образования – Алексей Лубков включил в свое выступление пушкинскую цитату «на чужой манер хлеб русский не родится», подчеркивающую смысл и характер происходящих изменений в отечественном высшем и школьном образовании. Кроме того, им была отмечена важность фундаментальной подготовки будущих педагогов и опоры на лучшие традиции национального образования, которые всегда должны быть открыты инновациям. Этот принцип раскрывается в возможности сочетания лучшего педагогического опыта с новейшими образовательными технологиями с применением искусственного интеллекта.
Марат Рудаков, проректор по специальным программам Санкт-Петербургского горного университета, полностью перешедшего на пилотные программы, отметил следующие ключевые моменты этого перехода: усиленную профориентационную работу в школах страны, включая Донецкую и Луганскую области, с помощью региональных отделов образования; полный отказ от бакалавриата и переход на шестилетнюю подготовку, при которой первые два курса у студентов формируется профессиональное «ядро» высшего технического образования, а последний курс – это профессиональная стажировка на предприятии, где после окончания вуза будет трудоустроен выпускник.
Проректор по образовательной деятельности Балтийского федерального университета имени Канта Ирина Фильченкова сосредоточилась на важности удержании двойного фокуса: с одной стороны, это обеспечение качественного массового высшего образования, с другой – управление талантами. Для этого студентам предоставляются комплексы различных образовательных событий, технологий, форматов обучения как системы кастомизированных жизненно-образовательных маршрутов не только с учетом их интересов и способностей, но и потребностей работодателей и тенденций развития индустрий.
– А что волнует те университеты, которые не участвуют в пилотном проекте? Какие вопросы задавали их представители?
– Прежде всего их интересует, будет ли у них возможность выбора из тех подходов, которые разработаны в шести пилотных университетах, или в итоге эксперимента им предложат некую единую траекторию, сформированную на основе лучших пилотных наработок этих университетов. Мой ответ был таков: в данный момент одной из важнейших задач является определение инвариантных инструментов и принципов, которые были бы базовыми для национальной системы высшего образования и которые можно было бы экстраполировать на все вузы страны. Среди этих ключевых принципов вырисовывается привязка к национальной рамке квалификаций, а также доработка всей этой квалификационной матрицы и всех образовательных программ вместе с лидерами отраслей и Национальным агентством развития труда. Сюда же можно отнести формирование профессионального «ядра» программ высшего образования. Но процесс поиска инвариантных принципов, конечно, будет еще продолжаться.
В Совете Федерации, где мы были накануне этой панельной дискуссии вместе с ректорами МИСИС и МАИ, и где был развернутый доклад министра Валерия Фалькова, сенаторы спрашивали всех нас о конкретных результатах первого года эксперимента. И когда мы начинали говорить о возникших в ходе пилота проблемных ситуациях и вопросах, нам говорили, что мы идем по пути изменений слишком долго и что этот процесс уже нужно завершать: внедрять новые стандарты, технологии и форматы высшего образования в общероссийскую практику. Отсюда мы видим, что существует внешний запрос на принятие конкретных административных решений, но изнутри мы понимаем, что ситуация очень сложная и нам еще предстоит ответить на множество вопросов.
В своем выступлении на Совете Федерации я кратко рассказал присутствующим об итогах первого года эксперимента непосредственно в нашем университете. Главной нашей фокусировкой была отработка вариативных программ с вариативными квалификациями и вариативными сроками обучения. Ключевым для нас стал вопрос о том, ЧТО именно является основанием для определения сроков обучения. Рассмотрев вместе с представителями профессиональных сообществ и ассоциаций работодателей возможные основания для этого, мы пришли к выводу, что единственно внятное и понятное основание – это национальная рамка квалификаций. Основными же критериями для самих квалификаций, а значит, и сроков обучения, являются требования к сложности деятельности, ее наукоемкости и уровню ответственности.
Второй ключевой вопрос: кто будет определять требования к содержанию образования? Наш ответ – это лидеры отраслей, формирующие первую линию технологического развития нашей страны и ее конкурентоспособности в мире. Для ТГУ такими лидерами являются Центробанк и Сбер, задающие самую высокую планку в финансовой сфере, где сегодня происходят стремительные и драматические изменения в связи с приходом цифровых технологий и искусственного интеллекта. Кроме этого, лидером соответствующей отрасли для нашего университета стал «Газпром нефть». Вместе со всеми ними мы пересобираем их внутреннее квалификационное содержание, под которое мы определяем содержание обучения, и запускаем пилотные программы с необходимыми требованиями к результатам обучения. Вот такая логика.
– Понятно. Если говорить в целом о новой модели отечественного высшего образования, то какой она видится сегодня при том, что каждый университет, участвующий в эксперименте, видит ее еще и по-своему?
– Общие контуры такой модели стали, несомненно, четче. Понятнее всего они были представлены в девяти основных тезисах доклада главы Минобрнауки на том же заседании Совета Федерации. Желательно, чтобы с ними ознакомились не только преподаватели, уже участвующие в пилоте, но и все, кому предстоит работать по новой модели.
Контуры новой модели высшего образования по итогам 1 года эксперимента:
1) Получаемое высшее образование должно быть полноценным, то есть завершенным, целостным и достаточным с учетом запросов экономики. Оно должно обеспечить высокую профессиональную подготовку без необходимости доучивания в магистратуре. Это главный момент планируемых преобразований.
2) Сроки обучения могут и должны быть разными. В каждом конкретном случае их определяют лидеры отраслей вместе с вузами при решающей роли государства как регулятора. Это могут быть сроки от 4 до 8 лет. Речь идет о высшем образовании с разными сроками обучения. В дипломах будет содержаться не обобщенная и часто непонятная работодателю степень бакалавра, а конкретная квалификация. Например, «инженер-химик» или «химик-исследователь».
3) Выделение единого «ядра» в ОП соответствующих областей. Отдельно для инженеров, врачей, педагогов, юристов, химиков, физиков и т. д. Это совокупность определенных дисциплин, принципиально важных с точки зрения получаемой профессии. Единое ядро создаст два важных эффекта: обеспечит общее образовательное пространство от Калининграда до Владивостока, независимо от ведомственного подчинения вузов и других факторов. Создаст новые возможности для студенческой мобильности и формирования сетевых программ, с помощью которых студенты региональных вузов получают возможность использовать ресурсы ведущих вузов страны.
4) Расширение фундаментальности образования, которая была важнейшей характеристикой советского высшего образования. Она обеспечивает выпускнику широкий кругозор и одновременно глубокие профессиональные знания. Но, кроме этого, это еще и глубокие знания в социально-гуманитарной сфере (философия, история), формирующие мировоззрение, ценности и убеждения личности независимо от получаемой профессии. В рамках пилота объемы фундаментальных дисциплин увеличены от 12 до 15%.
5) Удержание баланса между фундаментальностью и применимостью знаний в условиях постоянно меняющихся требований к профессиям на рынке труда. Индивидуальные траектории для студентов в рамках одного образовательного направления. Возможность для выпускников колледжей получать высшее образование по данному профилю в сокращенные сроки.
6) Увеличение практической подготовки. В некоторых пилотных программах ее объем увеличен в 2–2,5 раза.
7) Существенная корректировка механизма установления контрольных цифр приема на бюджетные места. Основой для этого уже с 2024 года становится единый прогноз кадровой потребности, который будут готовить Минтруда и соцзащиты.
8) Магистратура перестанет быть «довеском» к бакалавриату. Это будет программа углубления специализации на основе полученного опыта. Аспирантура же сосредоточится на подготовке исследователей и преподавателей.
9) Будет создано еще больше передовых инженерных школ.
Из материалов доклада В.Н. Фалькова на 569-м заседании Совета Федерации
– Лето пройдет быстро, не за горами новый учебный год и второй год пилота. Что бы вы пожелали преподавателям и сотрудникам нашего университета в связи с этим?
– Первое – это постараться отдохнуть, несмотря ни на что. Формально у преподавателей один из самых продолжительных отпусков в нашей стране. Но мы же понимаем, сколько дел обычно планируется на такой отпуск: научные статьи, книги, методические пособия, гранты и прочее. В результате длинный отпуск становится не менее напряженным периодом, чем учебный год. Хорошая новость заключается в том, что качественный отдых – это необязательно длинный отдых. Прежде всего это переключение на совершенно другие виды деятельности и новые яркие впечатления, которые дадут вам новую энергию и повысят мотивацию к последующей работе. Поэтому желаю всем ярких и позитивных впечатлений!
Второе мое пожелание – верить в важность происходящих изменений и в то, что они зависят и от нас самих. Нам дали шанс и возможность вместе с партнерами спроектировать систему высшего образования, которая будет самой оптимальной на данном этапе развития нашей страны, и мы должны их использовать по полной.
Ректор ТГУ Эдуард Галажинский,
член Совета по науке и образованию при Президенте РФ,
вице-президент Российского союза ректоров
Записала беседу и подобрала информационные материалы
Ирина Кужелева-Саган
ПЕРЕЙТИ В РАЗДЕЛ «СЛОВО – РЕКТОРУ»