Metrics That Matter: что нужно знать о рейтингах вузов

Metrics That Matter: что нужно знать о рейтингах вузов

Томский государственный университет выстраивает сеть вузов — участников проекта «Нейроабитуриент», который изучает восприятие молодежью промо-материалов о вузах. Учёные Центра когнитивных исследований и нейронаук ТГУ «НейроТомск» запустили этот проект летом 2023 года. Цель исследований — усиление эффективности коммуникации с будущими студентами и повышение результативности приемных кампаний в вузах. Идея проекта возникла в сотрудничестве центра ТГУ с компанией «Нейротренд» (Москва) и Консорциумом исследователей анализа и больших данных.

Специалисты центра разработают подробные рекомендации о том, как улучшить промо-материалы вузов, сделать их более понятными и удобными для разных категорий абитуриентов.

Эффективная коммуникация — залог успеха приёмной кампании университета. Она даёт возможность вузу добросовестно и открыто рассказать о возможностях, предоставляемых студентам. Абитуриенты, с другой стороны, получают сведения, на основании которых могут принимать информированное решение при выборе учебного заведения.

Конечно, одним из важных факторов, на которые всегда опирались и опираются абитуриенты и их родители при выборе вуза, является бренд университета и его позиции в рейтингах. Однако авторы книги, о которой мы сегодня хотим рассказать, на примере системы высшего образования США показывают, что ориентация на рейтинги должна основываться на понимании того, что представляют из себя ключевые показатели. Они объясняют, что слепое доверие к метрикам может негативно повлиять на выбор и затруднить путь к профессии мечты.

Почему нам может быть интересна книга Metrics That Matter: Counting What's Really Important to College Students («Метрики, которые имеют значение: подсчет того, что действительно важно для студентов колледжей»)? 

Система российского высшего образования переживает реформирование и прощается с «болонской эпохой». По сути, как было сказано в одном из выпусков блога ректора ТГУ Эдуарда Галажинского, «речь идёт даже не о реформе, а о всестороннем формировании системы высшего образования, полностью ориентированной на национальные интересы страны… В данном случае [формирование системы ВО] — это синтез всего лучшего, что было и в советской системе высшего образования, и в опыте последних десятилетий». К последнему, безусловно, можно отнести и систему рейтингов, которая продолжает работать и выполнять свои функции. И хотя ни один рейтинг не может предложить по-настоящему объективной картины, нельзя не согласиться с тем, что эта система позволяет вузам формировать и продвигать имидж страны в международном образовательном контексте, что остаётся актуальным и сегодня, с учётом переориентации российских вузов на страны, остающиеся нашими стратегическими партнёрами.

Книга.pngАвторы книги Metrics That Matter, по сути, учат «правильно читать» рейтинги и преодолевать ложные стереотипы, обращая внимание на важные для интерпретации детали. Это опыт, который можно принимать во внимание, работая и с отечественной рейтинговой системой. 

О книге

В книге Metrics That Matter авторы исследуют основные показатели, на которые ориентируются выпускники школ и их родители в Соединённых Штатах Америки. Они объясняют фундаментальные недостатки общих показателей, используемых в качестве основы для принятия жизненно важного решения. Основной вывод: при принятии решений о поступлении в вуз будущие студенты должны думать не только о рейтингах, а, в первую очередь, сосредоточиться на своих интеллектуальных и академических целях.

Другой аспект проблемы — предположительно важные для абитуриентов показатели отвлекают университеты от реализации по-настоящему высококачественных образовательных стратегий и искажают восприятие цели высшего образования. Закари Блимер, Мукул Кумар, Ашиш Мехта, Крис Мюллерлейле и Кристофер Ньюфилд представляют читателю обзор множества полезных советов относительно того, как сделать правильный выбор, буквально «несмотря» и «не смотря» на рейтинги университетов. Сильной стороной книги стало то, что коллектив авторов создал собственную методологию, схожую с методом «Дельфи», соединив индивидуальный опыт и экспертизу каждого для поиска ключевых недостатков основных рейтинговых показателей.

Мы остановимся на ключевых категориях, учитываемых при выборе вуза в западных университетах, объясним их суть и приведём мнение авторов книги Metrics That Matter по поводу каждого из них.

Возврат инвестиций (Return on investment, ROI)

Поскольку стоимость высшего образования растет, для студентов и родителей становится крайне важным тщательный расчёт ценности диплома, получаемого выпускником конкретного вуза. ROI — это показатель, который помогает оценить соотношение потенциальных доходов и возможности карьерного роста, создаваемых дипломом, и расходов на обучение. Считается, что показатель ROI позволяет студентам максимизировать выгоду от своих инвестиций в образование, обеспечивая им более процветающее и достойное будущее.

Как рассчитывается ROI: он включает три компонента: цену нетто (фактическую стоимость обучения в вузе, включая плату за обучение, проживание и питание, книги и другие сопутствующие расходы; при этом финансовая помощь, стипендии или гранты студента вычитаются из общей стоимости обучения); потенциальный долг (учитывает количество кредитов или долгов, которые студент может накопить за годы учебы в колледже для покрытия чистой стоимости; при этом более низкий долг обычно приводит к более высокой рентабельности инвестиций); потенциальный доход (фокусируется на предполагаемом доходе, который выпускник может получать в выбранной им области в течение определенного периода, часто от 10 до 20 лет после окончания учебы; определяет потенциальный заработок, спрос на рынке труда, рост отрасли и стартовую зарплату).

Комментарии авторов книги

Коэффициент ROI может привести к формированию искаженного восприятия карьерного роста, так как он не учитывает общую ценность передаваемых студентам навыков. Точная количественная оценка использования этих навыков затруднительна, но некоторые компании, например, Payscale, пытаются это делать. Однако Payscale имеет свои ограничения в достоверности исследований, так как они ориентированы на карьеру «белых воротничков» и основывают свои выводы на данных о доходах, которые пользователи сообщают сами, а также используют выборочные и немногочисленные данных. Всё это может привести к ошибочной оценке «стоимости карьеры» (в сфере естественных наук по сравнению с гуманитарными) и неверному представлению о том, что финансовые достижения являются единственной целью получения высшего образования.

1.png

Рейтинги университетов

Рейтинги университетов могут учитывать качество исследований и доходы вуза, результаты опросов ученых и сотрудников, соотношение преподавателей и студентов, а также демографические статистические данные, такие как количество иностранных студентов. По сути, существует три основных мировых рейтинга университетов, на которые обычно ориентируется большинство людей: QS World Ranking of Universities, Academic Ranking of World Universities и Times Higher Education World University Rankings.

Комментарии авторов книги

Рейтинговые списки призваны предоставить абитуриентам и родителям эмпирические данные для выбора лучшего учебного заведения, но зачастую они становятся маркетинговым инструментом для вузов с более высоким рейтингом. Авторы представляют исследования, в которых рассматривались вузы с высоких и низких позиций рейтингов. Выяснились интересные моменты: обучающиеся в вузах с более высоким рейтингом имели более высокую заработную плату, но факт поступления в эти университеты сам по себе не имел никакой связи с их будущими заработками. На основании своего исследования Закари Блимер, один из авторов книги, предполагает, что лучшим показателем успешности университета является доля учащихся, окончивших университет (Graduation rate).

2.png

Селективность

Индекс селективности (избирательности) рассчитывается исходя из процента зачисленных студентов, разделенного на общий процент приема.

Комментарии авторов книги

Этот показатель означает приравнивание качества учебного заведения к уровню приема: чем ниже процент приема, тем выше уровень качества. Селективность стала знаком качества для студентов и их семей и считается залогом более высоких будущих заработков выпускников. Используя систему Калифорнийского университета (UC), авторы предоставляют доказательства того, что коэффициенты селективности не измеряют качество студентов и их последующий успех. С экономической точки зрения селективность — это соотношение «спрос-предложение», которое создает самоисполняющееся пророчество.

5.png

Цена за обучение

Комментарии авторов книги

Если смотреть на этот показатель с точки зрения маркетинга, то можно предположить, что чем выше цена, тем лучше продукт или, в нашем случае, обучение. Цена бренда университета — неоднозначный фактор, который может как убедить, так и отговорить человека от выбора того или иного вуза. Закари Блимер и его соавторы предлагают принимать решение на основании анализа данных, собранных на специальных ресурсах, таких как College Scorecard. Это онлайн-инструмент, созданный правительством США, чтобы потребители могли сравнивать стоимость и ценность высших учебных заведений в США (неким аналогом этого ресурса можно считать российскую платформу «Поступи Онлайн»).


Учет студенческой задолженности

Этот аспект связан с задолженностью выпускников вуза по своим образовательным кредитам. В последние годы в США много говорят о раздутии «пузыря задолженности» до критических масштабов. Сегодня это около 1,5 триллионов долларов, что составляет около 11% от всей кредитной задолженности американских домохозяйств.

Комментарии авторов книги

Проблема студенческой задолженности оказалась в центре превращения высшего образования в нечто скорее отпугивающее, нежели желаемое. Вместо того, чтобы выпускать свободных, просветлённых, хорошо информированных и перспективных специалистов (что является изначальной миссией университетов), система производит тревожных, опутанных долговыми обязательствами выпускников, не способных разглядеть за туманом кредитов светлого будущего для себя и страны. Сфера студенческих кредитов становится отдельной отраслью, которая приносит больше пользы банкам, чем самому заемщику.

6.png

Средняя заработная плата по специальностям

При выборе направления обучения абитуриенты обычно учитывают не только свои интересы и навыки, но и среднюю стартовую зарплату после выпуска.

Комментарии авторов книги

Этот показатель сложен и сопряжен с множеством проблем из-за низкого качества данных для аналитики, получаемых от самих выпускников. Поэтому будущие студенты могут иметь неправильные представления о своем потенциале заработка после окончания вуза.


Интересные и полезные ссылки:

3.png

При подготовке публикации использовались материалы с портала HigherEdJobs

Часть иллюстраций создал ChatGPT