Предпринимательство как драйвер экономики и внутреннее самоощущение. Часть 1

Предпринимательство как драйвер экономики и внутреннее самоощущение. Часть 1

Разговор с Михаилом Шепелем, директором ИДО ТГУ и Межрегионального центра ДПО и содействия занятости ТГУ.

— Михаил Олегович, все говорят сегодня о том, что стране нужны инженеры и рабочие, именно они должны поднимать экономику России. А нужны ли сегодня предприниматели? Ведь ни средний, ни, тем более, малый бизнес с большой экономикой, вроде бы, не ассоциируется. 

4Z2A3081nxdq.jpg

— На самом деле, сегодня именно малый и средний бизнес можно рассматривать как основу для роста экономики. В целом ряде субъектов Российской Федерации, в том числе и в Томской области, значительная часть валового регионального продукта (ВРП) — это налоги от субъектов малого и среднего предпринимательства. Предпринимательская активность растёт, хотя в данный момент предприниматели сталкиваются с серьёзными сложностями, связанными, например, с санкциями. Хотя время тяжелых испытаний — это всегда и время новых возможностей, особенно в тех отраслях, откуда ушли иностранные компании. На рынок начали заходить новые отечественные производители и это очень хорошо! Повторю, кризис — самое время проявить себя и начать производить что-то своё, а не переходить на модель закупки у другого поставщика. Именно поэтому сегодня федеральное правительство и региональные органы исполнительной власти предлагают довольно много мер поддержки малого и среднего бизнеса. Как мы знаем, существует национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», направленный на улучшение предпринимательского климата в России. Во всех субъектах страны работают центры Мой бизнес, оказывающие содействие и в части обучения, и в части организационно-методического сопровождения, подачи грантовых заявок и так далее.

Поэтому, мне кажется, сегодня есть понимание и на уровне регионов, и на федеральном уровне того, насколько важна предпринимательская активность для экономики. Со стороны граждан интерес к предпринимательству можно проследить по количеству регистраций в качестве ИП и в статусе самозанятых: эти цифры растут. Поэтому вопрос о том, нужны ли сегодня предприниматели, уже не стоит.

По  состоянию  на  10  июля  2023  года  количество субъектов малого и среднего предпринимательства  (далее — МСП)  по  сравнению  с  уровнем  аналогичного  периода  2022  года,  по данным  Единого  реестра  субъектов  МСП,  увеличилось  на  4,7%  и  составило  5,9  млн  единиц,  из  них  2,2  млн  единиц — юридические лица  (–0,3%  к  уровню  аналогичного  периода прошлого  года),  3,7  млн — индивидуальные предприниматели  (+7,8%  к  уровню  аналогичного периода прошлого года). Рост количества субъектов МСП произошел в 74 субъектах Российской Федерации,  сокращение  — в  11  регионах, в  4 новых  субъектах  Российской  Федерации зарегистрировано 76,7 тыс. субъектов МСП.

Количество  самозанятых  граждан,  зафиксировавших  свой  статус  и  применяющих  специальный  налоговый  режим  «Налог  на  профессиональный  доход»  (далее  —  НПД)  по  Российской Федерации, по данным на 30 июня 2023 года составило  7,9  млн  человек  (из  них  7,5  млн человек — физические лица), что  в 1,5 раза выше  уровня  аналогичного  периода  прошлого года. 

Из доклада «О развитии рынка труда Российской Федерации» Государственного совета Российской Федерации за 2023 год

— Можно ли и нужно ли учить предпринимательству?

— На эту тему дискутируют и представители системы высшего образования, и те, кто занимается дополнительным профессиональным образованием. Потому что иногда мы видим, как предпринимателями становятся люди, никогда не обучавшиеся предпринимательскому делу. У них могут быть дипломы в совершенно других профессиональных сферах, однако в какой-то момент они решили, что хотят стать предпринимателями. И непонятно, что именно подталкивает человека к такому решению. Какой-то элемент экосистемы, той среды, где он живет, становится триггером, пробуждающим желание попробовать себя в деле. Иногда это сложные жизненные обстоятельства, иногда — просто случайность, представившаяся возможность. Человек начинает раскрывать в себе предпринимательское начало. И вопрос о том, можно ли этому научить и поставить на поток (если мы говорим о предпринимательстве серийном и технологическом, что сегодня очень важно) — спорный.

Сегодня в России есть понимание, что новые технологии рождаются чаще всего не в крупных проектных бюро, а с помощью оперативной быстрой работы небольших команд предпринимателей. Они чувствуют новые веяния, пытаются что-то собрать, выводят на рынок MVP, потом получают обратную связь, дорабатывают и производят конечный продукт для рынка. Именно так рождаются новые технологии.

Но вопрос, удастся ли поставить на поток создание стартапов, тоже остаётся открытым. На самом деле не так много университетов в мире смогли это сделать. Мы знаем Силиконовую долину в Америке, ряд университетов в Европе, но это — истории единичного успеха. Просто взять и масштабировать эти модели не всегда получается, но в эту сторону все пробуют идти. Есть соответствующие меры поддержки и в Российской Федерации, а именно, федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства». В Томском государственном университете появилась образовательная программа «Предпринимательство и управление проектами» Капитаны. Это — отдельный трек, где молодых людей учат предпринимательским активностям.

Кроме того, федеральный проект «Содействие занятости» предлагает постоянно обновляемый пул предпринимательских программ и отдельных курсов, которые помогают гражданам совершенно бесплатно получить базовые навыки для создания своего бизнеса.

Существует ещё один вопрос, на который нет пока однозначного ответа: кого эффективнее учить — тех, кто только хотел бы войти в эту сферу или тех, кто уже сделал осознанный выбор и имеет свой бизнес. В европейских странах больше поддержки направлено именно на предпринимателей, которые уже о себе заявили. А в России пока в большей степени средства выделяются на экосистему подготовки к предпринимательской деятельности. Это разные подходы, пока сложно оценить какой из них эффективнее.

— А чему именно нужно учить на предпринимательских программах — хард-компетенциям, которые считаются таковыми для бизнеса (менеджменту, бухгалтерскому делу, и тому подобному) или soft- и self-компетенциям, так называемым, метанавыкам?

— Безусловно, есть определенные базовые вещи, которые нужно знать в сфере налогообложения, бухгалтерского учета, кадрового учета, отчетности и так далее.  Но, с другой стороны, само наличие знаний и навыков создания бизнес-плана в теории не гарантирует успеха. И в этом смысле, конечно, есть определенные софт-скиллы, например, способность брать на себя риски, ответственность, стрессоустойчивость и коммуникативные навыки. Они особенно важны для привлечения инвесторов, убеждения их в том, что твой проект самый лучший. Однако, каким из этих навыков действительно можно научить со стороны, а каким возможно научиться только в процессе деятельности (learning by doing)? Поэтому сегодня, мне кажется, успешны те предпринимательские программы, которые сочетают в себе эти два подхода и позволяют выстраивать обучение индивидуально, под конкретный бизнес, организовывая слушателю тьюторскую поддержку. Чтобы человек мог, с одной стороны, научиться конкретным действиям, например, для оптимизации налогообложения, а с другой, прокачать свою способность рисковать и двигаться вперёд, несмотря ни на что.

Тут возникает некое противоречие, которое важно решить: сделать так, чтобы этот индивидуальный подход сохранился при масштабировании программ. Сделать это непросто, поскольку индивидуальный подход в образовании всегда очень ресурсозатратный.  Реализуемые сегодня проекты призваны решить эту проблему.

Продолжение

Telegram-канал ИДО ТГУ "ДПО: от буквы до цифры"