Преподавателям российских вузов рассказали о пилотных программах ТГУ

Задачи пилотного проекта по совершенствованию высшего образования на примере магистерских программ ТГУ обсудили участники дискуссионной площадки «Переход к новой модели высшего образования: разработка и реализация пилотных программ». Сессия прошла в рамках конференции «Проектное наследие и трансформация университета», которую провели Томский государственный университет и Благотворительный фонд Потанина.

Прошел почти год с момента, как в России стартовал проект по совершенствованию системы высшего образования: указ об этом подписан Владимиром Путиным 12 мая 2023 года. Шесть университетов, в том числе ТГУ, включились в «пилот», главной задачей которого стала выработка решений для трансформации пост-болонской системы. Основной вектор — преодоление разрыва между университетом и работодателем, выработка новой модели высшего образования.

В ТГУ в пилотный проект изначально вошли 13 программ, в этом году список пополнился: теперь это 36 программ высшего и специализированного высшего (магистратура) образования. Руководители программ активно включились в работу по обсуждению и внедрению нововведений, имеющих концептуальное и стратегическое значение для всей системы образования страны.

О ключевых моментах, которые отличают новую модель высшего образования, на сессии рассказала заместитель проректора ТГУ по образовательной деятельности, директор Института образования Елена Суханова.

— Уходит идея многоуровневости как обязательной характеристики университетского образования, важнее становятся гибкость и междисциплинарность. Появилась вариативность сроков обучения: полноценное высшее образование студент может получить за 4-5-6 лет, в зависимости от программы и от его собственных амбиций. Основное высшее образование гарантирует, что выпускник готов к рабочему месту — и к актуальному, и к тому, которое может появиться в будущем: такой выпускник может сам себя запустить в процесс профессионального развития. Специализированное высшее (магистратура) становится самостоятельным уровнем образования, реализовывать который смогут не все вузы, — отметила Елена Суханова.

DSC_7592_1200_Е.Суханова.jpg
Заместитель проректора ТГУ по образовательной деятельности, директор Института образования Елена Суханова

Образовательные программы Томский госуниверситет предлагает выстраивать на основе Национальной рамки квалификаций. Это позволяет ранжировать сроки обучения в соответствии с заданными характеристиками сложности деятельности, наукоемкости и широты ответственности выпускника. По многим новым профессиям квалификационных рамок пока еще не создано, и обсуждая их с лидерами той или иной отрасли (например, как финтех, химпром), университет выходит в экосистемные отношения с рынком труда.

Об основных изменениях в пилотных образовательных программах ТГУ участникам сессии «Переход к новой модели высшего образования» рассказала Марина Отт, начальник отдела сопровождения инновационных образовательных проектов ИО ТГУ.

— Изменения коснулись и содержания, и формы, и условий реализации программ. Здесь и усиление практикоориентированности, и взаимодействие с партнерами по реальным кейсам, и расширение проектной деятельности. Изменяются и формы итоговой аттестации, больше внимания уделяется построению индивидуальных треков. Создается образовательная среда, чтобы студенты могли собирать компетентностный профиль. В 2023 году быстрый запуск пилотного проекта смог случиться благодаря опыту команд в Лиге РОП. Сейчас изменения, происходящие в программах, сопровождает Институт образования ТГУ, однако важно отметить, что в университете уже сформировалось сильное экспертное сообщество, внутри которого мы и обсуждаем сложные вопросы пилотного проекта, — подчеркнула Марина Отт.

Обновления программ базового высшего образования (бывшего бакалавриата) на примере программ ТГУ были представлены в докладе Марины Отт, а о новинках магистратуры говорили сами руководители образовательных программ.

DSC_7785_1200 А.Шевчик.jpg
Доцент ФилФ ТГУ Анна Шевчик

Доцент ФилФ Анна Шевчик рассказала о профессиональной магистратуре «Юридическая лингвистика». Эта годичная программа построена в формате мастерской: студенты проходят обучение на реальных кейсах, разбирая их под руководством опытных наставников.

Доцент ФЖ Василий Вершинин представил магистерскую программу «Цифровой медиамаркетинг», где студенты в течение года работают с настоящими заказчиками в формате коммуникационного агентства.

Среди вопросов, заинтересовавших слушателей площадки, были вопросы о месте аспирантуры в системе высшего образования и о том, чем от аспирантуры отличается исследовательская магистратура. В ходе дискуссии участники также затронули особенности и необходимость внедрения фундаментального ядра в университете. Эти темы и ряд других, связанных с переходом к новой системе высшего образования, в настоящее время активно обсуждаются на уровне Минобрнауки РФ при участии всех шести пилотных вузов.