Лига РОП – место рождения нового высшего образования

Второй сезон Лиги РОП (руководителей образовательных программ) завершился в начале июня. В начале нового учебного года в Томском государственном университете стартуют две программы, прошедшие через «горнило» лиги. О том, почему для работы над новым образованием был выбран такой формат, зачем изменять то, что уже устоялось десятилетиями, и почему Лига РОП может оказаться полезной для совершенствования системы высшего образования России, в интервью университетской газете Alma Mater рассказали проректор ТГУ по образовательной деятельности Евгений Луков и руководитель проектной работы Лиги РОП Олег Змеев.

ИЗМЕНЯТЬ, НЕ ЛОМАЯ

– Евгений Викторович, к вам как к идеологу Лиги РОП первый вопрос: в чем заключается ее основная идея и почему был выбран именно такой формат?

– Лига – это мыслительное пространство для руководителей программ и преподавателей, которые считают, что прежние привычные форматы не работают или работают не так эффективно, как хотелось бы. Поэтому они хотели бы создать новую программу или трансформировать старую, чтобы повысить ее КПД. Людей, готовых к этому, немного, но в нашем университете они есть. Лига РОП – это своеобразная площадка для конструирования таких программ, что невозможно без трансформации представлений о деятельности. Чтобы создавать новое, нужно, прежде всего, измениться самому.

По факту формат, который мы в ней используем, методологически очень близок к формату организационно-деятельностных игр. Он известен более 40 лет, но при этом не теряет своей актуальности. Суть его в том, чтобы с помощью определенной технологии решить проблему. В данном случае проблему качества и эффективности образовательных программ. Выбранный формат дает возможность прийти к качественно новому стилю работы постепенно, осознанно, а не путем революционных потрясений или насаждения новых правил сверху.

По большому счету, этот формат был опробован ТГУ еще на этапе участия в Программе 5-100, когда в университете проходили большие стратсессии с участием команды из МШУ Сколково. Впоследствии в университете появились люди, способные самостоятельно использовать организационно-деятельностные игры для решения тех или иных задач. На Лиге эту большую работу проводил Олег Алексеевич Змеев, который помогал командам в формировании новых программ.

– Олег Алексеевич, в чем сложность и особенности проектной работы в Лиге РОП?

– Как уже сказал Евгений Викторович, чтобы делать новые программы, нужно, как минимум, начать думать по-другому. Поэтому Лига РОП – это, прежде всего, трансформация мышления. Второй важный момент: конструирование новых программ – дело не гениев-одиночек, а очень командный вид спорта. С этой точки зрения лига РОП – место, где можно прокачать команду, которая хочет работать над новым образованием. Как в хорошей спортивной команде, где есть вратари, защитники, нападающие, в современных командах, которые создают образовательные программы, тоже должны быть, условно говоря, свои защитники, свои нападающие, свои вратари. И в тот момент времени, когда люди занимают эти позиции, можно считать, что команда, способная делать новую образовательную программу, сформировалась.

DSC_2343.JPG
Команда Института образования ТГУ. Обсуждение новой программы

– В чем основная сложность этой работы?

– В том, что «переворачивать» мышление крайне трудно. Вместо этого возникают попытки воспроизвести то, к чему мы уже привыкли, не изменить содержание, а переписать его другими словами. Как обычно в университетах создаются «новые» программы? Классический способ – придумать современное название. В лучшем случае вставить два-три курса, которые как-то соответствуют этому новому названию, остальное оставляем, как было. Обычно такая программа живет один год. Ровно столько можно обманывать абитуриентов с помощью яркой вывески, потом все проблемы возвращаются.

Что означает программа, построенная по-новому? Первое – она должна понимать, кто является ее стейкхолдерами и как она с этими стейкхолдерами будет работать. Что она им обещает, за счет чего она это делает. С этой точки зрения абитуриенту мало сказать: «Вы будете крутыми». Нужно показать, как вы эту крутость построите в педдизайне, а не просто в каких-то утверждениях. С этой точки зрения, например, наличие 20 профессоров не означает, что вы сможете студентам дать исследовательскую компоненту.

Другой момент: почему то, что вы даете студентам, является актуальным? За счет каких механизмов содержание программы удерживает фронтир? Момент третий – мотивация. Что заставляет ваших студентов у вас учиться, а ваших преподавателей у вас работать? Почему люди должны инвестировать свое время и силы в тот образовательный процесс, который вы строите?

DSC_5467.jpg
Руководитель проектной работы Лиги РОП Олег Змеев

Момент четвертый – качество. Каким образом вы гарантируете своим стекйхолдерам, что то, что вы построили, дает качественный результат? И оно точно не меряется количеством красных дипломов, которые вы выдали. Ну и последнее – ресурсы. Что вам для этого нужно и где вы это возьмете?

– Были люди, которые ждали, что таким источником станет лига?

– Такие, кто приходил с ожиданием денег, были, но, как правило, людей с такой установкой на лиге ждет большое разочарование. По правилам получить некое финансирование в рамках лиги можно, но это будет как грант на проект с серьезными обязательствами и очень строгой отчетностью. Что касается меня, то я считаю, что это не совсем верно. На мой взгляд, если вы строите реальную программу, у нее должен быть бюджет, который называется операционным, и в этом смысле любая программа должна быть, как минимум, операционно состоятельной. Она должна иметь возможность жить сама по себе, без внешних вливаний. А у хорошей программы, кроме операционного бюджета, должен быть еще и бюджет развития. На мой взгляд, это проверка для команды и программы. Готова ли команда стать центром финансовой ответственности и жить за счет того, что она сама зарабатывает.

ДЕЛАЛИ ДЛЯ СЕБЯ, ВЫШЛО – ДЛЯ СТРАНЫ

– Олег Алексеевич, как организован рабочий процесс в лиге?

– Так как работать с пятью рамками сразу сложно, то лига строится вокруг так называемых моделей или шаблонов образовательных программ. Шаблон образовательной программы – это определенного рода сборка ответов на те пять вопросов, которые я озвучил выше. На второй лиге их было четыре: ИОТ-программы, широкий бакалавриат, исследовательская программа, профессиональная школа. Участники лиги объединены в модельные группы, где, с одной стороны, они работают над некоторой абстрактной сущностью, с другой – делают это в коллективе, в котором нет никаких профессиональных связей, потому что он создается именно во время лиги. Затем участники возвращаются в так называемые программные группы, где опыт, полученный в процессе работы над абстрактными моделями, они применяют к своей собственной программе.

DSC_2391.JPG
Новая программа ФилФ ТГУ стартовала в рамках пилотного проекта по совершенствованию системы высшего образования РФ

Если говорить о тех программах, которые фактически готовы к запуску, то я бы назвал три – это «Юридическая лингвистика», базовое образование ЮИ и модуль «Основы экскурсоведения: гид-экскурсовод» на ФИПН. 

Модуль позволяет получить то, что называется микроквалификация. Будут ли они запускаться в ближайшее время, я точно сказать не могу, но две первые программы – у юристов и лингвистов – стартуют в сентябре 2023 года. По правилам они могли бы запуститься через год, но эти программы попали в эксперимент по совершенствованию системы высшего образования в России. 

Еще несколько команд смогли сконструировать новые программы, которые выглядят перспективными, но пока нуждаются в доработке. По-хорошему, в университете должен быть акселератор – площадка, на которой такие программы будут «дозревать», но пока его нет. Надеюсь, со временем мы к этому придем. 

Как оказалось, лига способна решать не только наши внутриуниверситетские задачи. Когда мы вошли в пилотный проект по совершенствованию системы высшего образования, мы смогли достать многие наши модельные наработки, созданные в рамках Лиги. При этом важно обратить внимание на то, что мы, будучи классическим университетом, активно продвигаем модель профессиональной школы, и у нас есть программы, которые сложены именно как профшкола. И руководитель этих программ рассказывает о них, подчеркивая модельность, о которой ранее шла речь. 

Там же в лиге родилась и профессиональная магистратура. Как пример: «Юридическая лингвистика» – это Лига РОП 2023, профмагистратура ФЖ – лига прошлого года. Вообще, если посмотреть на тех, кто пошел в пилотный проект, то там выпускников лиги достаточно много. С одной стороны, она дает возможность людям собирать свои программы, а с другой – дает возможность университету в какой-то степени собирать те самые модели и показывает, как может быть устроено современное образование, которое должно появиться в России.

ЛИГА РОП. НОВЫЙ СЕЗОН

– Евгений Викторович, какие дальнейшие перспективы у Лиги РОП? Будет ли новый сезон?

– Я считаю, что Лига РОП сейчас особенно нужна, и хотел бы, чтобы она точно продолжалась до конца проекта «Приоритет 2030». В идеале мы движемся к организации деятельности, когда лига станет ненужной, потому что умение создавать хорошую программу будет выработано и делать плохой продукт будет попросту стыдно. Пока я могу сказать, что третий сезон точно будет. Стартуем мы в конце января – начале февраля теперь уже 2024 года. Такая дата позволяет уложиться в сроки: четыре месяца работы, конец мая-начало июня – защита результатов.

Те, кому что-то необходимо «докрутить» в своей программе, делают это летом и в начале осени выходят на комиссию. Чтобы стартовать с программой в начале следующего учебного года, ее нужно заявить не позднее первого ноября текущего года. Возвращаясь к началу нашего разговора о выборе формата коллективного мышления для Лиги РОП, хочу сказать, что в ТГУ он уже прижился и используется не только для работы над новыми программами, но и для решения других задач. Университет по многим направлениям не администрируется, когда указания идут исключительно сверху. Люди совместно проектируют свое будущее в университете. На мой взгляд, это один из мощных механизмов, который позволяет пробуждать в людях искреннюю заинтересованность в том, что они делают, благодаря чему ТГУ сейчас входит в лидирующую группу университетов России