Когнитивное противостояние: борьба за ценности и смыслы (продолжение)

Когнитивное противостояние: борьба за ценности и смыслы (продолжение)

Первая часть материала

4 (4).png

Наш уязвлённый ум

Когнитивные способности попадают «под удар» социальных сетей и цифровых устройств. Соцсети усиливают когнитивные предубеждения (искажения) и повышают риск принятия ошибочных решений. Этот феномен описан в книге лауреата Нобелевской премии по бихевиоризму Дэниеля Канемана «Думай медленно… Решай быстро».

Ленты новостей и поисковые системы, генерирующие результаты, соответствующие нашим предпочтениям, усиливают так называемую «предвзятость подтверждения», в результате чего мы интерпретируем новую информацию, подтверждая уже существующие убеждения. Такой парадокс: мессенджеры снабжают пользователей новой информацией, вызывая предвзятость по отношению к ней; вместе с этим недавние события обретают большую значимость по сравнению с событиями прошлого. Соцсети стимулируют поиск социальных доказательств, подтверждающих снова и снова принадлежность пользователей к определённым социальным группам на основании того, что взгляды её членов соответствуют той или иной позиции. При этом человек оказывается в эхо-камере конформизма и группового мышления.

Быстрый темп обмена сообщениями и скорость появления новостей, а также ощущение необходимости быстро реагировать на них побуждают «думать быстро» (рефлекторно и эмоционально), а не «думать медленно» (рационально и рассудительно). Даже авторитетные новостные агентства теперь публикуют эмоциональные заголовки, чтобы стимулировать вирусное распространение своих новостных статей.

Люди тратят меньше времени на чтение контента, но чаще делятся им. Системы обмена сообщениями в социальных сетях оптимизированы для распространения коротких текстов, в которых часто упускается важный контекст и нюансы. Это может способствовать распространению (намеренно или случайно) неверно истолкованной информации или искаженных историй. Краткость постов в социальных сетях в сочетании с яркими визуальными образами может помешать читателям понять мотивы и ценности тех, кто их распространяет.

Потребность в осознанности

Преимущество в когнитивной войне находится на стороне того, кто «ходит» первым и выбирает время, место и средства наступления. Когнитивная война может вестись с использованием различных векторов и средств массовой информации. Открытость платформ социальных сетей позволяет злоумышленникам легко атаковать отдельные лица, группы и общественность в целом посредством сообщений в соцсетях, выборочной публикации документов, обмена видео и так далее. Кибертехнологии позволяют использовать фишинг, хакинг и отслеживание действий пользователей и групп в соцсетях.

Правильная защита требует, по крайней мере, осознания того, что когнитивная кампания ведётся. Прежде чем лица, принимающие решения, смогут определиться по поводу необходимых действий (противо-действий), необходимо сформировать способность наблюдать и ориентироваться в условиях когнитивного противостояния. Технологические решения дают возможность ответить на некоторые ключевые вопросы: проводится ли кампания? Где искать её корни? Кто это ведет? Каковы могут быть цели противника? Исследования показывают, что существуют шаблоны таких кампаний, которые повторяются и могут быть классифицированы. В них даже прослеживаются «сигнатуры», уникальные для конкретных участников когнитивных кампаний, которые могут помочь их идентифицировать.

***

Напомним, что представленный текст был опубликован на сайте НАТО еще в 2021 году. Он не содержит секретной информации, представленные в нём в самом общем виде предложения о том, каким образом можно идентифицировать когнитивные кампании и организовывать работу по противодействию им. В этом материале упоминается книга Даниэля Канемана «Думай медленно... Решай быстро», в которой автор рассказывает о сути быстрого и медленного мышления и механизмах принятия решений. Эта книга может быть очень полезна для развития критического мышления и осознанного потребления информации в эпоху острого информационного противостояния.

«Думай медленно... Решай быстро» Даниэля Канемана

Об авторе

Дэниель Канеман — писатель, психолог и экономист, эксперт по гедонистической психологии, психологии суждения и принятия решений. В 2002 году Канеман стал Нобелевским лауреатом «за применение психологической методики в экономической науке, в особенности — при исследовании формирования суждений и принятия решений в условиях неопределённости» (совместно с Верноном Смитом). Вместе с коллегами Канеман выявил когнитивные основания распространенных ошибок, возникающих из-за предубеждений, и разработал теорию перспектив. В 2011 году журнал Foreign Policy включил его в список ведущих мыслителей мира. В том же году была опубликована книга Think, Fast and Slow, в которой подытожена большая часть его исследований. Книга стала мега-бестселлером.

О книге

Черный плакат на женский день с фотографией девушки и розовыми цветами (1).png

Интересный факт: оригинальное название «Think, Fast and Slow» переводится как «Думай, быстро и медленно». На наш взгляд, русский вариант несколько исказил суть того, что автор имел в виду изначально, ведь решение — это результат размышлений. Думать медленно и быстро принимать решения просто невозможно! В оригинальном названии нам предлагают пользоваться и тем, и другим типом мышления, а в книге подробно объясняется, в каких ситуациях нужно фиксировать внимание и «включать» тот или другой режим.  

Как правило, мы оцениваем происходящее вокруг, основываясь на интуиции. Чаще всего она нас не подводит. Но вот парадокс: когда мы совершаем ошибки, то все равно убеждены в том, что, в целом, действовали правильно. Эта книга учит распознавать и понимать, на чем основываются наши суждения и выбор. Она рассказывает о том, как мы используем наше «быстрое» (автоматическое, инстинктивное, эмоциональное) и «медленное» (рациональное и логическое) мышление. Чрезмерный оптимизм, завышенная самооценка, неправильная трактовка событий — всё это приводит к неизбежным ошибкам и соответствующим результатам.

Суть концепции «быстрого и медленного мышления»

Даниэль Канеман пришёл к выводу, что существует два режима мышления. Первый режим — интуитивный, спонтанный, эмоциональный — представляет собой «быстрый» формат принятия решений. Второй — сознательный, разумный, рациональный — автор назвал «медленным мышлением».

Быстрое мышление не требует особых усилий, процесс происходит автоматически и моментально. Медленное мышление требует внимания и времени для сознательных умственных усилий.

Быстрое мышление помогает, например, определить, какой из двух объектов ближе; сориентироваться, откуда исходит громкий звук; вести машину по пустой и хорошо знакомой дороге; определить простые эмоции собеседника по мимике и интонациям. Всё это — действия, совершающиеся автоматически. Быстрое мышление — врождённый навык, который помогал и помогает человеку выживать.

В ситуациях, когда решение требует обоснования и времени для верной оценки ситуации, мы переключаемся на более глубокий «медленный» режим мышления. Оно помогает вспомнить и продиктовать номер телефона; услышать и распознать определённый звук среди множества других; контролировать эмоции в сложной ситуации. Во всех этих случаях нужно быть внимательным, не отвлекаться, иначе можно попасть в неприятную и даже опасную ситуацию. Одна из главных функций медленного мышления — отслеживать и контролировать мысли и действия, предлагаемые быстрым мышлением.

Медленное и быстрое мышление взаимодействуют между собой. Быстрое мышление автоматически предлагает немедленные варианты, а медленное мышление выбирает оптимальное. Быстрое мышление генерирует «предложения», медленное их одобряет или отклоняет. Медленное мышление отвечает за постоянный мониторинг поведения человека, благодаря ему мы способны оставаться сдержанными в ярости и внимательными на дороге ночью.

Концепция быстрого и медленного мышления важна для понимания сути когнитивного воздействия и развития навыков противостояния ему. Когда медленное мышление чем-то «занято», ему некогда отслеживать, правдива или нет информация, которую мы получаем. Когнитивное воздействие заключается не просто в дезинформации, но создании некоего эмоционального фона, способствующего той или иной её интерпретации. Например, состояние депрессии и неуверенности у «противника» усугубляет и усиливает действие дезинформационных новостных сообщений.

Также на человека сильно влияет источник информации: так называемый «эффект ореола» увеличивает силу сообщения и отключает критическое (медленное) мышление. Этот эффект усиливают алгоритмы социальных сетей, предлагая сообщества и лидеров мнений, поддерживающих уже сформированную позицию пользователя. При этом у человека возникает ощущение, что «все вокруг» придерживаются его точки зрения, поэтому она верна и всё, что выходит за рамки «эхо-камеры», даже не попадает в фокус медленного мышления. 

К сожалению, в той или иной степени мы все подвержены самому главному когнитивному искажению: каждый человек считает, что принимаемые им решения основываются на его собственной воле и независимой позиции. На самом же деле само существование «независимой» позиции в эпоху интернета и социальных сетей подвергается сомнению. Использование любого гаджета, подключенного в сети, делает невозможным оставаться вне контекста когнитивного противостояния. Но само знание о том, что такое противостояние ведется, может снизить воздействие и способствовать формированию осознанности по отношению к его средствам, технологиями и участникам. Думайте медленно, решайте… тоже медленно!