Когнитивное противостояние: борьба за ценности и смыслы

Когнитивное противостояние: борьба за ценности и смыслы

Ученые лаборатории прикладного анализа больших данных ТГУ исследовали открытые данные социальных сетей и выяснили ценностные ориентиры студентов 674 российских вузов. Работа проводилась в рамках стратегического проекта «Социогуманитарный инжиниринг: исследование и проектирование человека и общества» при поддержке федерального проекта «Приоритет 2030».

На основе постов и комментариев в университетских пабликах социальной сети «ВКонтакте» удалось узнать, что сегодня студенты чаще всего обсуждают роль и отношения мужчины и женщины, родительство, праздники в кругу семьи и родственные связи. Большинство пользователей воспринимает университет как семью.

Созданная учеными ТГУ новая социогуманитарная технология может заменить опросные методики и быть использована при построении воспитательной работы с молодыми людьми. Дело в том, что опросные методики могут существенно искажать результаты: при сборе данных люди зачастую дают не правдивые ответы на вопросы, а те, которые, по их мнению, более приемлемы и даже одобрены обществом.

Юлия Александрова, руководитель проекта, научный сотрудник лаборатории:

«Разработанная нами технология позволяет преодолеть ограничения опросных методов и провести исследование по открытым данным: собрать, обработать и проанализировать большие массивы информации. Наш инструментарий позволяет объединить исследователей, создать сеть по всей стране и проводить совместные прикладные социально-гуманитарные исследования, результаты которых можно будет использовать для решения важных государственных задач». 

1 (3).png

Результаты этого интересного исследования опубликованы на сайте нашиценности.рф.

Важность подобных исследований сложно переоценить именно сегодня, когда весь мир находится в фазе активного информационно-когнитивного противостояния.

Что касается социальных сетей, не все осознают факт их превращения из площадки для свободной коммуникации (если они таковыми вообще когда-либо были) в инструмент или даже оружие информационного противостояния и борьбы за умы и сердца молодёжи как основных пользователей. Сложно сейчас сказать, задумывалась ли такая метаморфоза с самого начала или это произошло спонтанно, но глобальное распространение социальных сетей и возможности современных технологий с точки зрения сбора и обработки больших данных позволили тем, кто стоит во главе этих свободных и, на первый взгляд, не иерархичных структур, без преувеличения управлять миром. 

Алгоритмы социальных сетей позволяют продвигать политические взгляды; объединять людей в соответствии с их интересами и воздействовать на самые аполитичные сообщества через их лидеров; распространять ценности, выгодные тем, кто контролирует общую политическую и социально-экономическую повестку; и, наконец, разжигать реальное физическое противостояние в формате революций и гражданских войн.

3 (3).png

Социальные сети превратились в платформы для ведения гибридных войн с акцентом на когнитивные технологии, способные изменить картину мира пользователей, их ценностные и смысловые ориентиры. Стратегия когнитивного воздействия направлена на формирование у людей сомнений в основах политической системы страны, в которой они живут; подрыв культурно-ценностных установок; превращение ценностей в антиценности; создание раскола и разделение общества; искажение истории и оправдание того, что считалось неэтичным, негуманным, неприемлемым и даже постыдным (возможно незаконным).

Использование инструментов мягкой силы давно стало важнейшей стратегией Запада против политических систем и наций, которые по тем или иным причинам становятся их геополитическими противниками. К 2050 году, как заверяют американцы, когнитивные столкновения будут выделены в отдельный домен (домен — сфера конкуренции в понимании американцев). Это станет неизбежным, поскольку технологии, в частности, социальные сети обеспечили возможностью соответствующие структуры собирать ВСЮ информацию об их пользователях. К 2050 году поколение, в привычку которого вошло делиться всей личной информацией в сети, станет активным участником экономических и социально-политических процессов. Мнением молодых людей будет очень легко управлять именно потому, что до этого они годами будут добровольно рассказывать о себе абсолютно всё.

Чтобы минимизировать воздействие информационно-когнитивных технологий необходимо, в первую очередь, использовать стратегию информирования о самом феномене, повышая осведомленность, устраняя сомнения, реагируя на интеллектуальные потребности общества, в первую очередь, молодежи. Именно ценности молодежи, с одной стороны, становятся самой желанной мишенью противника в КВ, а с другой, тем, что нужно в первую очередь защищать в собственном «информационном тылу». А для того, чтобы на что-то влиять и защищать, нужно иметь об этом настолько детальное представление, насколько это возможно.

«Знать врага в лицо» в данном случае — это уже половина победы. А он (враг), нужно сказать, и не скрывается. В последние годы было издано достаточно большое количество научных статей, научно-популярных материалов и книг, посвященных проблемам когнитивного противостояния, сопровождающего боевые действия или выступающего как относительно мирный и «безобидный» вид информационной политики, реализуемой в отношении государств-конкурентов.

Далее в этом выпуске блога мы представим адаптированный сокращенный перевод материала на сайте электронного журнала NATO Reviews, который был опубликован незадолго до начала специальной военной операции. Его авторы, сотрудники Университета Джонса Хопкинса и Имперского колледжа Лондона, дают краткий, но ёмкий обзор сути когнитивного противостояния и роли осведомленности в противодействии когнитивному оружию.  Отметим, что подобных материалов можно найти достаточно много в открытых источниках, однако обращение за информацией представляет собой осознанной действие, основанное, в свою очередь, на осведомленности о существовании такой информации. Иными словами, чтобы знать, что искать, нужно понимать, что это «что-то» вообще существует.

4 (4).png

Противодействие когнитивной войне: осведомленность и устойчивость

Сегодня североатлантический союз сталкивается с целым рядом проблем в новых доменах (зонах) конфликтов. Эти домены возникают в результате внедрения новых и прорывных технологий. Например, домены космоса и киберпространства возникли в результате развития ракетных, спутниковых, вычислительных, телекоммуникационных и межсетевых технологий. Все более широкое использование социальных сетей, социальных мессенджеров и технологий мобильных устройств теперь открывает новую область противостояния — когнитивную.

В когнитивной войне полем битвы становится человеческий разум. Цель состоит в том, чтобы изменить не только то, ЧТО люди думают, но и то, КАК они думают и действуют. При успешном использовании когнитивные технологии влияют на индивидуальные и групповые убеждения и поведение в пользу тактических или стратегических целей агрессора. В своей крайней форме когнитивное противостояние потенциально способно разрушить и фрагментировать все общество, так что у него больше не будет коллективной воли противостоять намерениям противника. Противник мог бы подчинить общество, не прибегая к прямой силе или принуждению.

Цели когнитивной войны могут быть ограниченными и иметь короткий временной горизонт. Или они могут быть стратегическими, кампании которых будут проводиться на протяжении десятилетий. Одна кампания может быть сосредоточена на ограниченной цели — предотвратить проведение военных маневров, как планировалось, или заставить изменить конкретную государственную политику. Можно начинать несколько последовательных кампаний с долгосрочной целью разрушить целые общества или альянсы, посеяв сомнения относительно управления, подрывая демократические процессы и провоцируя гражданские волнения или сепаратистские движения.

Гибридное оружие

Сегодня когнитивная война (КВ) объединяет кибер-, информационные, психологические и возможности социальной инженерии для достижения своих целей. Она использует преимущества интернета и социальных сетей для выборочного и последовательного воздействия на лидеров мнений, конкретные группы и большое количество граждан в обществе.

Цель КВ — посеять сомнения, представить противоречивые идеи, поляризовать мнения, радикализировать группы и побудить их к действиям, которые могут разрушить или фрагментировать сплоченное в других отношениях общество. А широкое использование социальных сетей и технологий интеллектуальных устройств в странах-членах НАТО может сделать их особенно уязвимыми для такого рода атак.

Когнитивная область — это новое пространство конкуренции, выходящее за рамки наземной, морской, воздушной, кибернетической и пространственной областей.

5 (3).png

Фейковые новости не нужны

Полезно отметить, что для достижения целей когнитивной войны не требуется ложная информация или фейковые новости. Чтобы вызвать «взрыв» в обществе, достаточно компрометирующего материала, взломанной электронной почты государственного чиновника, анонимно просочившейся переписки или документа, выборочно переданного оппозиционным группам в социальной сети.

Группы в социальных сетях могут быть мотивированы на организацию демонстраций и выход на улицы. Официальные опровержения или двусмысленная реакция представителей организаций или политиков в таких обстоятельствах могут усилить путаницу и сомнения, а также укрепить противоречивые мнения среди населения.

Хотя фейковые аккаунты в социальных сетях и «боты» для автоматического обмена сообщениями могут усилить эту динамику, они не обязательны. (Недавнее исследование Массачусетского технологического института показало, что одни лишь эмоции удивления и отвращения делают сообщения вирусными, и обычные пользователи, а не боты, быстро отправляют их повторно).

6 (3).png

Наши умные устройства

Бумажный экземпляр вашей любимой газеты не знает, какие новости вы предпочитаете читать. Но ваш компьютер умеет выбирать контент, который вам понравится. Реклама, которую вы увидели в газете, не знает, что вы пошли в магазин купить то, что рекламировалось, а ваш смартфон знает! Редакционная статья, которую вы читаете, не знает, что вы с энтузиазмом поделились ею с некоторыми из своих ближайших друзей. Ваша социальная сеть в курсе этого.

Наши приложения для социальных сетей отслеживают то, что нам нравится и во что мы верим; наши смартфоны отслеживают, куда мы идем и с кем проводим время; наши социальные сети отслеживают, с кем мы общаемся и кого исключаем. А наши поисковые платформы и платформы электронной коммерции используют эти данные отслеживания, чтобы превратить наши предпочтения и убеждения в действия.

Компьютер предлагает нам новости, которые, как он «думает», нам понравятся, потому что он хочет, чтобы мы были вовлечены в контекст.

В социальных сетях представлены мнения, с которыми мы полностью согласны. Друзья в наших кругах в социальных сетях тоже разделяют это мнение, а те, кто этого не делает, незаметно «удаляются из друзей» или уходят сами.

Мы все чаще оказываемся в удобных «пузырях», из которых быстро исключаются неприятные или тревожные новости, мнения, предложения и люди – если они вообще появляются. Опасность заключается в том, что общество в целом может распасться на множество таких «пузырей», каждый из которых будет отделен от других.

7 (2).png

Продолжение следует