Ученые лаборатории прикладного анализа больших данных ТГУ исследовали открытые данные социальных сетей и выяснили ценностные ориентиры студентов 674 российских вузов. Работа проводилась в рамках стратегического проекта «Социогуманитарный инжиниринг: исследование и проектирование человека и общества» при поддержке федерального проекта «Приоритет 2030».
На основе постов и комментариев в университетских пабликах социальной сети «ВКонтакте» удалось узнать, что сегодня студенты чаще всего обсуждают роль и отношения мужчины и женщины, родительство, праздники в кругу семьи и родственные связи. Большинство пользователей воспринимает университет как семью.
Созданная учеными ТГУ новая социогуманитарная технология может заменить опросные методики и быть использована при построении воспитательной работы с молодыми людьми. Дело в том, что опросные методики могут существенно искажать результаты: при сборе данных люди зачастую дают не правдивые ответы на вопросы, а те, которые, по их мнению, более приемлемы и даже одобрены обществом.
Юлия Александрова, руководитель проекта, научный сотрудник лаборатории:
«Разработанная нами технология позволяет преодолеть ограничения опросных методов и провести исследование по открытым данным: собрать, обработать и проанализировать большие массивы информации. Наш инструментарий позволяет объединить исследователей, создать сеть по всей стране и проводить совместные прикладные социально-гуманитарные исследования, результаты которых можно будет использовать для решения важных государственных задач».
Результаты этого интересного исследования опубликованы на сайте нашиценности.рф.
Важность подобных исследований сложно переоценить именно сегодня, когда весь мир находится в фазе активного информационно-когнитивного противостояния.
Что касается социальных сетей, не все осознают факт их превращения из площадки для свободной коммуникации (если они таковыми вообще когда-либо были) в инструмент или даже оружие информационного противостояния и борьбы за умы и сердца молодёжи как основных пользователей. Сложно сейчас сказать, задумывалась ли такая метаморфоза с самого начала или это произошло спонтанно, но глобальное распространение социальных сетей и возможности современных технологий с точки зрения сбора и обработки больших данных позволили тем, кто стоит во главе этих свободных и, на первый взгляд, не иерархичных структур, без преувеличения управлять миром.
Алгоритмы социальных сетей позволяют продвигать политические взгляды; объединять людей в соответствии с их интересами и воздействовать на самые аполитичные сообщества через их лидеров; распространять ценности, выгодные тем, кто контролирует общую политическую и социально-экономическую повестку; и, наконец, разжигать реальное физическое противостояние в формате революций и гражданских войн.
Социальные сети превратились в платформы для ведения гибридных войн с акцентом на когнитивные технологии, способные изменить картину мира пользователей, их ценностные и смысловые ориентиры. Стратегия когнитивного воздействия направлена на формирование у людей сомнений в основах политической системы страны, в которой они живут; подрыв культурно-ценностных установок; превращение ценностей в антиценности; создание раскола и разделение общества; искажение истории и оправдание того, что считалось неэтичным, негуманным, неприемлемым и даже постыдным (возможно незаконным).
Использование инструментов мягкой силы давно стало важнейшей стратегией Запада против политических систем и наций, которые по тем или иным причинам становятся их геополитическими противниками. К 2050 году, как заверяют американцы, когнитивные столкновения будут выделены в отдельный домен (домен — сфера конкуренции в понимании американцев). Это станет неизбежным, поскольку технологии, в частности, социальные сети обеспечили возможностью соответствующие структуры собирать ВСЮ информацию об их пользователях. К 2050 году поколение, в привычку которого вошло делиться всей личной информацией в сети, станет активным участником экономических и социально-политических процессов. Мнением молодых людей будет очень легко управлять именно потому, что до этого они годами будут добровольно рассказывать о себе абсолютно всё.
Чтобы минимизировать воздействие информационно-когнитивных технологий необходимо, в первую очередь, использовать стратегию информирования о самом феномене, повышая осведомленность, устраняя сомнения, реагируя на интеллектуальные потребности общества, в первую очередь, молодежи. Именно ценности молодежи, с одной стороны, становятся самой желанной мишенью противника в КВ, а с другой, тем, что нужно в первую очередь защищать в собственном «информационном тылу». А для того, чтобы на что-то влиять и защищать, нужно иметь об этом настолько детальное представление, насколько это возможно.
«Знать врага в лицо» в данном случае — это уже половина победы. А он (враг), нужно сказать, и не скрывается. В последние годы было издано достаточно большое количество научных статей, научно-популярных материалов и книг, посвященных проблемам когнитивного противостояния, сопровождающего боевые действия или выступающего как относительно мирный и «безобидный» вид информационной политики, реализуемой в отношении государств-конкурентов.
Далее в этом выпуске блога мы представим адаптированный сокращенный перевод материала на сайте электронного журнала NATO Reviews, который был опубликован незадолго до начала специальной военной операции. Его авторы, сотрудники Университета Джонса Хопкинса и Имперского колледжа Лондона, дают краткий, но ёмкий обзор сути когнитивного противостояния и роли осведомленности в противодействии когнитивному оружию. Отметим, что подобных материалов можно найти достаточно много в открытых источниках, однако обращение за информацией представляет собой осознанной действие, основанное, в свою очередь, на осведомленности о существовании такой информации. Иными словами, чтобы знать, что искать, нужно понимать, что это «что-то» вообще существует.
Противодействие когнитивной войне: осведомленность и устойчивость
Сегодня североатлантический союз сталкивается с целым рядом проблем в новых доменах (зонах) конфликтов. Эти домены возникают в результате внедрения новых и прорывных технологий. Например, домены космоса и киберпространства возникли в результате развития ракетных, спутниковых, вычислительных, телекоммуникационных и межсетевых технологий. Все более широкое использование социальных сетей, социальных мессенджеров и технологий мобильных устройств теперь открывает новую область противостояния — когнитивную.
В когнитивной войне полем битвы становится человеческий разум. Цель состоит в том, чтобы изменить не только то, ЧТО люди думают, но и то, КАК они думают и действуют. При успешном использовании когнитивные технологии влияют на индивидуальные и групповые убеждения и поведение в пользу тактических или стратегических целей агрессора. В своей крайней форме когнитивное противостояние потенциально способно разрушить и фрагментировать все общество, так что у него больше не будет коллективной воли противостоять намерениям противника. Противник мог бы подчинить общество, не прибегая к прямой силе или принуждению.
Цели когнитивной войны могут быть ограниченными и иметь короткий временной горизонт. Или они могут быть стратегическими, кампании которых будут проводиться на протяжении десятилетий. Одна кампания может быть сосредоточена на ограниченной цели — предотвратить проведение военных маневров, как планировалось, или заставить изменить конкретную государственную политику. Можно начинать несколько последовательных кампаний с долгосрочной целью разрушить целые общества или альянсы, посеяв сомнения относительно управления, подрывая демократические процессы и провоцируя гражданские волнения или сепаратистские движения.
Гибридное оружие
Сегодня когнитивная война (КВ) объединяет кибер-, информационные, психологические и возможности социальной инженерии для достижения своих целей. Она использует преимущества интернета и социальных сетей для выборочного и последовательного воздействия на лидеров мнений, конкретные группы и большое количество граждан в обществе.
Цель КВ — посеять сомнения, представить противоречивые идеи, поляризовать мнения, радикализировать группы и побудить их к действиям, которые могут разрушить или фрагментировать сплоченное в других отношениях общество. А широкое использование социальных сетей и технологий интеллектуальных устройств в странах-членах НАТО может сделать их особенно уязвимыми для такого рода атак.
Когнитивная область — это новое пространство конкуренции, выходящее за рамки наземной, морской, воздушной, кибернетической и пространственной областей.
Фейковые новости не нужны
Полезно отметить, что для достижения целей когнитивной войны не требуется ложная информация или фейковые новости. Чтобы вызвать «взрыв» в обществе, достаточно компрометирующего материала, взломанной электронной почты государственного чиновника, анонимно просочившейся переписки или документа, выборочно переданного оппозиционным группам в социальной сети.
Группы в социальных сетях могут быть мотивированы на организацию демонстраций и выход на улицы. Официальные опровержения или двусмысленная реакция представителей организаций или политиков в таких обстоятельствах могут усилить путаницу и сомнения, а также укрепить противоречивые мнения среди населения.
Хотя фейковые аккаунты в социальных сетях и «боты» для автоматического обмена сообщениями могут усилить эту динамику, они не обязательны. (Недавнее исследование Массачусетского технологического института показало, что одни лишь эмоции удивления и отвращения делают сообщения вирусными, и обычные пользователи, а не боты, быстро отправляют их повторно).
Наши умные устройства
Бумажный экземпляр вашей любимой газеты не знает, какие новости вы предпочитаете читать. Но ваш компьютер умеет выбирать контент, который вам понравится. Реклама, которую вы увидели в газете, не знает, что вы пошли в магазин купить то, что рекламировалось, а ваш смартфон знает! Редакционная статья, которую вы читаете, не знает, что вы с энтузиазмом поделились ею с некоторыми из своих ближайших друзей. Ваша социальная сеть в курсе этого.
Наши приложения для социальных сетей отслеживают то, что нам нравится и во что мы верим; наши смартфоны отслеживают, куда мы идем и с кем проводим время; наши социальные сети отслеживают, с кем мы общаемся и кого исключаем. А наши поисковые платформы и платформы электронной коммерции используют эти данные отслеживания, чтобы превратить наши предпочтения и убеждения в действия.
Компьютер предлагает нам новости, которые, как он «думает», нам понравятся, потому что он хочет, чтобы мы были вовлечены в контекст.
В социальных сетях представлены мнения, с которыми мы полностью согласны. Друзья в наших кругах в социальных сетях тоже разделяют это мнение, а те, кто этого не делает, незаметно «удаляются из друзей» или уходят сами.
Мы все чаще оказываемся в удобных «пузырях», из которых быстро исключаются неприятные или тревожные новости, мнения, предложения и люди – если они вообще появляются. Опасность заключается в том, что общество в целом может распасться на множество таких «пузырей», каждый из которых будет отделен от других.
Продолжение следует