Этические вопросы Big Data

Этические вопросы Big Data

В середине ноября в Томском госуниверситете состоялся форум «Открытые данные», организованный Университетским консорциумом исследователей больших данных. Одним из мероприятий форума стал «Круглый стол для цифровых проректоров» нескольких ведущих столичных и региональных вузов.

2 (2).png

Главными темами обсуждения были прозрачность и открытость данных в процессе взаимодействия вузов, выработка единых подходов в цифровой политике и импортозамещение программных продуктов.

В рамках обозначенной проблематики был сформулирован целый ряд конкретных вопросов, ответы на которые необходимо искать уже сейчас. Среди них, например, были следующие:

  • Где и каким образом университеты могут использовать открытые данные?
  • Что может быть «открыто» вузами, а что не должно, учитывая общую геополитическую ситуацию?
  • Какие собственные данные, в том числе, связанные с научными исследованиями, может выкладывать в открытый доступ тот или иной вуз для обмена с другими университетами?
  • Как формировать культуру обмена и использования больших данных в университете на корпоративном и персональном уровнях?
  • Кто и как должен решать вопросы этического характера, возникающие при работе с большими данными?

9.png

Именно последнему вопросу мы бы хотели посвятить очередной выпуск блога, поскольку он представляет одну из самых актуальных проблем современного цифрового информационного общества: этический аспект использования больших данных для обеспечения высокого качества жизни человека.

Применение big data в сфере образования на данный момент ограничивается, в основном, управлением набором студентов, отслеживанием их успеваемости и оптимизацией ресурсов (сбором данных о работе сотрудников и использовании ими материальных активов вузов – аудиторий, техники и другого оборудования).

Задействование всего потенциала аналитики больших данных в образовании предполагает существование экосистемы больших данных, в которой, в свою очередь, существуют системы, поддерживающие и облегчающие участвующим субъектам сбор, анализ, обмен и распространение данных и информации.

Как правило, большие данные представляются неким позитивным, стимулирующим фактором, помогающим оптимизировать деятельность субъектов. Однако, обсуждая положительные эффекты, связанные с big data, необходимо помнить о потенциальных угрозах, не ограничивающихся утечкой персональных данных и возможными мошенническими действиями. Пока очень и очень редко в дискурсе актуализируются вопросы свободы и качества жизни людей, подверженных, по сути, постоянному внешнему слежению за собой, и даже не осознающих при этом возможного поражения в своих правах.

Иными словами, в секторе образования существует риск того, что все его субъекты будут постоянно чувствовать себя под наблюдением из-за постоянного сбора и обработки их данных, что потенциально может привести к снижению их творческих способностей и/или повышению уровня стресса.

Поведение человека зависит от множества факторов, которые невозможно ни посчитать, ни предсказать, ни нивелировать. Конечно, специалисты в области больших данных могут возразить, что и такие методики существуют. С некоторыми погрешностями, но можно предсказать, например, количество болеющих преподавателей и регулировать процессы с учетом этого числа. Но можно ли отслеживать соблюдение преподавателями расписания и выстраивать систему дисциплинарного взыскания без учёта человеческого фактора? Например, болезни, семейных обстоятельств, наложения расписания на другие важные мероприятия, скажем, на форум «Открытые данные»? Или без учёта причин переноса преподавателями занятий в другие аудитории, когда специфика обучения требует определённого оборудования, которое по факту отсутствует в аудитории, указанной в расписании?

6 (2).png

Открытым остается и вопрос, будет ли более плодотворной работа преподавателей, испытывающих постоянный стресс из-за непрерывной «фиксации» их «цифрового следа»? Насколько такой стресс может повлиять на качество их жизни и даже психическое здоровье? 

В период пандемии и пост-пандемийное время появилось довольно много статей, посвященных увеличению стресса и ухудшению психического состояния преподавателей университетов [1, 2], что вполне объяснимо. Можно найти и работы, исследующие взаимосвязь между наблюдением за сотрудниками на рабочем месте и уровнем испытываемого ими стресса [3]. Однако, не удалось отыскать публикаций, целью которых было бы, по крайней мере, обсуждение проблемы сбора цифровых следов преподавателей как возможного фактора, влияющего на уровень их стресса и качество жизни.

К сожалению, не нашлось и книг, в которых авторы ставили бы своей целью исследовать взаимосвязь между сбором и анализом данных о профессиональной деятельности субъекта в сфере образования и изменением его качества жизни (либо изменением его ощущения качества жизни). Видимо, это перспективное научное предметное поле только ещё ожидает своих исследователей.

Книга (4).png

Тем не менее, в процессе поиска внимание редакции блога привлекла коллективная монография 2021 года Big Data and Social Science. Data Methods and Tools for Research and Practice (Большие данные и социальные науки: методы и инструменты науки о данных для исследований и практики), которая, безусловно, может стать частью методологии будущих исследований междисциплинарного характера.

Это второе издание книги, входящей в серию «Социальные и поведенческие науки» (издательство Routledge). Коллектив авторов, представляющих собой сразу несколько американских университетов (Нью-Йоркский, Мэриленд и Чикагский), исследует влияние больших данных на эмпирическую социальную науку, рассматривая науку о данных как новую область исследований.

Что можно найти в книге:

  • Практический подход к работе с новыми типами данных в социальных науках
  • Ключевые инструменты науки о данных, представленные в форме, доступной не только ученым, непосредственно занимающимся большими данными, но и их коллегам из сферы социальных наук
  • Иллюстрации применения подходов, используемых в социальных исследованиях и компьютерных науках на примере решения реальных задач

Но даже в этом серьёзном труде правовым и этическим вопросам посвящен лишь небольшой параграф в главе «Приватность и конфиденциальность».

В этой части книги авторы ставят проблемы относительно того, что является разумно приватным, а что представляет собой «необоснованное вторжение». Они также подчеркивают, что сегодня во всём мире отсутствует ясность и в вопросе о том, кто именно являются владельцами данных нового типа: лица или организации, производящие такого рода информацию; собирающие и хранящие её; компилирующие, анализирующие или каким-то иным образом повышающие ценность этой информации или приобретающие её? Или это, всё-таки, общество в целом? Отсутствие ясности усугубляется тем, что некоторые законы рассматривают big data как собственность, а некоторые – как информацию.

Этика использования больших данных также не ясна, поскольку их анализ может привести к несправедливой дискриминации, ограничению в жизненном выборе, попаданию в ловушку стереотипов, неспособности очертить личные границы, несправедливому осуждению или преследованию. Необходимо направить исследовательский фокус на то, каким образом большие данные могут стать угрозой интересам и ценностям человека; на то, откуда могут исходить эти угрозы и какова их природа с точки зрения разрушения индивидуальной целостности человека и социальной целостности общества.

Абсолютно ясно, что сегодня большая часть данных хранится не в статистических агентствах с четко регулируемыми правилами пользования ими, а в коммерческих или административных учреждениях. Кроме того, поскольку цифровые данные могут храниться вечно, на право собственности способны претендовать еще не родившиеся родственники, чья личная конфиденциальность может оказаться под угрозой из-за разглашения информации о кровном родстве с их предками.

Второе издание книги доступно по ссылке Big Data and Social Science. Data Science Methods and Tools for Research and Practice

Ссылки на публикации, упомянутые в материале:

1. Stress in university research professors: A systematic review

2. Understanding and Fostering Mental Health and Well-Being among University Faculty: A Narrative Review

3. Stress-inducing or performance-enhancing? Safety measure or cause of mistrust? The paradox of digital surveillance in the workplace