На сайте ТГУ регулярно появляется информация об очередном конкурсе в рамках Всероссийской программы поддержки молодых учёных «УМНИК». Каждый раз организаторы предлагают новые темы, которые, в целом, укладываются в несколько основных направлений: информационные технологии; медицина будущего; современные материалы и технологии их создания; новые приборы и аппаратные комплексы; и биотехнологии.
Редакция блога «Наука и жизнь в ТГУ» предлагает серию материалов об этой программе и, самое главное, о людях, участниках и их научных руководителях, которые воспользовались предлагаемой поддержкой и могут вдохновить новые поколения «умников» на будущие победы и создание наукоёмкого бизнеса.
Программа «УМНИК» - это одна из инициатив Фонда содействия инновациям (ФСИ), с которым Томск начал сотрудничество ещё в 2004 году, выступив инициатором программы «Старт-Томск 400». Последняя, преследуя цель поддерживать стартапы на ранних стадиях развития, стала площадкой внедрения в жизнь нового плана: выявлять и поддерживать молодых учёных, помогая превратить их научные открытия и разработки в полноценный бизнес. Впервые эта идея была озвучена именно в Томске, на встрече директора ФСИ Сергея Полякова и его советника Ивана Бортника с Георгием Майером, который в 2007 году был ректором ТГУ. Первые 100 сертификатов участники новой программы получили на закрытии форума «Innovus» в 2008 году.
С тех пор многое изменилось, поддержкой программы воспользовались 20 000 талантливых молодых учёных, 846 из которых представляли томские вузы.
Что же даёт молодому исследователю участие в «УМНИКе»? Представитель ФСИ в Томской области, директор Томского консорциума Григорий Казьмин отвечает на этот вопрос так:
«Программа “УМНИК” – это катализатор способностей молодых людей и инструмент их самореализации. Когда человек берёт на себя ответственность за федеральные деньги (а это требует определённой смелости, потому что за них нужно отчитываться) - он проходит своеобразный тест. Тест на умение соблюдать техзадание, придерживаться планов, вести отчётность и соблюдать регламент работы».
Что касается условий конкурса, то основными из них являются возраст (от 18 до 30 лет) и срок выполнения взятых на себя обязательств (2 года). После одобрения заявки, автору проекта выделяются «невозвратные» 500 000 рублей, и он распоряжается ими так, как считает нужным для достижения поставленных целей. Он может «нанять» себе помощников, а может выполнять работу самостоятельно.
Конечно, у молодого учёного есть вариант оставаться совершенно автономным и подавать заявку самостоятельно. Но опыт показывает, что чаще всего ситуация складывается по-другому: важную роль в поиске идеи и «заражении» ею начинающего исследователя играет научный руководитель. Именно он может найти перспективного студента, мотивировать его на работу в своей группе и поддерживать соответствующую атмосферу внутри неё. Такой метод привлечения молодёжи в программу привёл к образованию не просто рабочих групп, а целых школ «умников» на базе университетов.
Если говорить о ТГУ, то здесь явно прослеживается несколько подходов к работе научных руководителей с молодыми исследователями.
Один из подходов – поиск талантливых ребят на 2-3 курсах, совместная работа на определённую «заданную» тематику, накопление результатов научной деятельности и, как логичный итог, подача заявки на конкурс «УМНИК» по окончании бакалавриата. Так выстраивает взаимодействие со своей командой подопечных, часть которых становится "умниками", доктор физико-математических наук, профессор Александр Борисович Ворожцов. Об этом мы рассказывали в одном из предыдущих выпусков блога. В данной школе работают принципы преемственности, взаимной поддержки и непосредственного участия научного руководителя. Последнее – чрезвычайно важно, ведь это даёт молодому человеку ощущение уверенности, что в случае возникновения проблем он может обратиться к опыту и авторитету руководителя, а не остаться с ними наедине. Позитивная психологическая атмосфера и пример старших коллег в группе, а также их успех, поддерживают мотивацию и придают силы в моменты, когда нужно начинать всё сначала из-за неудовлетворительных результатов на том или ином этапе. Получив поддержку от «УМНИКа», молодой учёный чувствует себя победителем и готов вкладывать все силы в то, чтобы свою теоретическую работу превращать в прикладные технологии, что, в конечном итоге, должно привести к созданию коммерческой компании.
Другой вариант работы научного руководителя со своими подопечными использует директор ИХТЦ, доктор химических наук Алексей Сергеевич Князев. Он принимает в свою команду «умников», чья тематика «ложится» в тематику партнёрства с индустриальными компаниями. Иными словами, научные разработки, предлагаемые «умниками», должны быть востребованы на рынке и являться предметом хоздоговоров. Условия нетривиальны: итоги работы (авторские права) передаются индустриальному партнёру вместе с её автором-«умником», который, будучи квалифицированным, хорошо подготовленным экспертом «в теме», становится руководителем работы с продуктом своей научной деятельности уже на производстве.
Ещё один подход можно проследить в школе, основателем которой стал доктор физико-математических наук, профессор Олег Петрович Толбанов. К сожалению, в настоящее время она приостановила «выпуск умников» в связи с объективными обстоятельствами. Но форма работы с её участниками была чрезвычайно интересной и эффективной: молодые люди, получившие поддержку от Фонда, принимались научным руководителем на работу и получали заработную плату в размере, соответствующем размеру стипендии от программы. То есть, на два года «умник» получал не 500 000, а 1 000 000 рублей.
Таким образом, можно сделать вывод: роль научного руководителя при подготовке и во время участия в программе «УМНИК» является ключевой. Он выбирает формы мотивации и поддержки молодых учёных, а также создает атмосферу сотворчества для профессионального роста.
Кроме того, руководитель раздвигает рамки, очень часто ограничивающие креативность, столь необходимую в работе настоящего исследователя. Например, он может выявить скрытый потенциал предлагаемой ФСИ темы. В этом году организаторы столкнулись с неожиданной проблемой: в конце мая, подводя итоги весеннего конкурса «УМНИК – Цифровая Россия», они обнаружили неожиданно низкое количество поданных заявок – 45 предложений от молодых учёных с территории от Урала до Дальнего Востока. Проанализировав ситуацию, представители ФСИ выяснили, что потенциальные участники восприняли тему, как приглашение исключительно для исследователей в сфере IT! На самом же деле, цифровое моделирование и вообще цифровые методы и продукты научных исследований – составляющая почти каждого исследовательского проекта, так как общим контекстом для всех видов деятельности, включая науку и бизнес, сегодня является ЦИФРОВАЯ экономика.
Редакция блога