Томск – город УМНИКОВ

Томск – город УМНИКОВ

На сайте ТГУ регулярно появляется информация об очередном конкурсе в рамках Всероссийской программы поддержки молодых учёных «УМНИК». Каждый раз организаторы предлагают новые темы, которые, в целом, укладываются в несколько основных направлений: информационные технологии; медицина будущего; современные материалы и технологии их создания; новые приборы и аппаратные комплексы; и биотехнологии.

Редакция блога «Наука и жизнь в ТГУ» предлагает серию материалов об этой программе и, самое главное, о людях, участниках и их научных руководителях, которые воспользовались предлагаемой поддержкой и могут вдохновить новые поколения «умников» на будущие победы и создание наукоёмкого бизнеса.

Программа «УМНИК» - это одна из инициатив Фонда содействия инновациям (ФСИ), с которым Томск начал сотрудничество ещё в 2004 году, выступив инициатором программы «Старт-Томск 400». Последняя, преследуя цель поддерживать стартапы на ранних стадиях развития, стала площадкой внедрения в жизнь нового плана: выявлять и поддерживать молодых учёных, помогая превратить их научные открытия и разработки в полноценный бизнес. Впервые эта идея была озвучена именно в Томске, на встрече директора ФСИ Сергея Полякова и его советника Ивана Бортника с Георгием Майером, который в 2007 году был ректором ТГУ. Первые 100 сертификатов участники новой программы получили на закрытии форума «Innovus» в 2008 году. 0890.jpg

С тех пор многое изменилось, поддержкой программы воспользовались 20 000 талантливых молодых учёных, 846 из которых представляли томские вузы.

Что же даёт молодому исследователю участие в «УМНИКе»? Представитель ФСИ в Томской области, директор Томского консорциума Григорий Казьмин отвечает на этот вопрос так:

«Программа “УМНИК” – это катализатор способностей молодых людей и инструмент их самореализации. Когда человек берёт на себя ответственность за федеральные деньги (а это требует определённой смелости, потому что за них нужно отчитываться) - он проходит своеобразный тест. Тест на умение соблюдать техзадание, придерживаться планов, вести отчётность и соблюдать регламент работы».

Что касается условий конкурса, то основными из них являются возраст (от 18 до 30 лет) и срок выполнения взятых на себя обязательств (2 года). После одобрения заявки, автору проекта выделяются «невозвратные» 500 000 рублей, и он распоряжается ими так, как считает нужным для достижения поставленных целей. Он может «нанять» себе помощников, а может выполнять работу самостоятельно.

Конечно, у молодого учёного есть вариант оставаться совершенно автономным и подавать заявку самостоятельно. Но опыт показывает, что чаще всего ситуация складывается по-другому: важную роль в поиске идеи и «заражении» ею начинающего исследователя играет научный руководитель. Именно он может найти перспективного студента, мотивировать его на работу в своей группе и поддерживать соответствующую атмосферу внутри неё. Такой метод привлечения молодёжи в программу привёл к образованию не просто рабочих групп, а целых школ «умников» на базе университетов.

Если говорить о ТГУ, то здесь явно прослеживается несколько подходов к работе научных руководителей с молодыми исследователями.

Один из подходов – поиск талантливых ребят на 2-3 курсах, совместная работа на определённую «заданную» тематику, накопление результатов научной деятельности и, как логичный итог, подача заявки на конкурс «УМНИК» по окончании бакалавриата. Так выстраивает взаимодействие со своей командой DSC_9642.jpgподопечных, часть которых становится "умниками", доктор физико-математических наук, профессор Александр Борисович Ворожцов. Об этом мы рассказывали в одном из предыдущих выпусков блога. В данной школе работают принципы преемственности, взаимной поддержки и непосредственного участия научного руководителя. Последнее – чрезвычайно важно, ведь это даёт молодому человеку ощущение уверенности, что в случае возникновения проблем он может обратиться к опыту и авторитету руководителя, а не остаться с ними наедине. Позитивная психологическая атмосфера и пример старших коллег в группе, а также их успех, поддерживают мотивацию и придают силы в моменты, когда нужно начинать всё сначала из-за неудовлетворительных результатов на том или ином этапе. Получив поддержку от «УМНИКа», молодой учёный чувствует себя победителем и готов вкладывать все силы в то, чтобы свою теоретическую работу превращать в прикладные технологии, что, в конечном итоге, должно привести к созданию коммерческой компании.

Другой вариант работы научного руководителя со своими подопечными использует директор ИХТЦ, доктор химических наук Алексей Сергеевич Князев. Он принимает в свою команду «умников», чья тематика «ложится» в тематику партнёрства с индустриальными компаниями. Иными словами, научные разработки, предлагаемые «умниками», должны быть востребованы на рынке и являться предметом хоздоговоров. Условия нетривиальны: итоги работы (авторские права) передаются индустриальному партнёру вместе с её автором-«умником», который, будучи квалифицированным, хорошо подготовленным экспертом «в теме», становится руководителем работы с продуктом своей научной деятельности уже на производстве.

Ещё один подход можно проследить в школе, основателем которой стал доктор физико-математических наук, профессор Олег Петрович Толбанов. К сожалению, в настоящее время она приостановила «выпуск умников» в связи с объективными обстоятельствами. Но форма работы с её участниками была чрезвычайно интересной и эффективной: молодые люди, получившие поддержку от Фонда, принимались научным руководителем на работу и получали заработную плату в размере, соответствующем размеру стипендии от программы. То есть, на два года «умник» получал не 500 000, а 1 000 000 рублей.

Таким образом, можно сделать вывод: роль научного руководителя при подготовке и во время участия в программе «УМНИК» является ключевой. Он выбирает формы мотивации и поддержки молодых учёных, а также создает атмосферу сотворчества для профессионального роста.

Кроме того, руководитель раздвигает рамки, очень часто ограничивающие креативность, столь необходимую в работе настоящего исследователя. Например, он может выявить скрытый потенциал предлагаемой ФСИ темы. В этом году организаторы столкнулись с неожиданной проблемой: в конце мая, подводя итоги весеннего конкурса «УМНИК – Цифровая Россия», они обнаружили неожиданно низкое количество поданных заявок – 45 предложений от молодых учёных с территории от Урала до Дальнего Востока. Проанализировав ситуацию, представители ФСИ выяснили, что потенциальные участники восприняли тему, как приглашение исключительно для исследователей в сфере IT! На самом же деле, цифровое моделирование и вообще цифровые методы и продукты научных исследований – составляющая почти каждого исследовательского проекта, так как общим контекстом для всех видов деятельности, включая науку и бизнес, сегодня является ЦИФРОВАЯ экономика.

Редакция блога

 ˃˃ следующий выпуск блога

˂˂ предыдущий выпуск блога