Искусственный интеллект: топ-тема для топ-вуза. Часть I

Искусственный интеллект: топ-тема для топ-вуза. Часть I

В конце 2019 года в Институте прикладной математики и компьютерных наук (ИПМКН) ТГУ состоялось открытие лаборатории искусственного интеллекта и индустриальной аналитики. Мы встретились с Александром Владимировичем Замятиным, доктором технических наук, директором ИПМКН, чтобы узнать, почему искусственный интеллект стал такой «горячей» темой, какое место он уже занимает в нашей жизни и как готовят специалистов, которые в скором времени будут с ним работать.

a.zamyatin.jpg

– Многие люди, далёкие от IT-сферы, представляют ИИ в виде робота, похожего на человека и подчиняющегося трём законам Айзека Азимова. Чем является ИИ на самом деле?

– Простыми словами объяснить высокую сложность очень трудно. Действительно, представление о том, что это такое, часто мифологизируется. В самом общем виде, ИИ – это некие методы, подходы, алгоритмы и программное обеспечение. Одна из самых актуальных сегодня тем в области ИИ – это нейросетевые разработки , которые, благодаря своей архитектуре, хотя и очень упрощённо, но перенимают человеческие мыслительные процессы и поэтому называются «искусственным интеллектом».

Развитие ИИ позволяет решать многие задачи со скоростью и точностью, о которых раньше не приходилось и мечтать. Это касается, например, медицины и медицинской диагностики, обеспечения безопасности, индустриального производства, коммуникаций и так далее. Сегодня почти невозможно представить себе сферу, в которой бы не применялся ИИ. Возьмём, например, системы видеонаблюдения. Раньше они представляли собой видеооборудование, ведущее запись, которая, в случае необходимости, просматривалась специалистами. Сегодня это и оборудование, и программное обеспечение, способное идентифицировать поведение человека, отслеживать объект в любых условиях (плохое освещение, напряжённый трафик), и «понимать», является ли его поведение потенциально опасным.

Пример работы ИИ, с которым знакомы все интернет-пользователи, – контекстная реклама, настраиваемая в зависимости от поведения человека в Сети и даже офлайн. Пример первой – предложение пользователю баннеров именно с теми товарами и услугами, которыми он сам ранее интересовался в «поисковике». Что касается второй, представим ситуацию, что человек купил автомобиль в летнее время. А через несколько месяцев он получает сообщение с напоминанием о покупке зимней «резины». То есть, его потребительское поведение офлайн отслеживается ИИ и влияет на то, что он видит в Сети.

– Какие компании сегодня можно считать самыми передовыми в плане использования технологий ИИ?

– Конечно, это высокотехнологичные компании с миллиардными оборотами: Google, Amazon, Facebook, Tesla. В России очевидным лидером является Сбербанк. У него есть лаборатория искусственного интеллекта, которая занимается проектами, в том числе, весьма далёкими от банковской деятельности. Порой подобные высокотехнологичные компании обвиняют в плохой или недостаточной защите данных. Однако нужно понимать следующее: сбои в системе информационной безопасности связаны отнюдь не с технологиями, а… с людьми! Там, где присутствует человеческий фактор, всегда будет «борьба снаряда и брони»: появляются новые системы защиты и сразу определённым кругом лиц решаются задачи по поиску механизмов их взлома.

– Какие проекты для индустриального сектора уже реализованы или находятся в работе Лаборатории?

– К сожалению, рассказать подробно о таких проектах затруднительно. Это очень чувствительная тема, заказчик и исполнители которой связаны, как правило, соглашениями о неразглашении. Решаемые задачи направлены на повышение конкурентоспособности предприятий, и наши индустриальные партнёры очень серьёзно относятся к защите своих интересов. Иногда они даже с нами не могут поделиться всеми данными, пусть и в ущерб потенциальной прибыли.

– Какова роль университетов в развитии технологий ИИ?

– Для развития технологий ИИ необходима некая среда, экосистема, в которой оно будет происходить. И среды, альтернативной университету, на данный момент в обществе просто не существует. Здесь рождается идея, которая потом должна уйти в бизнес-процессы. Большие компании с серьёзными ресурсами сами создают университеты внутри своей экосистемы. Примером может служить тот же Сбербанк со своим Корпоративным университетом.

– Лаборатория ИИ – это, прежде всего, «мозг» сотрудников или «мозг» супер-компьютеров?

– Самый драгоценный ресурс – это всегда люди. У нас в ИПМКН работают более 30 докторов и около сотни кандидатов наук. В лаборатории мы придерживаемся проектного подхода: научно-исследовательские коллективы формируются на основании решаемых задач. При этом в одной команде могут работать и профессора, и студенты бакалавриата.  

– Существует мнение, что в скором времени произойдут значительные изменения на рынке труда. Причиной станет то, что ИИ научится делать то, чем сегодня занимаются люди. Часть профессий исчезнет совсем, а бОльшая часть человеческих ресурсов будет направлена на обслуживание ИИ и соответствующего оборудования. Насколько такое представление о будущем оправдано?

– Сложно сделать абсолютно точные прогнозы по этому поводу. В одном можно быть уверенным на сто процентов: там, где есть необходимость в креативности и нестандартном мышлении, всегда будет необходимость именно в человеке. Самыми ценными кадрами будущего станут люди, способные предложить уникальные решения. И это касается любых действий: от предложения оригинальных идей в сфере проектного менеджмента, до создания оригинального программного обеспечения. В этом плане университет – именно то место, где формируются подобные навыки и развиваются способности гибко и нестандартно мыслить.

О том, что именно предлагает Институт прикладной математики и компьютерных наук своим абитуриентам и какие перспективы открываются перед его выпускниками, мы расскажем во второй части интервью с Александром Владимировичем Замятиным.

Редакция блога

˃˃ следующий выпуск блога 

˂˂ предыдущий выпуск блога