Год науки – наш год!

Год науки – наш год!

Наше очередное интервью – с Александром Борисовичем Ворожцовым, доктором физико-математических наук, профессором, проректором ТГУ по научной и инновационной деятельности – посвящено Году науки. Мы поговорили о том, как наш университет встретил новый год и какие планы в научной сфере будут реализованы в ближайшем будущем.

– Что для ТГУ значит объявление 2021 года в России Годом науки и технологий? Ворожцов2.jpg

– Конечно, для университетов вообще и для ТГУ в частности это очень хорошо. Такие мероприятия помогают привлечь внимание к той или иной сфере, ещё раз подчеркнуть её значение, достижения и необходимость поддержки не только со стороны государства, но и со стороны всего общества. Да и вообще, кажется вполне логичным посвятить год именно науке после 2020 пандемического года, который показал важность нашей сферы деятельности и запрос на передовые научные разработки, которые не могут появиться внезапно. Они всегда являются результатом планомерной многолетней работы.

Поэтому Год науки нас вдохновляет. Однако он совпал с переходным и непростым для нас периодом. Закончилась программа «5-100», и правительство работает над «новыми правилами игры». Мы ждём нового конкурса и нового этапа финансирования. В то же время нельзя просесть по публикационной активности, необходимо продолжать вести исследования. И я очень благодарен коллегам за понимание. Со своей стороны сделаю всё возможное, чтобы ТГУ стал частью новой программы, а наши учёные вновь получили ощущение стабильности и понимание дальнейшей перспективы.

– Какие научные проекты считаются в ТГУ в настоящее время самыми актуальными и перспективными?

– Такие направления научной деятельности были предложены ректором ТГУ Эдуардом Владимировичем Галажинским, их поддержало научное сообщество. Речь идёт об исследованиях, связанных с климатом, синтетической биологией, «новым соцгумом» и безопасностью. Сейчас мы определяем, какие подразделения могут быть включены в консорциумы по каждому направлению, а также ищем партнёров вне университета, способных восполнить компетенции, которые пока в ТГУ не представлены. Это ключевой фактор будущего успеха – найти тех, кто своими наработками дополнит имеющийся у нас задел. Самыми значимыми достижениями мы можем похвастаться по части климата: в ТГУ уже сформирована очень серьёзная школа в этом направлении, партнёрская сеть с отечественными и зарубежными коллегами, есть научно-исследовательские станции.

Синтетическая биология – направление самое молодое для ТГУ, требующее, пожалуй, наибольших ресурсов – материальных и человеческих – для того, чтобы его поставить на крыло. Тут нужно понимать, что существует конкуренция не только в плане «кто займёт научно-исследовательскую нишу», но и в плане «кто завоюет внимание научно-исследовательских коллективов, имеющих необходимые компетенции и наработки». Бывает, мы обращаемся к потенциальным партнёрам, а они уже «заняты», приглашены к сотрудничеству московскими вузами.

Главная задача сейчас – сформулировать чёткую дорожную карту до 2024 года с конкретными задачами, ожидаемыми результатами. И речь, конечно, идёт не только о количестве публикаций.

– Эти направления выбирались на основе конкурентного анализа? Это то, чего нет у других вузов, или то, что именно у нас имеет больший потенциал?

– Мы мониторим ситуацию в глобальном масштабе, смотрим, каким новым темам посвящены публикации, к чему в мире растёт интерес. Дальше мы обращаемся «к себе»: что мы имеем и что реально можно развивать, немного изменить и выйти на самую актуальную тему. Если мы говорим о безопасности, например, у нас есть большой задел, связанный с кибербезопасностью, а под ней – квантовые технологии и искусственный интеллект.

– Кроме работы над новыми направлениями какими ещё первостепенными задачами вы сейчас заняты?

– Из 21 журнала, которые издаются в ТГУ, четыре входят в высшие квартили. Пока они все гуманитарные. В феврале мы начали ревизию естественно-научных журналов, которые, казалось бы, тоже должны быть где-то наверху (та же физика), но занимают позиции ниже. Более того, в 2008 году издание «Известия вузов. Физика» был на 17-м месте среди профильных изданий, а сейчас он на пятидесятых позициях. Конечно, физике очень сложно двигаться вверх: в этой сфере высокая конкуренция. Но сомнений в том, что ситуацию нужно срочно исправлять, нет. Мы будем работать над журналами, которые нас тянут вниз. Возможно, в каких-то из них, где время ожидания публикации исчисляется годами, размещение статьи станет платным.

– Как повлияли всем известные события 2020 года на научную деятельность в ТГУ?

– Я не могу сказать, что они сильно повлияли на то, что мы делали. У нас повысились показатели публикационной активности, мы заработали больше денег на индустриальном партнёрстве и получили больше грантов. В общем, ситуация подтвердила утверждение авторов книги «COVID-19: великая перезагрузка» о том, что временное ограничение мобильности и самоизоляция в определенном смысле благотворно влияют на деятельность представителей творческих и научных профессий. Более того, я в этом убедился на личном опыте: будучи «закрытым» дома в период выздоровления, я ощутил прилив интеллектуальной энергии. Столько новый идей пришло в голову!

Casting_and_Solidification_of_Light_Alloys.jpgВ 2020 году меня пригласило в качестве гостевого редактора издательство MDPI. Оно выпускает несколько журналов высшей категории, и все они, кстати, платные. Результатами  сотрудничества с MDPI стала публикация книги «Casting and Solidification of Light Alloys». Это как бы журнал, но оформлен он как книжное издание, своеобразная монография. Очень интересное и современное решение.

В 2020 году Россия напомнила о своем научном потенциале всему миру, выпустив вакцину, признанную эффективной и качественной мировым научным сообществом. Уверен, Александр Леонидович Гинцбург получит за свою работу звание Героя Труда. ТГУ не оставался в стороне от общего тренда и тоже представил разработки, способные оказать помощь в борьбе с коронавирусом. Так, Виктор Иванович Сачков, директор Инновационно-технологического центра СФТИ, с коллегами создал газоанализатор, определяющий с высокой точностью пневмонию и коронавирусную инфекцию по образцам выдыхаемого воздуха. Юрий Владимирович Кистенев, директор Института биомедицины ТГУ, тоже работает над новыми подходами в диагностике ковида. Наша разработка по обработке материала наночастицами с биоцидными свойствами, уничтожающими бактерии и вирусы, сейчас проходит сертификацию в Национальном исследовательском центре эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи. Так что ТГУ есть чем ответить на самую актуальную мировую повестку. 

– Какие итоги, на ваш взгляд, мы будем подводить через год?

– В первую очередь мы ожидаем запуска работы по тем актуальным направлениям, о которых я сказал выше. Уверен, что мы улучшим показатели по количеству публикаций и цитированию. Хочется надеяться, что наконец-то откроют границы и мы сможем встретиться с нашими зарубежными коллегами. Этого очень не хватает. Для учёных крайне важна мобильность и личная коммуникация с партнёрами.

И конечно, я надеюсь, что через год мы уже будем частью готовящейся программы развития, которая позволит запустить новые проекты и вдохновит всех нас на достижение новых – фронтирных – научных рубежей.

Редакция блога