Команда ИДО ТГУ рекомендует:
Каждый педагог знаком с таким явлением: у группы обучающихся есть коллективный характер. Группа может быть активной или пассивной, позитивно настроенной или остро реагирующей на всё, гибкой или сложно адаптирующейся и так далее. Спорным можно считать вопрос о том, в каком формате обучения — офлайн или онлайн — этот характер проявляется ярче. Казалось бы, при офлайн-коммуникации преподаватель ближе знакомится с аудиторией, поэтому формирует более точное представление о ней. Однако в такой коммуникации большее внимание привлекают к себе лидеры групп и их личность сильно влияет на общее впечатление.
В онлайн-формате может быть обратный эффект: слушатели, которые опаздывают, часто задают уточняющие вопросы, недовольны тем или иным аспектом обучения, «задают» тон коммуникации с преподавателем и формируют представление обо всей группе.
Так или иначе, группа слушателей либо складывается и образует «общий организм», либо так и остаётся временным коллективом, распадающимся сразу после обучения.
Во втором случает обучающиеся почти не взаимодействуют, не работают вместе, не вдохновляют и не поддерживают друг друга. Такая ситуация влияет не только на эффективность обучения, но и на чувство удовлетворенности выпускников программ. Ведь многие в качестве целей обучения обозначают желание войти в профессиональное сообщество и завязать новые знакомства.
Сегодня обратим внимание на формирование сообщества во время обучения с последующей организацией коммуникации между выпускниками как важный фактор успешной реализации образовательных программ для взрослых.
Итак, создание сообщества помогает группе учащихся сплотиться и хорошо работать вместе. Это особенно важно для онлайн-курсов, поскольку, обучаясь в этом формате, слушатели могут чувствовать себя изолированными, «брошенными», вынужденными самостоятельно решать все проблемы.
Опыт работы в проекте «Содействие занятости» показал, что в формировании сообщества важную роль играют два направления организации коммуникации со слушателями:
-
Работа куратора по сопровождению слушателей
-
Организация площадки для общения выпускников программ
Сопровождение куратора
Главная функция куратора — отвечать на бесконечные вопросы слушателей, которые касаются организационных моментов обучения. Всё, что кажется преподавательскому составу самим собой разумеющимся, не является таковым для людей с давним опытом обучения. Большинство из них в последний раз учились, скажем так, в «доцифровую эпоху». Или, по крайней мере, в эпоху «доковидную», когда дистанционное образование и электронные курсы не были столь распространенными и не подразумевали продвинутых навыков владения образовательными технологиями. Неважно, насколько «дружелюбными» для пользователей становятся LMS-системы, они в любом случае несут обучающимся дополнительные проблемы. По сути, в начале любого курса нужно оставлять пару-другую для знакомства с платформой, на которой нужно будет учиться.
В «Содействии занятости» такой платформой является Odin. На ней слушатели получают все материалы и общаются с преподавателями курсов. Для обсуждения иных вопросов куратор предлагает более привычные площадки, например, Telegram или ВК.
В программы проекта приходят очень разные люди, часто это слушатели «серебряного» возраста, поэтому уровень компьютерной грамотности может быть достаточно невысокий. Работа с Odin становится для них первым пользовательским опытом и поэтому может быть основным демотивирующим фактором. Повторим: всё, что кажется простым и не требующим особых усилий для преподавателей, заслуживает особого внимания при работе со взрослой аудиторией.
В начале коммуникации на дополнительной площадке нужно установить правила общения и предупредить, что куратор не может быть на связи 24/7, но будет отвечать на вопросы не реже, например, одного раза в день. При этом не нужно ограничивать вертикальную коммуникацию в чате: участники должны иметь возможность общаться между собой, задавать вопросы и помогать друг другу. Таким образом формируются связи между слушателями, появляется чувство общности и сплоченности. Слушатели помогают друг другу решать проблемы с использованием LMS, ведь они, в отличие от преподавателей (которые по желанию тоже могут вступить в чат) и куратора, видят площадку со стороны пользователей.
Большое значение имеет и психологическая поддержка: слушателей нужно регулярно подбадривать, говорить, что все проблемы решаемы и любой, кто дойдёт до конца, получит не просто новые знания, но совершенно необходимые в современном мире компетенции самоорганизации и цифровые навыки.
Организация площадки для общения выпускников программ
Такой опыт пока не очень распространён, но уже апробируется в ТГУ некоторыми командами, отвечающими за реализацию программ проекта «Содействие занятости». Более подробно об этом опыте мы расскажем позже, пока остановимся на важных шагах, которые могут помочь создать и вести такую площадку для коммуникации выпускников программ обучения взрослых.
Масштаб коммуникации зависит от организационных возможностей и взаимодействия между педагогическими коллективами: можно создать чат или канал отдельной программы и приглашать в него всех новых слушателей (которые должны захотеть остаться на этой площадке и после завершения обучения), а можно организовать канал для определённой группы профессий и сфер деятельности.
Активное сообщество — это больше, чем доска объявлений или лента с новостями и вакансиями. Оно требует вовлеченности и активной коммуникации. Есть несколько действий, которые помогут сделать онлайн-сообщество живым и привлекательным для пользователей.
План общения
План общения — это не контент план, который помогает понимать будущую содержательную часть общения. В плане общения представлены форматы и цели коммуникации. Он сразу определяет её рамки и дает понимание пользы от вступления в сообщество.
План общения — это своеобразный календарь регулярных мероприятий (ежемесячные встречи с экспертом в профсфере; индивидуальные и групповые консультации; прямые эфиры; публикация вакансий; публикация объявлений самих участников и так далее).
Социальное присутствие
У участников сообщества должно складываться ощущение взаимодействия с реальными людьми, а не с контент-менеджером, отвечающим за текст и картинки. Для этого нужно вовлекать самих пользователей в создание контента для сообщества. Можно создать вступительное видео с представлением куратора и преподавателей и предлагать всем, кто присоединяется, делать то же самое. Важно отслеживать успехи выпускников и рассказывать истории о том, как они нашли работу, организовали и ведут бизнес, продолжают учиться и так далее.
Встречи в режиме реального времени
Офлайн-коммуникацию невозможно заменить даже самой хорошо организованной онлайн-активностью. Нужно регулярно (хотя бы раз в три месяца или полгода) организовывать встречи профессионального клуба для выпускников программ. Это могут быть семинары и мастер-классы преподавателей программы и профессионалов-практиков. Тренинги психологов и даже небольшие ярмарки-выставки. Главная цель — позволить людям встретиться лицом к лицу, обменяться визитками, получить энергию и вдохновение от живого общения.
Обмен информацией и опытом
В предыдущем выпуске блога мы говорили о преимуществах участия в профессиональных сообществах. Одно из них — возможность обмениваться ресурсами (идеями, материалами, кейсами), которые в данном случае будут важной частью контента для публикации в сообществе. В интернете можно найти любую информацию, однако самым ценным будет всегда опыт реальных знакомых людей.
Организация коммуникации с выпускниками программ — это отдельное направление работы, требующее времени и внимания. Возможно, поэтому пока реализация такого общения в большинстве случаев имеет стихийный характер и рассматривается, скорее, как перспективная и желательная, нежели актуальная и обязательная.
Если у вас и ваших коллег есть опыт организации коммуникации с выпускниками программ, пожалуйста, поделитесь с нами, и мы расскажем о нём в Telegram-канале «ДПО: от буквы до цифры».