Управление персоналом в условиях неопределенности

Управление персоналом в условиях неопределенности

Команда ИДО ТГУ рекомендует:

Мы живем в сложное, турбулентное время. Нестабильные рынки, экономический спад, закрытие компаний и т. д. — лишь часть факторов, которые влияют на уровень нашего оптимизма. Правила игры постоянно меняются, это вызывает тревогу и желание «переждать сложные времена, а вдруг всё скоро исправится и будет, как раньше». Именно поэтому существует ошибочное представление о том, что планирование в этих неопределенных ситуациях бесполезно и не имеет никакого смысла.

Из-за высокой неопределенности владельцы бизнеса часто чувствуют себя некомфортно и считают, что невозможно строить планы в таких ситуациях. У них возникают крайние реакции: они либо «парализуются» и не могут принимать решения, либо принимают опрометчивые решения без необходимого анализа ситуации. Первый вариант предполагает отказ от действий. Второй — снижает шанс получить желаемый результат.

Представление о невозможности планирования в ситуации неопределённости основана на традиционном способе составления планов: человек концентрируется на способности предвидеть, или предвидеть с большой вероятностью, каким будет единственно возможный сценарий, по которому будет работать компания. Это ограничивает руководителей, делает их негибкими и неспособными принимать быстрые решения. В мире с постоянными изменениями неопределенность — это ключевой элемент, который необходимо добавить в планирование.

Управление кадрами в компании — процесс, успех которого напрямую влияет на успех всего предприятия. И он тоже нуждается в планировании, а значит, HR-специалист обязан учитывать неопределённость в своей работе. Руководители HR-отделов должны адаптироваться к нестабильным временам.

С какими проблемами могут сталкиваться HR-специалисты в ситуации неопределённости?

Ситуация неопределённости может образоваться не только в глобальном масштабе, но и внутри отдельной корпорации или конкретной отрасли. Во время пандемии люди оставались работать из дома, чтобы соблюдать протоколы социального дистанцирования. Это привело к необходимости отслеживать качество работы сотрудников на расстоянии, которые были вынуждены осваивать новые технические навыки в очень короткие сроки. HR-специалисты столкнулись с множеством проблем, в частности, с необходимостью срочно обучить людей и организовать систему учёта производительности труда. 1 (2).png

Некоторые компании и после выхода в офлайн решили оставить сотрудников «на удаленке». Однако в связи с ухудшение политического и экономического климата появились новые проблемы: многие люди не хотят работать из дома, так как это ухудшает их психологическое состояние. В настоящий момент многим некомфортно оставаться дома наедине с тревожными мыслями, сотрудники предпочитают переживать стресс в коллективе.

Что должен делать HR-специалист, чтобы поддержать свою команду?

·         Не нужно скрывать информацию от коллег. Необходимо помнить, что по мере развития состояния неопределённости(а оно всегда не статично), у сотрудников появляются новые вопросы. Важно аккумулировать такие вопросы и обязательно отвечать на них. Чтобы не подорвать доверие коллектива, не нужно ничего приукрашивать.

·                Такие вопросы помогут держать руку на пульсе настроения в компании. Обратную коммуникацию можно осуществлять как адресно, так и коллективно — на собраниях, в общих чатах, в корпоративных медиа. Однако нужно помнить: всё, что публикуется где бы то ни было, может быть скопировано и попасть в другие рассылки. Впрочем, и то, о чём говорится на собраниях, может быть записано на диктофон. Поэтому, HR-специалист должен уметь балансировать на грани откровенности и корпоративной конфиденциальности.

·                Нужно проявлять интерес к сотрудникам. Люди ценят эмпатию и чувствуют себя более уверенно, когда ощущают поддержку от работодателя. Хорошо, когда в компании есть штатный психолог. Если такой позиции не существует, то «психологом» становится сам HR-специалист. Это требует и дополнительных навыков, и особенных личностных качеств.

Эффективный HR-специалист выстраивает стратегию доверия и лояльности в коллективе. Заслужить их руководители отдела кадров могут, принимая решения, которые лучше всего подходят для всех в организации. Доверие также означает, что руководители HR должны демонстрировать прозрачность во всем, что они делают. Каждое решение HR-специалиста призвано демонстрировать последовательность и иметь под собой весомые доводы. Только когда люди доверяют своему «эйчару», преодоление проблем в ситуации неопределённости становится достижимым.

Проект «Содействие занятости» приглашает на программу «Управление персоналом в условиях неопределенности».