Спрашивают — отвечаем: 10 популярных вопросов на собеседовании

Спрашивают — отвечаем: 10 популярных вопросов на собеседовании

Команда ИДО ТГУ рекомендует:

При подготовке к собеседованию соискатель всегда продумывает возможные вопросы, которые потенциальный работодатель может задать на встрече. Сегодня мы рассмотрим 10 самых распространенных вопросов на собеседовании, а также варианты ответов, которые помогут произвести благоприятное впечатление.

1. Не могли бы вы рассказать о себе и кратко описать свой бэкграунд?

Интервьюеры любят слушать истории о кандидатах. История о себе составляется по законам драматургии: у неё должно быть отличное начало, захватывающая середина и конец, который заставит интервьюера переживать за вас. В идеале история должна вызвать эмоции (лучше положительные): заставить слушателя улыбнуться, растрогаться, удивиться.

Расскажите о каком-то случае, который побудил вас прийти в профессию. В своей истории свяжите воедино то, как ваш опыт и интерес к отрасли, в которой специализируется данная компания, делают вас идеально подходящим кандидатом для этой работы. Если вы руководили сложным проектом или работали над захватывающим, оригинальным дизайном, обязательно скажите об этом. Для достижения того самого драматического эффекта можно упомянуть о каких-то препятствиях и проблемах, которые вы преодолели при достижении цели.  

2. Как вы узнали об этой должности? 1.1.png

Работодатели хотят знать, специально ли вы искали вакансию в их компании или слышали о вакансии от рекрутера или работающего сотрудника. Им интересно, как вы к ним попали, насколько заинтересованы в работе именно в этой должности.

Если кто-то рассказал вам об этой должности, обязательно назовите имя этого человека. При этом можно уточнить, откуда вы знаете человека, который вас направил в компанию. Например, вы раньше работали вместе или встретились за чашкой кофе на нетворкинг-мероприятии. Упомяните об этом, чтобы вызвать к себе больше доверия.

Если вы сами искали эту вакансию, чётко объясните, что привлекло ваше внимание. Для этого нужно найти всю доступную информацию о компании, узнать условия работы. Если возможно, расспросить потенциальных коллег о том, чем им нравится работа в ней. Сейчас найти таких людей и связаться с ними достаточно просто: есть социальные сети. Обращаться к незнакомым людям обычно неловко, однако, если сформулировать вопрос вежливо, доброжелательно и честно, то вполне можно рассчитывать на искренний ответ. Кстати, вы можете узнать что-то, что заставит вас передумать обращаться в компанию и это тоже полезный результат. Итак, вы хотите убедить менеджера по найму, что выбрали именно их компанию из всех остальных по нескольким конкретным причинам.

Пример: «Я узнал о вакансии через hh.ru. После этого я зашёл на ваш сайт, нашёл аккаунты компании в социальных сетях. Я очень увлечен работой, которую вы делаете в областях X, Y и Z, поэтому был бы рад работать вместе с вами. Требуемые навыки хорошо сочетаются с навыками, которые у меня есть, и мне кажется, что это прекрасная возможность внести свой вклад в вашу миссию, а также отличный следующий шаг в моей карьере». Не нужно скрывать личные интересы в карьерном росте. Сильным компаниям нужны амбициозные сотрудники.

3. Какой тип рабочей среды вы предпочитаете?

Обязательно сделайте «домашнее задание», изучив организацию и её корпоративную культуру до собеседования. Предпочитаемая вами среда должна точно соответствовать корпоративной культуре компании (а если это не так, возможно, она вам не подходит). Например, вы можете найти на сайте компании информацию о том, что у них горизонтальная организационная структура. Это ключевые слова, которые вы можете упомянуть в своем ответе на вопрос.

Если интервьюер рассказывает вам о компании что-то, чего вы не обнаружили в ходе поиска информации (например, «Мы поощряем конкуренцию. Наши сотрудники работают командами, соревнуясь друг с другом за результат. Бонусная система настроена на поощрение»), то попытайтесь описать свой опыт, который согласуется с этим. Ваша цель — дать понять, что ваша рабочая этика соответствует корпоративной этике компании.

Пример: «Мне это очень подходит. Соревновательный дух меня мотивирует, я всегда работаю лучше, если существует некая конкуренция. Моя последняя работа была в организации со схожей культурой, и мне очень нравились условия работы».

4. Как вы справляетесь с давлением или стрессовыми ситуациями?

Работодатель хочет знать: вы держитесь, как крепость, или рушитесь под давлением? Они хотят убедиться, что у вас не будет кризиса, когда давление станет более интенсивным. Умение сохранять спокойствие в стрессе — высоко ценимый талант.

Расскажите о каком-то случае, когда вы оставались спокойным, несмотря на кризис. Если это навык, который вы развиваете, признайте это и укажите шаги, которые вы предпринимаете, чтобы лучше реагировать на давление в будущем. Например, вы можете сказать, что читаете книги по психологии и управлению стрессом.

Пример: «Я понимаю, что стрессовые ситуации будут возникать всегда, и мне, конечно, приходится учиться с ними справляться. Думаю, с каждым новым опытом я становлюсь устойчивее. Например, во время работы над запуском нового продукта в моей последней компании дела моей команды шли не по плану. Вместо того, чтобы начать паниковать, я сделал шаг назад и продумал несколько стратегий, как мы могли бы решить проблему».

5. Вы предпочитаете работать самостоятельно или в команде? 1.2.png

Ваш ответ должен основываться на проведенном вами исследовании корпоративной культуры компании. Тем не менее, вы должны понимать, что большинство работодателей ожидают от вас умения работать в команде.

Многие должности требуют ежедневной совместной работы с другими людьми, в то время как некоторые позиции требуют самостоятельной работы. Когда вы отвечаете на этот вопрос, выделите лучшие черты вашей личности и то, насколько они соответствуют требованиям работы. При ответе на этот вопрос нужно упомянуть преимущества и недостатки обеих ситуаций.

Пример: «Мне нравится сочетание того и другого. Я люблю работать в команде, с которой можно обсуждать стратегию, генерировать идеи и обращаться за обратной связью. Но мне также комфортно браться за задания, которые требуют от меня самостоятельной работы. Я считаю, что лучше всего у меня получается работать, когда я могу сосредоточиться в одиночестве в тихом месте, но я действительно ценю сотрудничество с коллегами по команде, когда нужно обсудить результаты или варианты решения проблемы».

6. Как вы себя чувствуете в режиме многозадачности?

Работодатели хотят знать, как вы используете свое время и энергию, чтобы оставаться продуктивными и эффективными. Они также хотят понять, есть ли у вас собственная система, позволяющая не отставать от графиков и планов рабочих процессов компании. Обязательно подчеркните, что вы придерживаетесь сроков и относитесь к ним серьезно.

Обсудите конкретный случай, когда вы не сбились с пути, несмотря на давление и количество работы. Расскажите о важности и срочности проектов, над которыми вы работали, и о том, как вы распределяли свое время. Объясните, как вы сохраняете организованность и сосредоточенность.

Пример: «Я использую технику тайм-боксинга, чтобы убедиться, что всё идёт по плану, выделяя время в моем календаре для определенных задач. Я обнаружил, что это действительно помогает мне выявить приоритеты и делать всё вовремя».

7. Что вы сделали за последние два года для повышения квалификации?

Этот вопрос может возникнуть в связи с прошедшей пандемией. Работодатели хотят знать, насколько эффективно вы использовали своё время. Знайте, что вам не нужно бояться отвечать на этот вопрос, если вы не тратили свое время на повышение квалификации или посещение курсов. Мы учимся на любом опыте, который у нас есть. В этом случае вы можете сказать, например, следующее: «Дополнительное время позволило мне задуматься о том, в каком направлении я хочу развивать свою карьеру в будущем. Я читал много материалов профессионального характера, чтобы быть в курсе последних новостей в своей области, и оттачивал свои навыки, посещая некоторые онлайн-курсы, такие как…». Ещё один вариант — сказать что-то типа: «У меня, как и у многих людей, во время пандемии появилось немного времени благодаря тому, что не нужно было ездить по два часа в день на работу и с работы. Я решил посвятить время тому, что мне нравится. Так что я вернулся к обучению игре на гитаре и ведению блога. Я чувствую, что это очень хорошо сказалось на моем психическом здоровье и продуктивности». Психологический комфорт сотрудников очень важен для работодателя, поскольку он действительно отражается на продуктивности.

8. Каковы ваши ожидания по зарплате?

Прежде чем идти на собеседование, вы уже должны знать, какую зарплату получает человек на той должности, на которую вы претендуете. Нужно изучить сайты поиска сотрудников и найти коллег из подобных компаний в социальных сетях.

Работодатели всегда будут задавать этот вопрос, потому что каждая должность заложена в бюджете, и они хотят убедиться, что ваши ожидания соответствуют этому бюджету. Помните, что часто лучше обсудить диапазон зарплаты, а не конкретную цифру во время собеседования и оставить место для переговоров. Также лучше проявить осторожность и указать немного большее значение, так как легче вести переговоры в сторону понижения, чем в сторону повышения. Специалисты советуют не поднимать вопросы о зарплате до тех пор, пока это не сделает интервьюер.

Пример: «Основываясь на моих навыках и опыте, а также на текущих отраслевых ставках, я рассчитываю на зарплату около ____ рублей». После этого укажите желаемый диапазон заработной платы и обоснование.

9. Вы разослали резюме и в другие компании?

Интервьюеры хотят знать, действительно ли вы заинтересованы именно в этой должности или эта позиция — всего лишь один из многочисленных вариантов. Честность в этом случае — лучшая политика. Если вы претендуете на другую работу, так и скажите. Вам не обязательно указывать, куда именно вы подали резюме.

Пример: «Я подал заявку в несколько других фирм, но ваша вакансия меня сейчас больше всего волнует, потому что…».

10. Почему вы уходите с нынешней работы?

Это неприятный вопрос, но вы можете быть уверены, что вам его зададут. Нужно держаться позитивного настроя по отношению к предыдущему работодателю, ни в коем случае не критиковать его. Попробуйте сформулировать ситуацию таким образом, чтобы показать, что вы готовы использовать новые возможности, и что должность, на которую вы претендуете, больше подходит вам, чем занимаемая до этого. Например: «Мне бы очень хотелось работать с корпоративными клиентами, и я знаю, что в вашей компании такая возможность у меня будет» или «Мне очень нравятся условия работы в вашей компании, а именно, фиксированная оплата и система бонусов». А если вас уволили с последней работы и это отмечено в вашей трудовой книжке? Будьте честны: «К сожалению, меня уволили» — вполне приемлемый ответ.