«Содействие занятости» на новых российских территориях

«Содействие занятости» на новых российских территориях

Федеральный проект «Содействие занятости» стартовал в новых российских регионах. Во второй половине июня в Луганске состоялась выездная сессия «Интеграция организаций присоединенных территорий», на которой, среди прочего, обсуждались вопросы, связанные с его реализацией. Михаил Шепель, директор ИДО  ТГУ и Межрегионального центра дополнительного профессионального образования и содействия занятости ТГУ, рассказывает о впечатлениях от общения с коллегами и промежуточных результатах сотрудничества с представителями вузов и сузов ЛНР и ДНР.

– Михаил Олегович, как настроение наших коллег в недавно присоединённых регионах? 

4Z2A3193nxdq.jpg

– В целом, ситуация в Луганской и Донецкой народных республиках достаточно сложная: во-первых, пока не завершилась специальная военная операция; во-вторых, они живут и работают в ситуации перехода в российское нормативное поле.  С момента объявления независимости в 2014 году, они постепенно внедряли свое законодательство и нормативные акты, основываясь на украинском праве, но уже ориентируясь на российскую систему. Сейчас вузам вновь приходится переживать переходный этап, переподчиняясь российским федеральным учреждениям и ведомствам.

Сложности связаны и с переходом в российское нормативное пространство именно в сфере образования. Уже в этом году на этих территориях действуют новые правила набора в вузы и, конечно, требуется внимание и помощь в связи с организацией приёмной кампании. И такую поддержку они получают, однако зачастую она имеет несколько… несообразный характер: с ними говорят о стратегии и долгосрочных планах, тогда как в первую очередь решать нужно самые насущные проблемы — тот же переход в российское нормативное пространство на всех уровнях образования, включая систему ДПО. Например, на днях, по просьбе наших луганских коллег, мы провели совещание с управлением нового набора, на котором ответили на самые «горячие» вопросы, связанные с организацией кампании.

Ещё один важный момент — техническая база университетов в ЛНР и ДНР несколько «законсервировалась», поскольку ещё в 90-е годы, сразу после распада СССР, стали приходить в упадок и принудительно закрываться крупнейшие предприятия регионов, такие, как, например, Луганский вагоностроительный завод, на котором в советское время производилась  значительная часть от всех локомотивов страны. Как следствие, вузы оказались «выброшенными» из экономики, потому что ориентировались на определенные отрасли и предприятия, которые перестали существовать.  Сейчас вузы надеются получить «вторую жизнь» и рассчитывают на развитие экономики университетов, как и предприятия регионов, готовые решать и экономические задачи, восстанавливая и развивая производство, и задачи социального характера, обеспечивая занятость граждан.

Кстати, наши коллеги прямо говорят: раньше главной функцией образования в Луганской и Донецкой народных республиках, когда они были в составе Украины, была социальная. То есть, удержание молодёжи от деструктивного поведения. С потребностями экономики деятельность университетов не соотносилась никак. И они надеются перестроить систему образования таким образом, чтобы она стала частью экономики России, работала на обеспечение потребностей рынка труда.

– Насколько луганские и донецкие вузы заинтересованы в сотрудничестве именно с Томским государственным университетом?

– Они смотрят на лидеров, на рейтинги, они наслышаны про наш университет. Профессиональные связи существовали ещё в Советской Союзе, мы для них не новые партнёры, они нас знают и всегда знали, поэтому обратились в этот сложный переходный период именно к нам.

Кроме того, ТГУ всегда открыт к сотрудничеству и новым проектам, готов делиться своими наработками, опытом, обучать и не ставить вопрос денег во главу угла.  Уверен, это подкупает, и, когда вузы, особенно, оказавшись в такой ситуации, как коллеги, видят подобное отношение, они отвечают благодарностью и ответной открытостью.

Есть и ещё один момент: они для себя определили темы, в которых отстают в силу сложившихся обстоятельств. Передовые образовательные технологии, педагогический дизайн, искусственный интеллект, EdTech — это всё прошло мимо них. В России же бренд Томского госуниверситета «звучит» в СМИ и интернете как центр компетенций в этих контекстах достаточно громко. Это вторая причина, по которой выбор при поиске вузов для сотрудничества пал именно на нас.  

– Как предположительно может отличаться спрос на программы обучения в новых регионах от спроса в остальных субъектах?

– Пока мы ориентируемся в первую очередь на запрос региональных органов исполнительной власти, отвечающих за занятость. Они выделяют определенные направления, которые сегодня нужны всем: это российское законодательство в сфере закупок, отечественные программные продукты, например 1С;  переобучение педагогов, преподающих гуманитарные дисциплины, особенно историю и русский язык; а также большое количество рабочих специальностей, связанных в том числе со строительством и эксплуатацией объектов недвижимости в России — там много своей специфики, например, в области охраны труда. Переобучение по этим направлениям критически важно.

Вообще в новых регионах сейчас наблюдается катастрофическая нехватка кадров и компетенций: даже в самих министерствах и ведомствах не хватает людей. Поэтому здесь есть очень широкое пространство для деятельности. И те направления, которые я назвал, — это лишь первый «подход к снаряду». Хочется подчеркнуть, что самый высокий спрос сейчас все-таки на программы именно из реального сектора экономики, потому что там развернулось строительство и восстановление предприятий.

– Какие образовательные учреждения подключились к проекту, и кто из представителей работодателей, производственных партнёров присоединился к реализации проекта «Содействие занятости» в новых субъектах?

– Сейчас в рамках «Содействия занятости» у нас отобрана первая группа образовательных партнеров и программ. Это вузы, образовательные учреждения и организации, которые готовы обучать граждан в онлайн-формате. Их программы уже размещены на портале «Работа России», и первые слушатели уже записываются на обучение. Выделена квота на новые субъекты, это более 3 300 человек в этом году. Поскольку проект только стартовал, нам сложно прогнозировать, насколько такая квота будет удовлетворять потребности региона. Поэтому мы готовы в зависимости от спроса скорректировать квоту.

Если говорить о вузах и сузах, то это Луганский государственный педагогический университет, Луганский республиканский центр дополнительного профессионального образования, Донбасский государственный технический университет, Луганский государственный аграрный университет имени К.Е. Ворошилова, Приазовский государственный технический университет, Донецкий техникум строительных технологий и ещё 27 организаций!

Ключевым производственным партнёром выступает ФАУ «РосКапСтрой», компания, которая отвечает за строительство и восстановление объектов, а также помощь в организации социальной и военной инфраструктур. И мы, с одной стороны, обеспечиваем их потребности в кадрах, а с другой, выходим на предприятия, с которыми будем работать в будущем. Например, Мариупольский порт: мы сейчас налаживаем связи с этим крупнейшим предприятием для того, чтобы понять их потребности в кадрах — кого нужно переобучить, по каким приоритетным направлениям возможно сотрудничество, рассматриваем даже перспективу совместной НИОКР.  Дальше планируем работать с комбинатами, предприятиями угледобывающей отрасли, которые сейчас восстанавливаются.  

Хочу сказать, что в сложившей ситуации государственным органам исполнительной власти на местах тяжело, но предприятиям еще тяжелее! Были нарушены экономические связи с Россией, приходится вновь «знакомиться» друг с другом, и мы вместе с «РосКапСтроем» и другими партнерами помогаем в этом процессе.

– Распространяется ли на новые территории программа по преобразованию центров занятости?

– Да, все национальные проекты распространяются в полной мере на новые субъекты. И ресурсы выделяются, я бы сказал, даже в приоритетном порядке. Тема национальных проектов для них новая, они не знали и не ожидали, что откроются такие возможности, что государство может выделять напрямую деньги на развитие приоритетных для общества сфер: образование, занятость, развитие производства, строительство дорог.  У них не существовало такого явления, как «нацпроекты».  

– Какова роль ТГУ как федерального оператора в реализации проекта «Содействие занятости» на новых территориях?

– Мы должны решать те же задачи, что и в других субъектах. Первоочередная — разработать современные востребованные программы обучения граждан, учитывая интересы рынка; способствовать развитию соответствующих предприятий и рынка труда в целом, соединяя образовательные учреждение и их потенциал с тем запросом, который есть на рынке.

Вторая задача, требующая решения именно на новых территориях, — помочь освоиться, можно сказать, «научить жить» образовательные учреждения, центры занятости и предприятия в новых российских реалиях. Это — вызов и для нас, и для наших коллег: проект-эксперимент, в рамках которого мы отрабатываем технологии, применяемые в других субъектах Российской Федерации по набору граждан, таргетингу, рекламе, взаимодействию предприятий и образовательных учреждений, но в условиях перехода в российское нормативное законодательное пространство.