Команда ИДО ТГУ рекомендует:
Программа «Тренер-преподаватель» стала одной из самых востребованных в федеральном проекте «Содействие занятости». Конечно, любая профессия, предполагающая способность специалиста сделать жизнь людей здоровее и качественнее, всегда воспринималась как сфера благородная. Но профессия педагога не всегда вызывала большой интерес с точки зрения финансовой привлекательности. В последние годы государство предпринимает усилия, чтобы повысить её статус и обеспечить педагогов социальными льготами, которые могли бы компенсировать средний уровень заработной платы (по крайней мере, в государственных образовательных организациях).
Профессия тренера-преподавателя имеет свою специфику. В первую очередь, она заключается в необычной миссии таких педагогов. Дело в том, что в нашем обществе на протяжении многих лет формировался очень специфический имидж профессии, скажем так, «учителя физкультуры». Во-первых, сам предмет воспринимается школьным сообществом — другими учителями, родителями, детьми и даже руководством школы — как «второстепенный» по отношению к другим предметам и даже внеучебным мероприятиям. В школах присутствует практика отмены уроков физической культуры в пользу других школьных мероприятий, игнорирование преподавательским составом спортивных успехов учеников и даже давление на учителя физкультуры со стороны руководства и классных руководителей при выставлении оценок.
Такое отношение повлияло на восприятие самой физической культуры как маловажной дисциплины. Такая же ситуация наблюдается и в вузах: согласно исследованиям, студенты не видят в занятиях особой ценности, не связывают собственное самочувствие со стилем жизни и уровнем физической нагрузки. Таким образом, миссией тренера-преподавателя сегодня можно считать не только создание педагогических условий для формирования у обучающихся позитивных привычек, связанных с физической нагрузкой, но и (возможно, даже в большей степени!) формирование общественного мнения вокруг физической культуры как одного из самых важных предметов средней и высшей школы.
Что будут уметь выпускники программы
Тренер-преподаватель владеет педагогическими методами работы с обучающимися и приемами проведения тренировок. Он умеет планировать занятия с учётом психологических и физиологических особенностей учащихся, оценивать их спортивную подготовленность, подбирать способы ее улучшения. Знает критерии отбора перспективных футболистов в группы.
Слушатели программы проходят обучение, чтобы:
-
сменить профессию, но при этом остаться в спорте;
-
упорядочить и расширить знания, научиться применять их в тренировочном процессе;
-
повысить свою востребованность на рынке труда.
Преподаватели программы научат:
-
проводить эффективные тренировки в зависимости от физиологии человека;
-
применять экспертные знания на практике: гигиена физ. воспитания, травматизм в спорте, питание спортсменов;
-
обеспечивать безопасность учеников, применяя в работе знания об анатомии человека;
-
применять методы вовлечения и мотивации учеников различного возраста;
-
применять различные методы, формы, приемы и средства организации тренировочного процесса;
-
устанавливать коммуникацию с учениками и формировать благоприятный психологический климат на занятиях;
-
создавать педагогические условия для формирования и развития самоконтроля и самооценки учеников.

Вот что рассказывает о программе Михаил Шепель, директор ИДО и Межрегионального центра дополнительного профессионального образования и содействия занятости ТГУ:
«В стране за последние три года обучение по программе "Тренер-преподаватель" прошли 2000 человек. Большинство слушателей — бесплатно, в рамках проекта “Содействие занятости”. Но и коммерчески программа оказалась успешной из-за популярности темы спорта и здорового образа жизни, развития спортивной инфраструктуры, создания большого числа частных школ. Эти же факторы обусловили высокие показатели трудоустройства среди выпускников программы.
Но важным, на мой взгляд, оказалось и то, что программа предполагает обязательное прохождение стажировки (в школе или в фитнес-центре). Организующая стажировку сторона в ней заинтересована, поскольку это — оплачиваемый процесс. А для слушателя образовательной программы — это возможность дальнейшего трудоустройства.
Еще одним фактором популярности программы стало то, что нельзя брать на работу тренера без профильного документа, потому что этому специалисту люди доверяют свою жизнь и здоровье. И если в какой-то сфере деятельности компетенцию можно проверить (например, некоторые корпорации не смотрят на документы — человек либо владеет, либо не владеет навыком), то в случае с фитнес-тренером такую ответственность на себя работодатель не берет. И это стимулирует “выходить из тени”. Например, многие тренеры, которые “калымили”, даже имея базовое педагогическое образование, после прохождения программы становятся самозанятыми. А не имеющие “корочек” получают возможность работать с юридическими лицами. На этом примере мы видим, как ДПО может положительно влиять на целую отрасль».