Программа «Data-аналитика: анализ данных в организации»

Программа «Data-аналитика: анализ данных в организации»

В начале нового сезона проекта «Содействие занятости» мы встретились с руководителями некоторый программ и поговорили именно о специфике организации процесса.

Программа «Data-аналитика: анализ данных в организации» (256 часов)

Руководитель программы — Юлия Мундриевская, академический руководитель образовательных программ по анализу данных научно-исследовательской лаборатории прикладного анализа больших данных ТГУ. Романтичный Instagram post Бумага Цитата.png

 Для кого программа?

Наша целевая аудитория достаточно широкая. Мы всегда позиционировали программу как обучение для аналитиков, которые уже знают свои задачи, но используют устаревшие инструменты для их решения. Ещё одна целевая аудитория — отраслевики, которым не хватает аналитических компетенций: бухгалтеры, экономисты,  маркетологи, социологи, психологи, даже журналисты.

Кто преподаёт?

У нас нет ни одного преподавателя из вуза. В этом смысле мы пошли по пути онлайн-магистратуры, которую открыли до того, как проект «Содействие занятости» переориентировался на подготовку исключительно для реального сектора экономики. Наша программа изначально практико-ориентирована, разработана под бизнес (мы готовим аналитиков данных для бизнеса). Соответственно, наши преподаватели — практики из разных компаний, например, «Газпром» и «Тинькофф».

Что движет экспертами-практиками, когда они принимают приглашение стать преподавателями?

Конечно, специалисты высокого уровня, которых мы приглашаем к сотрудничеству, приходят работать к нам не из-за денег. Найти таких людей —очень непростая задача, мы можем месяцами искать одного преподавателя. Кто-то приходит и остаётся на значительный срок, кто-то уходит. Проблема текучки существует, в основном, на стадии разработки программ: кто-то понимает, что слишком занят; для кого-то оказывается слишком жёстким формат (расписание) работы.

Мы отбираем преподавателей, скажем так, идейных; людей, желающих делиться, создавать ценное для других. Многие боятся обращаться к практикам из-за возможного отказа. На самом деле, многие практики хотят в вузы, у них есть на это личные причины. Например, они помнят, насколько неудачно их учили в своё время и хотят внести свой вклад в улучшение подготовки. Многие хотят «вырастить» специалистов для себя, потому что не могут найти работников необходимой квалификации.

В поиске преподавателей-практиков нам помогают специальные скрипты (сценарии), в которых прописаны разные стратегии «рекрутинга». Кого-то помогают найти многочисленные наработанные связи. Кроме того, мы пользуемся специальными сайтами, на которых свои услуги предлагают эксперты, готовые стать наставниками. Могу посоветовать getmentor.dev и solvery.io. Там люди специально ищут тех, кто хотел бы у них учиться! Это очень хороший способ найти специалиста, готового делиться знаниями и опытом, с тягой к преподаванию.

Как организовано обучение?

Лекции и практики у нас предзаписаны, это очень удобно для слушателей: не нужно ждать и искать записи вебинаров, проще ориентироваться, пересматривать. Нужно сказать, это удобно и для преподавателей, ведь многие из них не привыкли к публичным выступлениям, что для экспертов в сфере IT вполне нормально. У нас даже некоторые консультации проходят в формате тестового чата: сначала мы собираем вопросы, преподаватель готовится и пишет ответы. Плюс такого варианта — ответ получается структурированный и развёрнутый.

Где смогут работать выпускники программы?

Аналитика — её принципы, подходы, технологии, алгоритмы, — они, с одной стороны, универсальны, с другой, в каждой отрасли есть своя специфика. Бизнес-аналитика связана с анализом бизнес-показателей, например, связи уровня выручки от неких внешних факторов. Такая задача может одинаково решаться в разных сферах. Но если необходимо выяснить на основе данных, почему ломается какой-нибудь станок, наши выпускники тоже могут это сделать, но при этом он должен разбираться в отрасли. Под все отрасли, мы, конечно, не готовим в одной программе, но учим универсальным принципам, применимым в любой сфере.

В чем заключается практико-ориентированность программы?

Наши слушатели проходят стажировку в компаниях-партнёрах, решают реальные кейсы от них. Если человек пришел на обучение из организации, он может взять в качестве кейса проблему своей компании, воспользоваться помощью экспертов в ходе обучения и вернуться на работу уже с готовым решением.  

У нас в программе предусмотрена «бонусная» часть: сверх программы слушатели получают кейсы, которые показывают, куда можно развиваться дальше, какие более сложные технологии существуют и как ими можно овладеть.

Кроме того, практически все выпускники попадают в наше сообщество, в котором постоянно появляются вебинары, лекции от практиков, полезные материалы. Так что они могут развиваться дальше в своей конкретной области.

Как организована работа с обратной связью?

Конечно, мы собираем и читаем все отзывы. Есть один нюанс: наши тьюторы — это наши же выпускники. Поэтому они знают специфику программы, они сами знают, какие проблемы могут встать перед слушателями и заранее их решить. Наши тьюторы часто работают со слушателями индивидуально, для многих ситуаций мы создали скрипты: у нас уже есть огромная таблица с разными реакциями слушателей и вариантами ответа на эти реакции.  

Больше о проекте «Содействие занятости» на канале ИДО ТГУ «ДПО: от буквы до цифры»