Профессия Product Manager в IT

Профессия Product Manager в IT

Команда ИДО ТГУ рекомендует:

Может показаться, что цифровые продукты — новые приложения и платформы — сами собой появляются в нашей жизни. Внезапно, мы находим новый инструмент, который делает нашу работу проще, а досуг насыщеннее. На самом деле, эта встреча с новой технологией не происходит спонтанно. Чаще всего разработчики приложения занимаются непосредственно программированием и дизайном, а вопросами «доставки» продукта до конечного потребителя (нас) занимается product-менеджер. Именно он помогает цифровому продукту выйти на рынок.

Кто такой product-менеджер в IT?

Это специалист, отвечающий за весь жизненный цикл программного, аппаратного или сервисного продукта. Он устанавливает связи между всеми заинтересованными сторонами (разработчиками, инвесторами, клиентами).  Чтобы преуспеть в своей роли, менеджеры по продуктам должны понимать рынок, аудиторию и спрос на конкретное программное обеспечение, оборудование или сервисный продукт. Они также должны иметь глубокое понимание технологий и бизнеса, чтобы знать, какие продукты стоит разрабатывать, и как они напрямую повлияют на бизнес. Product-менеджеры должны полагаться на свои навыки общения и совместной работы, чтобы принимать сложные решения и объединять всех в своей команде, когда дело доходит до поиска правильного баланса между пользовательским опытом, технологиями и бизнес-целями. Product-менеджеры несут ответственность за понимание потребностей и ожиданий пользователей, а затем за распространение этой информации в отделах разработки IT-продукта.

Чем занимается Product-менеджер?

Product-менеджер отвечает за решение любых проблем, возникающих в процессе разработки IT-продукта. Его обязанности варьируются в зависимости от конкретной задачи и особенностей компании, на которую он работает. Некоторые из наиболее распространенных обязанностей Product-менеджеров:

·         Коммуникация с клиентами с целью определить требования к IT-продукту

·         Мониторинг процесса разработки

·         Установление моделей ценообразования

·         Создание и управление дорожными картами продукта

·         Создание бизнес-планов для новых продуктов

·         Анализ и корректировка стратегий реализации

·         Обучение групп поддержки пользователей

·         Поиск путей адаптации новых технологий

·         Мониторинг отраслевых трендов

·         Понимание потенциальных проблем, рисков и препятствий в IT-сфере

·         Выявление требований и тестирование IT-продуктов

·         Анализ требований потребителей

·         Разработка бизнес-стратегий

Картинка.png

Какими навыками должен обладать Product-менеджер в IT?

·         Умение формулировать технические требования и спецификации для разработчиков. Product-менеджер предлагает идеи по оптимизации продукта, составляет описание технических требований и спецификации всех продуктов, необходимых для того, чтобы разработка продукта не прервалась на стадии его подготовки к производству.

·         Способность проводить маркетинговые исследования. При разработке концепции нового продукта исследование рынка имеет решающее значение для того, чтобы выяснить, существует ли аудитория или рынок для этого продукта. Кроме того, аналитика помогает оценивать потребности пользователей, собирать и отвечать на отзывы клиентов.

·         Навыки стратегического мышления. После формулирования целей продукта Product-менеджер должен представить видение продукта на более высоком уровне, в перспективе. Он должен понимать, как продукт может развиваться и улучшаться в будущем. Для этого необходимо уметь создавать «дорожную карту» продукта.  

·         Отличные ораторские и коммуникативные навыки. Product-менеджер должен общаться и координировать свои действия с внутренними и внешними заинтересованными сторонами на протяжении всего жизненного цикла продукта.

Какие личные качества требуются для успешной карьеры?

Отличные коммуникативные навыки

Большая часть работы product-менеджера заключается в том, чтобы обеспечить слаженную работу межфункциональной команды. Это означает, что он должны быть отличным коммуникатором. Общение — огромная часть работы каждого специалиста, от тесного сотрудничества с инженерами и обеспечения понимания требований к продукту до работы с трудными клиентами и их возражениями. Product-менеджер должен уметь представлять свой продукт и перед генеральным директором компании – (т. е. клиентом), и перед советом директоров, и на научных конференциях.

Особое значение имеет адаптация информации о продукте к различным аудиториям. Самое трудное — представлять сложную концепцию IT-продукта простыми, понятными широкой аудитории словами.

Коммуникационные навыки настолько востребованы сегодня, что человек, обладающий ими на высоком уровне, имеет все шансы успешно «войти» в новую профессию, даже не имея образования в сфере IT.

Эмпатия

Для многих до сих пор может быть сюрпризом тот факт, что способность сопереживать — это тоже деловой навык. Но на самом деле почти все эксперты в области менеджмента склонны называть его ключевым качеством, которым должен обладать product-менеджер высокого уровня. Специалист всегда должен помнить о смысле существования своих продуктов — кто будет ими пользоваться и почему клиенты изменят свои привычки, чтобы принять новый продукт.  Очень часто технически безупречные и эстетически совершенные разработки терпят неудачу потому, что они не удовлетворяют реальные потребности клиентов. Они просто оказываются ненужными.

Эмпатия может быть и не врожденным качеством. Этот навык можно развить.

Решительность и гибкость

Вооруженный креативными и аналитическими навыками, хороший product-менеджер не боится вести свои команды к быстрым результатам. Кроме того, он должен быть готов быстро принимать решения в условиях недостатка информации, уметь менять планы «на лету» в ответ на изменения в бизнес-ландшафте и решать проблемы, с которыми сталкивается рынок. Гибкость позволяет преодолевать любые препятствия, такие, как несвоевременная доставка оборудования или недобросовестная конкуренция. Важно сосредоточиться на общей цели, но при этом осознавать и спокойно принять тот факт, что план, который был выстроен изначально, может со временем измениться.

Энтузиазм и оптимизм

Чтобы успешно выполнять основную работу — посредничество между всеми стейкхолдерами проекта по разработке IT-продукта и его потенциальными пользователями — нужно быть... оптимистом! Чем сложнее продукт, тем больше шансов получить негативные отзывы и встретить неожиданные трудности на пути реализации проекта. Для того, чтобы не опускать руки и поддерживать рабочий дух в команде, product-менеджер должен уметь настраиваться на позитив и вдохновлять коллектив разработчиков.

Проект «Содействие занятости» приглашает на образовательную программу «Профессия Product Manager в IT».