Top.Mail.Ru
Поколение NEET: почему молодежь не работает и как вернуть их в экономику

Поколение NEET: почему молодежь не работает и как вернуть их в экономику

Россия сегодня сталкивается с серьезным демографическим вызовом: число работников в самом продуктивном возрасте 30–39 лет сокращается.

Это значит, что уже в ближайшие годы рынок труда столкнётся с острой нехваткой квалифицированных специалистов, а работодателям придется искать новые способы привлечения и удержания сотрудников.

На этом фоне проблема поколения NEET — молодежи, которая не учится, не работает и не проходит профессиональное обучение — становится еще более актуальной. В условиях, когда стране буквально не хватает рабочих рук, огромное количество молодых людей остаются вне экономики, теряя драгоценное время и возможности для развития.

Государство, бизнес и образовательные учреждения стараются создавать условия, при которых молодежь захочет и сможет строить свое будущее. Это профориентация, программы переобучения, наставничество, грантовая поддержка молодых специалистов, нацпроекты и стратегия молодёжной политики до 2030 года.

Однако есть ощущение, что большая часть этих мер направлены на активную молодёжь, которая и так осознаёт необходимость найти своё место на рынке труда.

Что же всё-таки делать с теми, кто сознательно, хотя и по разным причинам, сказал трудовым обязательствам «NEET»?

Прежде всего, понять, почему молодые люди оказываются в этом статусе и что поможет им найти свое место в жизни.

Нам попалась интересная и довольно свежая публикация голландских авторов, в которой они разбирают причины появления поколения NEET, успешные международные практики его вовлечения в экономику и предлагают конкретные решения, которые могут помочь справиться с этим вызовом.

Исследование, посвященное поколениям NEET за рубежом, может быть весьма актуальным для России, поскольку современные молодые люди, особенно поколение Z, обладают большей однородностью в социально-экономическом и культурном плане по всему миру, чем предыдущие поколения. Это обусловлено несколькими ключевыми факторами:

Глобализация информационного пространства

Современные технологии и социальные сети формируют единые нарративы, влияющие на мировоззрение молодежи. TikTok, YouTube, Instagram и другие платформы транслируют схожие идеи о карьере, образовании, лайфстайле, создавая универсальную модель поведения.

Общие экономические вызовы

Молодежь многих стран сталкивается с трудностями выхода на рынок труда, схожими с российскими реалиями: несоответствием образования требованиям работодателей, нестабильностью найма, распространением фриланса и неформальной занятости.

Цифровая социализация

Поколение Z больше, чем предыдущие поколения, живет в виртуальной среде, где границы между странами стираются. Это влияет на психологические установки, отношение к труду, учебе и карьерному росту.

Рост психологических проблем и тревожности

Во всем мире у молодежи наблюдается высокий уровень тревожности и выгорания, что подтверждается исследованиями, включая зарубежные. Многие молодые люди откладывают карьерные решения или избегают работы вовсе, что усугубляет проблему NEET.

Переносимость успешных стратегий

Международный опыт борьбы с NEET уже показал эффективность определенных подходов – наставничества, гибких образовательных траекторий, программ ментального здоровья. Эти практики могут быть адаптированы и в России.

Таким образом, зарубежное исследование дает возможность понять общие тенденции и использовать лучшие практики для решения проблемы NEET в России, учитывая глобальные особенности поколения Z.

Разные типы NEET и их влияние на рынок труда

Исследование выделяет три основных типа NEET’ов:

«Ранние» NEET’ы в возрасте 19–22 лет (4,5%).

«Поздние» NEET’ы – молодежь, оказавшаяся в статусе NEET после 26 лет (5,7%).

«Постоянные» NEET’ы – молодые люди, остающиеся в NEET в течение длительного времени (4,5%).

Российский контекст:

Для России важно учитывать, что NEET – это неоднородная группа, требующая разных подходов. Например, временные NEET могут просто переживать естественный карьерный переход, тогда как длительный NEET-статус чаще связан с социальными проблемами и низкой квалификацией. 

Основные факторы риска, влияющие на статус NEET

Исследование выявило несколько ключевых факторов, которые повышают риск попадания в NEET:

  • Психологические проблемы в детстве (особенно тревожность и депрессия в 11, 13 и 16 лет).
  • Низкий социально-экономический статус семьи (низкий уровень образования и дохода родителей).
  • Низкий уровень интеллекта и академических способностей.
  • Негативные жизненные события (развод родителей, бедность, смерть близких, длительная болезнь и др.).
  • Женщины чаще оказываются в NEET (особенно в раннем возрасте).

Российский контекст:

В России также наблюдаются схожие тенденции, особенно среди молодежи из малообеспеченных семей. Эти результаты подтверждают необходимость раннего выявления проблем в школьном возрасте и усиленной работы школьных психологов и социальных служб.

Последствия длительного нахождения в статусе NEET

Исследование показывает, что длительный статус NEET ведет к:

  • Ухудшению ментального здоровья и социальной изоляции.
  • Низкому уровню профессиональной адаптации.
  • Повышенному риску наркотической зависимости и преступности.

Российский контекст:

Для российской системы образования важно понимать, что чем дольше молодой человек остается вне работы и учебы, тем сложнее ему вернуться. Необходимы гибкие образовательные программы, адаптированные курсы и активная профориентация. 

Необходимость персонализированного подхода

Исследование подчеркивает, что разные типы NEET требуют различных стратегий вмешательства:

  • Для временных NEET – краткосрочные программы трудоустройства и стажировки.
  • Для поздних NEET – программы повторного обучения и переобучения.
  • Для постоянных NEET – комплексная социальная поддержка и психологическая помощь.

Российский контекст:

России следует развивать инструменты гибкого трудоустройства, интеграцию молодых людей в гибкие образовательные форматы (онлайн-курсы, профессиональное наставничество), а также развивать программы менторства и психологической поддержки. 

Важность раннего выявления и профилактики

Исследование показывает, что многие проблемы, приводящие к NEET-статусу, закладываются еще в школьные годы. Особенно важно:

  • Отслеживать психическое здоровье учащихся.
  • Создавать инклюзивную образовательную среду, где уязвимые группы не выпадают из системы.
  • Готовить учеников к реальной экономике, улучшая связь между школами, вузами и работодателями.

Российский контекст:

Результаты исследования подтверждают необходимость активного участия школ, колледжей и университетов в профилактике NEET. Следует развивать карьерные центры, профориентацию и сотрудничество с бизнесом. А в целом, и это очень важно, продвигать идеи того, что — это не только способ зарабатывать, но и возможность чувствовать свою значимость, быть полезным и развиваться. Когда человек трудится, он ощущает себя частью общества, находит цели и получает удовлетворение от жизни.

Без труда легко потерять мотивацию и ощущение своей ценности. Это особенно важно для молодежи, которая ищет себя. Нужно продвигать культуру труда, показывать, что работа — не только обязанность, но и шанс расти, общаться, воплощать идеи.

 Оригинал статьи: Once in NEET, always in NEET? Childhood and adolescent risk factors for different NEET patterns

Telegram-канал ИДО ТГУ «ДПО: от буквы до цифры»