Команда ИДО ТГУ рекомендует:
Очередной выпуск блога «Содействие занятости» будет интересен преподавателям, работающим с аудиторией проекта. Мы подготовили адаптированный перевод статьи «Adult Learning Principles for College Teaching». Русский вариант названия предлагаем такой: «Принципы обучения взрослых в вузе».
Автор материала — Элан Полсон, доктор философии, работает в вузовской системе с 2004 года, преподаёт в Conestoga College, одном из 9-ти политехнических вузов Канады (считается ещё и одним из лучших).
В этом материале описываются общие идеи, лежащие в основе теории обучения взрослых, и предлагаются реальные советы и дополнительная литература (по ссылке на оригинальный источник), которые помогут поставить «взрослость» наших учеников в центр внимания во время обучения и, конечно, сделать его более эффективным.
Принципы обучения взрослых в вузе
Как мы можем быть уверены, что наша практика отражает тот факт, что все наши студенты — это взрослые люди? Самым молодым ученикам колледжа Конестога 17 лет, они окончили среднюю школу в Онтарио. Тем не менее, средний возраст учащихся составляет около 22 лет, при этом растет число взрослых учащихся, которые старше и имеют многолетний опыт работы, получили дополнительное образование после окончания средней школы и ведут насыщенную личную и профессиональную жизнь.

Взрослые ученики и андрагогика
Нет единого мнения о возрасте «взрослого ученика». Демографию взрослых учащихся часто характеризуют как возраст, когда учащиеся привносят в обучение свои собственные учебные цели, жизненный опыт и навыки саморегуляции.
Возможно, более полезным, чем определение того, что представляет собой взрослый, является понимание того, чем ситуация взрослой жизни отличается от ситуации жизни ребенка, и влияние этих различий на обучение. В целом, взрослые учащиеся могут иметь любой из следующих вариантов опыта:
-
более позднее поступление в вуз
-
занятость на полный рабочий день
-
наличие семьи или иждивенцы
-
желание улучшить профессиональную жизнь или сменить карьеру
-
наличие многолетнего опыта и знаний
-
наличие устоявшейся системы ценностей и убеждений
-
присутствие зрелости, независимости и мотивированности
-
участие в неформальной учебной деятельности
Кроме того, взрослые ожидают, что с ними будут обращаться как со взрослыми.
Эти особенности, которые составляют профиль взрослого ученика, имеют значение для преподавания и обучения. Малкольм Ноулз (1980) популяризировал андрагогику как подход к обучению взрослых, противопоставив ее педагогике или подходу к обучению детей. По словам Ноулза, педагогика в основном ориентирована на учителя, в то время как андрагогика вовлекает учителя и ученика в создание траектории обучения.
Ноулз предложил несколько принципов обучения взрослых, основанных на том, что взрослые учащиеся могут:
-
инициировать обучение на основе потребности,
-
превращаться из зависимых в самостоятельных учеников,
-
искать решения, опираясь на жизненный опыт,
-
иметь готовность и ориентацию на обучение,
-
иметь внутреннюю, а не внешнюю мотивацию.
Согласно теории Ноулза, учащиеся извлекают выгоду из решения реальных проблем, основанных на их собственных предварительных знаниях и интересах. Взрослые учащиеся хотят получить информацию о том, как они учатся, и понимают смысл того, чему их учат. Учителя должны признать, что взрослые учащиеся отдают приоритет готовности и непосредственности, и что у них есть самооценка, которую они стремятся поддерживать и отстаивать.
Поддержка взрослых учащихся
Ниже приведены некоторые идеи по поддержке обучения взрослых в системе вуза, основанные на четырех столпах теории обучения взрослых Ноулза.
Взрослые хотят внести свой вклад в планирование и оценку, связанную с их обучением:
§ Предложите учащимся подумать о своих целях обучения и о том, как их цели связаны с целями курса.
§ Проведите самодиагностику уровня их навыков, чтобы оценить их потребности в обучении для достижения этих целей.
§ Дайте учащимся возможность выбрать одну из нескольких тем для обсуждения или задания.
§ Попросите учащихся найти, просмотреть и критически оценить свои собственные учебные ресурсы.
§ Разрешите учащимся отправлять задания в выбранном ими формате.
§ Дайте учащимся гибкий вариант плана занятия и позвольте им использовать время на занятии по своему усмотрению.
§ Предоставляйте возможности обучения небольшими последовательными порциями.
§ Обеспечьте возможности для самостоятельных размышлений и обратной связи.
Личный опыт является фоном для учебной деятельности:§ Попросите учащихся подумать о том, что им нужно было для обучения в более молодом возрасте по сравнению с тем, что им нужно сейчас.
§ Обеспечьте деятельность, в которой учащиеся размышляют о своих интересах, связанных с темой урока.
§ Дайте учащимся возможность поделиться тем, что они знают, с вами и с другими учащимися.
§ Предложите студентам описать, как они будут применять полученные знания в своей жизни.
§ Попросите студентов оставить отзыв об их опыте прохождения курса и будьте готовы внести коррективы.
Взрослые тяготеют к изучению вещей, которые имеют отношение к их работе или жизни:
§ Предоставляйте возможность изучать темы и решать задачи, которые важны для учащихся.
§ Делайте раздаточный материал для входа на курс и для окончания курса, в котором кратко по пунктам перечисляется, как содержание курса будет перекликается и перекликалось с личным опытом учащихся.
§ Предоставьте учащимся возможность поделиться своими финальными проектами с отраслевыми экспертами и получить отзывы от этих экспертов.
§ Предложите учащимся провести самооценку своей работы и рабочих привычек.
§ Дайте практические советы о том, как улучшить их способность к обучению и навыки.
§ Взрослые учащиеся фокусируют свое обучение на проблемах, а не на предметах:
§ Попросите учащихся решать реальные проблемы, с которыми их профессиональная сфера столкнулась в прошлом или продолжает сталкиваться.
§ Дайте учащимся кейсы с проблемами и предложите им найти решение.
§ Дайте учащимся возможность работать вместе в условиях здоровой конкуренции.
§ Обеспечьте деятельность, которая включает экспертную оценку.
§ Предложите студентам подумать о том, что делало для них совместную работу успешной в прошлом.
Главный вывод: теория обучения взрослых поощряет разворачивать занятия таким образом, чтобы они обращались непосредственно к жизни учащихся, побуждали их устанавливать личные связи с содержанием курса и друг с другом, добиваться их мнения и относиться к учащимся с уважением, как ко взрослым.

Не принципами едиными
Конкурирующие теории и десятилетия последующих исследований поставили под сомнение аспекты теории андрагогики Ноулза. Отсутствие эмпирических данных предполагает, что необходимо найти соответствующие инструменты для получения измеримых данных в поддержку андрагогики (Taylor & Kroth, 2009).
Не все учащиеся одинаковы
Merriam и Bierema (2014) объясняют, что андрагогику следует рассматривать как «набор допущений, которые отличают взрослых учащихся от учащихся до совершеннолетия». Не каждый принцип применим к каждому учащемуся или в каждом учебном контексте. Так, самостоятельное обучение не является предпочтительным или оптимальным для некоторых учащихся (Brookfield, 1985).
«Классные» контексты
Даже идея разграничения между взрослыми и несовершеннолетними учащимися может зависеть от культурного контекста. Хэнсон (1996) описал, что понятие «взрослый учащийся» основано на индивидуальных различиях и культуре, контексте и власти в классе. Что считается релевантным и значимым знанием и опытом, и кто решает, что считать зрелым и независимым поведением, — всё это субъективно определяется тем, кто имеет власть и свободу действий в классе.
Культурные различия
Принципы обучения взрослых до сих пор широко признаются и используются в качестве руководства для педагогической практики в колледжах. Исследования мозга и обучения взрослых продолжают предлагать стратегии обучения для поддержки взрослых учащихся (Taylor & Marienau, 2016). Также важно применять другие подходы к обучению, такие как преподавание с учетом культурных особенностей, при поддержке взрослых учащихся.
Больше материалов о проекте «Содействие занятости» — в телеграм-канале «ДПО: от буквы до цифры».