Новая категория слушателей: участники СВО

Новая категория слушателей: участники СВО

Так получилось, что Институт дистанционного образования ТГУ начал работать с участниками СВО ещё до того, как эта категория слушателей была включена в проект «Содействие занятости».

Мы встретились с Евгенией Хлыстовой, заместителем начальника отдела проектирования образовательных программ ИДО ТГУ, руководителем инициативного проекта НИ ТГУ по поддержке участников СВО. Уверены, её рассказ о работе с этой аудиторией будет интересен руководителям и преподавателям образовательных программ федерального проекта «Содействие занятости».

«В прошлом году была организована стратегическая сессия ИДО ТГУ и нашего партнёра “Сигма”, в процессе которой были выявлены этапы и механизмы работы с участниками СВО. Уже тогда мы понимали, что эта категория будет так или иначе включена в проект “Содействие занятости”. Поэтому уже в то время мы начали обдумывать, как будем работать с этой аудиторией, ведь она очень специфичная и сложная. В январе 2023 года мы запустили собственный проект обучения ветеранов СВО по результатам этой стратегической сессии.

1.png

Выйти на новую аудиторию мы смогли при содействии Администрации Томской области и военкомата города Томска. Был создан сайт вернулись-домой.рф, на котором ветераны и ребята, вернувшиеся из зоны СВО, могли оставить заявку на обучение. Изначально проект был рассчитан на Томск и Томскую область, но мы решили привлекать и другие регионы. Была запущена незначительная реклама. Но более важную роль сыграло то самое “сарафанное радио”: у ребят-участников СВО есть свои сообщества, в которых они друг другу доверяют, в том числе Telegram-канал “Своих не бросаем”. В результате, к нам поступили заявки со всей России, в том числе из Донецкой Народной Республики. Участниками проекта стали молодые люди 25-30 лет, были и мужчины предпенсионного возраста (50+).

Участие в проекте предполагало несколько этапов, остановимся на них подробно. 

Скрининг — диагностика выраженности посттравматического стрессового расстройства личности (ПТСР) по Миссисипской шкале. Наша команда психологов во главе с Татьяной Левицкой (заведующей кафедрой генетической и клинической психологии) автоматизировали тест, на основании которого участники получали рекомендации о дальнейших действиях и результаты уровня выраженности ПТСР на почту. Заявители с высоким уровнем ПТСР направлялись в НИИ психического здоровья для решения этой первостепенной проблемы. Изначально у нас была отработана схема взаимодействия только с Томским НИИ ПЗ. После того, как география проекта расширилась, мы стали собирать соответствующую информацию с различных сайтов российских структур, которые могут оказывать помощь в этом вопросе. Мы выяснили, как они могут помочь бойцам, и на основании этого создали карту навигации для участников с указанием, куда они могут обратиться за поддержкой в своих регионах. Мы старались подходить индивидуально к каждому участнику (это очень важно в работе с этой аудиторией).

Профориентация, на основании которой участники могли определить направления, виды деятельности, по которым они хотят и могут работать, а также программы, которые лучше всего им подходят.

Обучение по нескольким направлениям, на котором мы остановимся подробнее.

В начале обучения, когда начались организационные встречи, участникам было очень тяжело и в то же время очень интересно. У них была действительно высокая степень мотивации, многие даже покупали ноутбуки и новые телефоны, и были готовы в любой момент приступить к обучению. Стоит заметить, что некоторые участники проходили обучение, находясь в госпитале.

Итак, у нас была запущена первая волна обучающихся, сейчас идёт вторая. К сожалению, есть случаи, когда ребята не могут завершить обучение. Мы всем идём навстречу до самого конца, даже тем, кто не показывает высоких результатов: мы делаем гибкими сроки итоговой аттестации, чтобы довести до выпуска каждого. Кстати, уникальность проекта заключается еще и в том, что участники проходят обучающий модуль по основам саморегуляции. С ними встречается психолог, и он помогает участникам познакомиться друг с другом и понять механизмы саморегуляции и самопомощи в стрессовых ситуациях.

Понятно, что есть особенные кейсы, когда участники хотят оставаться инкогнито, они опасаются за собственную безопасность и безопасность своих семей. Но большинство — это ребята с юмором и желанием учиться. Будем честны: есть некий стереотип, что боевые действия ломают личность, превращая человека в угрюмого и закрытого индивида. Конечно, они проходят через жуткие испытания, но как они с этим справляются, как они себя ведут, это, конечно, достойно восхищения и, в хорошем смысле, удивления.  

Стоит сказать, что наша аудитория разделилась не две большие группы: тех, кто оставался “внутри себя”, не хотел общаться с психологом. Некоторые отказывались от обучения из-за того, что не хотели раскрывать о себе какую-либо информацию. Считали, что цель нашего проекта — установить за ними слежку. Они проверяли нас, был даже человек, который пришёл в ТГУ, чтобы удостовериться, что мы — это мы. Но большей части участников психологическая поддержка действительно помогает: они рассказывают о проблемах нашим психологам, дают положительную обратную связь.

У нас в проекте предусмотрен телефон доверия, на котором работают высококвалифицированные специалисты. Они помогают ребятам решать проблемы на любом этапе подключения к проекту. А ещё, и это важная деталь, на телефон доверия могут обращаться не только сами участники СВО, но и члены их семей. Были случаи, когда к нам из «Комитета семей воинов Отечества» направили двух мам с совершенно разными нестандартными ситуациями. И Татьяна Левицкая помогла решить их проблемы.

Помимо этого, программа поддержки включает еще этап сопровождения. Не только сопровождение после обучения, но и сопровождение на всех этапах, когда кураторы, которые присоединяются к каждому участнику, помогают ему вместе проходить весь путь социализации. Если что-то не получается, помогают адаптироваться в образовательном процессе, дойти до конца.

Последний этап — комплексное сопровождение, он включает процесс трудоустройства. Сейчас мы планируем подключить профориентологов, специалистов центра занятости, они помогут выпускникам программ трудоустроиться.

Итак, нашей командой была проделана колоссальная, чрезвычайно сложная работа. Мы пытались проникнуть в ситуацию каждого участника. Хочется подчеркнуть следующее: обучение и трудоустройство участников СВО — это даже не самоцель или не единственная цель. Скорее, это — инструмент ресоциализации и адаптации к мирной жизни. Психологическая поддержка в работе с такой аудитории не менее важна, чем содержательная часть образовательной программы. Очень важен индивидуальный подход, постоянное общение и поддержка кураторов, потому что, когда ребята не видят интереса и поддержки, они уходят.

Интересное наблюдение: особое внимание нужно уделять группам, полностью состоящим из участников СВО. Именно в них возникали конфликты, возможно потому, что, по привычке, ребята пытались устанавливать некую военную иерархию, демонстрировать свой авторитет. В «смешанных» группах таких проблем не наблюдалось. 

Если говорить об общих рекомендациях по поводу того, на что нужно обратить внимание нашим коллегам при работе с новой категорией — участниками СВО:

Нужно создавать точные инструкции по работе с LMS-платформами, используемыми в обучении. Как работать в Zoom, как зайти в Odin, как открывать видео и прикреплять выполненные задания. Нам, преподавателям, использование этих платформ кажется простым, но для людей, которые не связаны со сферой образования всё не так очевидно. У нас был случай, когда нам позвонил слушатель и сказал: «Я готов сейчас этот телефон разбить об стену! Если вы мне сейчас не поможете, я просто разнесу его в пух и прах!» Мы пригласили его к нам, руководитель образовательной программы создал видеоинструкции, был постоянно с ним на связи. Кстати, это будет помогать и в работе с любой категорией в проекте “Содействие занятости”.

Полезными могут быть обучающие модули, которые будут помогать им адаптироваться в рамках обучения, образовательного процесса. Это некий процесс сопровождения, консультирования по поводу всех вопросов, возникающих “вокруг” содержательной части образовательной программы.

Организация социально-психологического сопровождения. Это — самая важная составляющая. Мы настаиваем на том, что обучение именно этой аудитории невозможно без предварительной диагностики уровня ПТСР и обеспечения психологической поддержки слушателей на протяжении всего обучения.

На примере своего проекта мы показали, что синергия всех этих процессов и работы нескольких команд специалистов — преподавателей, психологов, кураторов — дает эффективный результат. У нас даже появилось предложение: наша команда психологов готова разработать образовательную программу для коллег по работе с этой категорией граждан на основании полученного опыта».