Мотивация: теория самодетерминации в дистанционном образовании

Мотивация: теория самодетерминации в дистанционном образовании

Кооманда ИДО ТГУ рекомендует: 

Очередной выпуск нашего блога будет интересен преподавателям, работающим со слушателями проекта программ проекта «Содействие занятости». Мы поговорим о том, как работать с внутренней мотивацией взрослой аудитории, чтобы уменьшить процент отсева до окончания онлайн-программ.

Итак, вопрос «как бороться с высоким процентом отсева слушателей до окончания онлайн-программ?» один из самых острых для администраторов и преподавателей программ, ориентированных на взрослую аудиторию.

Самую высокую мотивацию учиться слушатели обычно демонстрируют в начале курса. В процессе реализации программ наглядно видно, как мотивация падает: об этом свидетельствуют снижение уровня участия в коммуникации на платформах LMS и невыполнение заданий.

Что касается причин, по которым слушатели отказываются от участия в онлайн-курсах, то некоторые из них можно отнести к внешним факторам. Изменения в личной и профессиональной жизни, проблемы со здоровьем, происшествия в семье. Иначе говоря, бывают ситуации, которые объективно становятся препятствием.

1.1.png

Но самый сложный случай, это когда причиной отказа от обучения становится потеря внутренней мотивации, что происходит достаточно часто.

Кстати, в начале обучения очень полезно провести анкетирование и узнать, какую мотивацию обозначают для себя слушатели в качестве основной.

Итак, как же мотивировать взрослых людей учиться? Ответ — создать условия, в которых они будут мотивировать себя сами. Для этого необходимо поддерживать их автономию и независимость.

Внутренняя мотивация — это область, которую Эдвард Деси и Ричард Райан исследовали в конце 1970-х годов. Внутренняя мотивация определяется как «мотивация, при которой мы делаем что-то только потому, что это интересно нам по своей сути». Деси и Райан интересовались тем, что способствует и что подрывает внутреннюю мотивацию.

Они понимали, что большая часть мотивации взрослых является внешней, и задавались вопросом, как они могут помочь людям стать автономными при выполнении действий, которые по своей природе могут быть неинтересными или не доставляющими удовольствия (как ни печально, таковым для многих является обучение).

Исследование проблемы показало, что условия, при которых люди становились внутренне мотивированными, были связаны с факторами, способствующими поддержанию хорошего здоровья и чувства благополучия. Человек стремится к благополучию, чтобы быть счастливым. Это породило несколько теорий мотивации и благополучия, одна из них — теория самодетерминации (ТС).

Мотивация — причина определенных действий — может опираться на множество факторов: обещание награды, угроза наказания или личная вера. Центральное место в ТС занимает понимание того, что качество этих факторов оказывает большое влияние на последующее поведение.

ТС помогает в поисках ответов на вопрос, почему люди делают тот выбор, который они делают, и как они могут сохранять высокий уровень вовлеченности, действуя в соответствии со своим выбором и по собственной воле.

В основе ТС лежит следующая концепция: у людей есть три основные психологические потребности. Это потребность в автономии, компетентности и связанности с другими людьми. ТС подчеркивает, что степень, в которой люди способны удовлетворить эти три основные психологические потребности, является решающей при достижении целей своей деятельности.

Давайте рассмотрим эти потребности одну за другой, а в следующем выпуске блога расскажем, как их можно удовлетворить при разработке онлайн-курсов.

Автономия

Это потребность чувствовать, что то, как человек ведет себя в жизни, соответствует его собственным убеждениям. Автономный человек сам одобряет свои действия, в отличие от людей, которые чувствуют, что правила контролируют их, и они не в состоянии ничего изменить. Автономия не обязательно означает отсутствие внешнего регулирования. Она подразумевает принятие человеком такого регулирования и его легитимности. Например, большинство из нас соблюдают правила дорожного движения, потому что верят, что они существуют для нашей безопасности и безопасности других участников дорожного движения. Следуя внешним директивам, мы «вольно зависимы».

Интересным моментом в ТС является то, что внешнее вознаграждение считается вредными для внутренней мотивации. Когда люди получают внешнее вознаграждение за то, что им самим интересно делать, они чувствуют, что вознаграждение их «контролирует», и теряют фокус на своей внутренней воле. Было доказано и то, что автономия необходима для внутренней мотивации, а угрозы, дедлайны и оценка действий подрывают внутреннюю мотивацию. Дополнительные исследования показали, что эти вещи препятствуют творчеству, решению сложных проблем и глубокому обучению.

Компетентность

Компетентность — это потребность чувствовать контроль над вещами, которые имеют значение в жизни, и овладевать ими; потребность чувствовать себя эффективными в своем окружении. Удовлетворение потребности в компетентности может возникнуть как от чувства собственного признания своих достижений, так и от признания их другими людьми.

Эксперименты 1970-х годов показали, что положительные отзывы от людей вокруг усиливают внутреннюю мотивацию в большей степени, чем отсутствие какой-либо обратной связи. Между тем отрицательная обратная связь оказывает более негативное влияние на внутреннюю мотивацию, чем отсутствие любой обратной связи. Однако было замечено, что усиление внутренней мотивации за счет положительной обратной связи происходит только тогда, когда человек чувствует ответственность за свою компетентность или когда обратная связь не снижает его чувство автономии.

Компетентность применяется как во внешнем, так и во внутреннем контексте. Внешне мотивированные учащиеся могут получить удовлетворение от компетентности, сдав тест или получив сертификат. Тем не менее, ТС предполагает, что сосредоточение внимания на таких внешних вознаграждениях является негативным подходом, который может привести к тому, что люди совершают действия, чтобы получить вознаграждение, но не учатся и не развиваются на глубоком уровне, не находя никакого удовлетворения в процессе своей деятельности. Когда компетентность и автономия объединяются, поощряется внутренняя мотивация, которая оказывает положительное влияние в более широком масштабе.

1.2.png

Связанность

Связанность — это потребность чувствовать связь с другими; потребность чувствовать себя ценным для них.

Деси и Райан считали, что автономия и компетентность оказывают наиболее сильное влияние на внутреннюю мотивацию, но и связанность играет важную роль в ее поддержании. Например, наблюдая за детьми, занятыми интересной деятельностью, они обнаружили, что дети теряли внутреннюю мотивацию, когда к ним присоединялся взрослый, который игнорировал попытки детей взаимодействовать с ним. ТС утверждает, что надежное чувство связанности вызывает расцвет внутренней мотивации.

Безусловно, триединство автономии, компетентности и связанности вдохновляет на разработку онлайн-курсов, а акцент на глубоком обучении и творческом решении проблем актуален для большинства сфер образования.

Однако предположение о том, что дедлайны и оценки являются отрицательными мотивами к обучению, довольно проблематично в академическом контексте и в контексте обучения по программам, ориентированным на получение сертификата. В реальном мире учащиеся должны уложиться в сроки и сдать экзамены. Таким образом, в некоторых сценариях мы не можем избежать вопроса о внешних вознаграждениях, даже если понимаем, что погоня за ними может уменьшить индивидуальный рост и удовольствие.

Итак, как же дизайн онлайн-курсов, особенно тех, которые имеют дедлайны и формальную оценку, может быть направлен на принятие внешней мотивации учащихся без негативных последствий для мотивации внутренней?

Основная причина, по которой слушатели начинают демонстрировать внешне мотивированное поведение, заключается в чувстве связи со значимыми другими людьми, которые побуждают, показывают пример или ценят такое поведение. Таким образом, ощущение учащимися своей принадлежности и связи с другими имеет важное значение для внутренней мотивации.

Компетентность также становится значимым фактором, поскольку, когда люди чувствуют, что они эффективно справляются с задачами, которые ценятся группой, это способствует превращению внешней мотивации во внутреннюю.

Наконец, автономия имеет решающее значение и должна поддерживаться внешним регулированием. Людям необходимо понимать значение задач и сочетать это со своими собственными ценностями и целями.

Выпуск основан на материалах https://mrbee.uk/motivation-for-online-students-self-determination-theory-in-distance-education/