Модели педагогического дизайна в теории и метафорах

Модели педагогического дизайна в теории и метафорах

Гибкость проекта «Содействие занятости» предполагает постоянный пересмотр и ре-дизайн программ. Сегодня — «ещё раз про любовь»: о том, какие модели педагогического дизайна помогают достигать наиболее адекватных образовательных результатов.

Но мы решили не просто «собрать в кучу» несколько моделей и объяснить их суть, а подобрали метафоры, которые помогут начинающим педдизайнерам уловить их специфику.

1.png

Модели педагогического дизайна включают в себя ряд шагов, ведущих к созданию эффективного учебного опыта для слушателей. Следуя модели, педагог придерживается некой рамочной структуры, которая помогает достигать поставленную цель.

Среди наиболее известных моделей и теорий педагогического дизайна можно представить следующие:

·         Модель ADDIE (пожалуй, самая популярная)

·         Модель SAM

·         Модель Дика и Кэри

·         Таксономия Блума

·         Подход Роберта Ганье

Модель ADDIE

Модель ADDIE (анализ, проектирование, разработка, внедрение, оценка качества) — это проверенный пятиэтапный процесс разработки, который действительно соответствует потребностям учащихся и, вероятно, является самой известной моделью педдизайна.

Пять этапов модели ADDIE:

Анализ

На этом этапе образовательные дизайнеры проводят оценку потребностей, выявляют пробелы в знаниях и знакомятся с аудиторией онлайн-курсов и образовательных ресурсов, для которые они будут разрабатывать материалы. Можно провести исследование потребностей бизнеса (работодателя), что в случае ориентации на производственный сектор проекта «Содействие занятости» максимально актуально.

Проектирование

Во время этапа проектирования педдизайнеры приступают к поиску вариантов удовлетворения потребностей, выявленных на первом этапе. Обычно здесь формулируется план курса, образовательные цели и создаётся общая структура учебного процесса в виде сценария.

На этом этапе идёт поиск ответов на любые возможные вопросы о курсе или учебном опыте, а также о том, за счёт чего в процессе обучения будут решаться задачи для достижения основной цели.  

Разработка

На этапе разработки педдизайнеры создают сценарий и работают с экспертами в предметной области для получения контента для курсов, а также с графическими дизайнерами для создания учебных материалов. При разработке сценария необходимо учитывать формат обучения – онлайн или офлайн.

Реализация

После проверки курса приходит время представить его слушателям. Обычно курс загружают на LMS-платформу и настраивают параметры доставки: определяют, кто зачислен, сколько времени у слушателей есть на прохождение курса, каковы минимальные баллы для получения оценки и как настроить сбор отзывов. Система управления обучением отвечает за доставку, отслеживание и составление отчётов.

Чтобы избежать возможных проблем при внедрении, контролировать ситуацию должен преподаватель. Один из самых эффективных способов предотвратить проблемы — провести пилотный запуск курса перед тем, как открыть контент для группы.

Оценка

После того, как курс запущен, нужно отследить, как слушатели взаимодействуют с материалами, а также насколько они соответствуют поставленной бизнес-цели.

Необходимо понять, решена ли поставленная заказчиком проблема или устранён ли пробел в навыках, выявленный при оценке потребностей. После этого педдизайнеры корректируют всё, что не сработало на цель или было низко оценено заказчиком  (самими слушателями или работодателем).

ADDIE часто становится первой моделью, к которой обращаются педагогические дизайнеры даже при реализации самых сложных образовательных проектов.  

Модель ADDIE — это путешествие от идеи до реализации. Представьте, что вы строите дом: на этапе Анализа вы определяете, какой дом вам нужен и какие материалы понадобятся. На этапе Проектирования вы создаете чертежи и планируете расположение комнат. Разработка — это когда вы начинаете строительство, а Реализация — это момент, когда вы впервые открываете дверь своего нового дома. Наконец, Оценка — это когда вы живете в доме и решаете, что пора бы что-то подправить или добавить.

Модель SAM

Модель SAM (Successive Approximation Model — Последовательная модель приближения) — это гибкая модель, фокусирующаяся не на планомерной работе над проектом, а на быстром создании прототипов и итеративном (цифкличном) подходе. Она стимулирует сотрудничество между заинтересованными сторонами — слушателями и разработчиками курса — и позволяет быстро получать обратную связь и вносить исправления на протяжении всего процесса дизайна. Иными словами, доработка курса происходит постоянно, по мере поступления обратной связи от слушателей. Модель SAM включает в себя четыре основные фазы:

1. Подготовка

2. Проектирование

3. Цикличное развитие

4. Создание карты действий

Подготовка

На этапе подготовки педдизайнеры собирают информацию об обучаемых, стремясь понять их потребности, имеющиеся знания и навыки, а также навыки, которые необходимо сформировать как результат обучения.

Проектирование

На этапе проектирования педдизайнеры начинают активно планировать образовательное решение, создают прототип и оценивают выбранный вариант решения через последовательные раунды апробации. Цель — получении регулярной обратной связи на протяжении всего процесса.

Цикличное развитие

На этом этапе педдизайнеры стараются быстро внедрить выбранное решение. Альфа-, бета- и готовые версии проходят тестирование с участием экспертов, заинтересованных сторон и слушателей для поиска наилучшего решения.

Создание карты действий

Иногда этот этап выделяют в отдельный, иногда он представляется как часть предыдущего этапа. На этом этапе создаётся карта действий слушателей, прописывается траектория обучения.

Модель SAM напоминает процесс приготовления нового блюда. На этапе Подготовки вы выбираете ингредиенты. Проектирование — это эксперименты с разными сочетаниями вкусов. Цикличное развитие — серия проб и ошибок, когда вы пробуете блюдо и улучшаете его рецепт. И, наконец, Создание карты действий — это когда вы записываете рецепт для других.

Модель Дика и Кари

Эта модель помогает учитывать более широкий контекст опыта обучающихся, нежели ADDIE. Она включает в себя следующие шаги:

·         Определение целей обучения

·         Педагогический анализ

·         Анализ целевой аудитории и контекста

·         Определение поведенческих целей

·         Разработка контрольно-измерительных материалов

·         Разработка стратегии достижения учебных целей

·         Разработка и выбор учебных материалов

·         Разработка и проведение оценивания

·         Оценка качества обучения

Модель Дика и Кэри можно сравнить с режиссурой фильма. Вы начинаете с Определения целей обучения, что похоже на написание сценария. Педагогический анализ и Анализ целевой аудитории и контекста — это кастинг актеров и выбор локаций. Затем вы переходите к Разработке контрольно-измерительных материалов и Разработке стратегии достижения учебных целей, что напоминает съемочный процесс. И, в конце концов, Оценка качества обучения — это премьера фильма и сбор отзывов зрителей.

Таксономия Блума

Таксономия Блума разделяет процесс обучения на шесть уровней когнитивной сложности, начиная от простого запоминания и заканчивая критическим мышлением и творчеством. Модель представляет собой систему образовательных целей, упорядоченных от простых к сложным. Она помогает педагогам и методистам структурировать отдельные занятия и целые программы обучения, а также подбирать соответствующие задачи и методы оценки для каждого этапа обучения.

Таксономия Блума основана на психологии и включает в себя три области обучения: когнитивную (знание), аффективную (чувства) и психомоторную (навыки).

Эти области лежат в основе шести уровней таксономии Блума. Оригинальная таксономия Блума включала шесть уровней:

1. Знание

2. Понимание

3. Применение

4. Анализ

5. Синтез

6. Оценка

Начиная с первого уровня, обучающиеся демонстрируют владение одним уровнем обучения перед переходом к следующему. Следует отметить, что в 2001 году была создана обновлённая версия таксономии Блума, более удобная для педагогов и педдизайнеров. Она состоит из нескольких уровней когнитивных действий:

1. Вспоминание (Remembering)

2. Понимание

3. Применение

4. Анализ

5. Оценка

6. Создание

Каждый этап в иерархии таксономии Блума сопровождается своим набором глаголов и вопросов, которые педдизайнеры могут использовать для создания учебных целей и формирования своего дизайна. Эта модель полезна для использования параллельно с другими теориями и моделями.

Таксономия Блума — это восхождение на гору. На уровне Знания вы только начинаете подъем, а на уровне Понимания уже видите первые пейзажи. Применение — это использование навыков для продолжения пути. Анализ, Синтез и Оценка — этапы, когда вы достигаете вершины и можете оценить маршрут в целом.

Подход Роберта Ганье

Принципы педдизайна Роберта Ганье представляют собой совокупность учебных мероприятий (событий), составляющих эффективный учебный опыт. Начиная с привлечения внимания обучающихся и заканчивая оценкой и закреплением пройденного материала:

1. Привлечение внимания обучающихся

2. Информирование учеников о целях обучения

3. Повторение ранее изученного материала

4. Предоставление нового материала

5. Обеспечение поддержки обучения

6. Мотивация к демонстрации приобретённых навыков

7. Организация обратной связи

8. Оценка успехов обучающихся

9. Стимуляция сохранения знания и его перенос в практическую сферу

Подход Роберта Ганье — это тренировка спортсмена. Привлечение внимания обучающихся — разминка, Информирование учеников о целях обучения — постановка цели тренировки. Повторение ранее изученного материала —отработка техники, а Предоставление нового материала — изучение новых упражнений. Обеспечение поддержки обучения и Мотивация к демонстрации приобретённых навыков — как работа с тренером, а Организация обратной связи, Оценка успехов обучающихся и Стимуляция сохранения знания и его перенос в практическую сферу — соревнования и анализ результатов.

Все эти модели можно, в известной степени, комбинировать в зависимости от специфики аудитории, поставленных целей, контекста обучения.