Гибкость проекта «Содействие занятости» предполагает постоянный пересмотр и ре-дизайн программ. Сегодня — «ещё раз про любовь»: о том, какие модели педагогического дизайна помогают достигать наиболее адекватных образовательных результатов.
Но мы решили не просто «собрать в кучу» несколько моделей и объяснить их суть, а подобрали метафоры, которые помогут начинающим педдизайнерам уловить их специфику.
Модели педагогического дизайна включают в себя ряд шагов, ведущих к созданию эффективного учебного опыта для слушателей. Следуя модели, педагог придерживается некой рамочной структуры, которая помогает достигать поставленную цель.
Среди наиболее известных моделей и теорий педагогического дизайна можно представить следующие:
· Модель ADDIE (пожалуй, самая популярная)
· Модель SAM
· Модель Дика и Кэри
· Таксономия Блума
· Подход Роберта Ганье
Модель ADDIE
Модель ADDIE (анализ, проектирование, разработка, внедрение, оценка качества) — это проверенный пятиэтапный процесс разработки, который действительно соответствует потребностям учащихся и, вероятно, является самой известной моделью педдизайна.
Пять этапов модели ADDIE:
Анализ
На этом этапе образовательные дизайнеры проводят оценку потребностей, выявляют пробелы в знаниях и знакомятся с аудиторией онлайн-курсов и образовательных ресурсов, для которые они будут разрабатывать материалы. Можно провести исследование потребностей бизнеса (работодателя), что в случае ориентации на производственный сектор проекта «Содействие занятости» максимально актуально.
Проектирование
Во время этапа проектирования педдизайнеры приступают к поиску вариантов удовлетворения потребностей, выявленных на первом этапе. Обычно здесь формулируется план курса, образовательные цели и создаётся общая структура учебного процесса в виде сценария.
На этом этапе идёт поиск ответов на любые возможные вопросы о курсе или учебном опыте, а также о том, за счёт чего в процессе обучения будут решаться задачи для достижения основной цели.
Разработка
На этапе разработки педдизайнеры создают сценарий и работают с экспертами в предметной области для получения контента для курсов, а также с графическими дизайнерами для создания учебных материалов. При разработке сценария необходимо учитывать формат обучения – онлайн или офлайн.
Реализация
После проверки курса приходит время представить его слушателям. Обычно курс загружают на LMS-платформу и настраивают параметры доставки: определяют, кто зачислен, сколько времени у слушателей есть на прохождение курса, каковы минимальные баллы для получения оценки и как настроить сбор отзывов. Система управления обучением отвечает за доставку, отслеживание и составление отчётов.
Чтобы избежать возможных проблем при внедрении, контролировать ситуацию должен преподаватель. Один из самых эффективных способов предотвратить проблемы — провести пилотный запуск курса перед тем, как открыть контент для группы.
Оценка
После того, как курс запущен, нужно отследить, как слушатели взаимодействуют с материалами, а также насколько они соответствуют поставленной бизнес-цели.
Необходимо понять, решена ли поставленная заказчиком проблема или устранён ли пробел в навыках, выявленный при оценке потребностей. После этого педдизайнеры корректируют всё, что не сработало на цель или было низко оценено заказчиком (самими слушателями или работодателем).
ADDIE часто становится первой моделью, к которой обращаются педагогические дизайнеры даже при реализации самых сложных образовательных проектов.
Модель SAM
Модель SAM (Successive Approximation Model — Последовательная модель приближения) — это гибкая модель, фокусирующаяся не на планомерной работе над проектом, а на быстром создании прототипов и итеративном (цифкличном) подходе. Она стимулирует сотрудничество между заинтересованными сторонами — слушателями и разработчиками курса — и позволяет быстро получать обратную связь и вносить исправления на протяжении всего процесса дизайна. Иными словами, доработка курса происходит постоянно, по мере поступления обратной связи от слушателей. Модель SAM включает в себя четыре основные фазы:
1. Подготовка
2. Проектирование
3. Цикличное развитие
4. Создание карты действий
Подготовка
На этапе подготовки педдизайнеры собирают информацию об обучаемых, стремясь понять их потребности, имеющиеся знания и навыки, а также навыки, которые необходимо сформировать как результат обучения.
Проектирование
На этапе проектирования педдизайнеры начинают активно планировать образовательное решение, создают прототип и оценивают выбранный вариант решения через последовательные раунды апробации. Цель — получении регулярной обратной связи на протяжении всего процесса.
Цикличное развитие
На этом этапе педдизайнеры стараются быстро внедрить выбранное решение. Альфа-, бета- и готовые версии проходят тестирование с участием экспертов, заинтересованных сторон и слушателей для поиска наилучшего решения.
Создание карты действий
Иногда этот этап выделяют в отдельный, иногда он представляется как часть предыдущего этапа. На этом этапе создаётся карта действий слушателей, прописывается траектория обучения.
Модель Дика и Кари
Эта модель помогает учитывать более широкий контекст опыта обучающихся, нежели ADDIE. Она включает в себя следующие шаги:
· Определение целей обучения
· Педагогический анализ
· Анализ целевой аудитории и контекста
· Определение поведенческих целей
· Разработка контрольно-измерительных материалов
· Разработка стратегии достижения учебных целей
· Разработка и выбор учебных материалов
· Разработка и проведение оценивания
· Оценка качества обучения
Таксономия Блума
Таксономия Блума разделяет процесс обучения на шесть уровней когнитивной сложности, начиная от простого запоминания и заканчивая критическим мышлением и творчеством. Модель представляет собой систему образовательных целей, упорядоченных от простых к сложным. Она помогает педагогам и методистам структурировать отдельные занятия и целые программы обучения, а также подбирать соответствующие задачи и методы оценки для каждого этапа обучения.
Таксономия Блума основана на психологии и включает в себя три области обучения: когнитивную (знание), аффективную (чувства) и психомоторную (навыки).
Эти области лежат в основе шести уровней таксономии Блума. Оригинальная таксономия Блума включала шесть уровней:
1. Знание
2. Понимание
3. Применение
4. Анализ
5. Синтез
6. Оценка
Начиная с первого уровня, обучающиеся демонстрируют владение одним уровнем обучения перед переходом к следующему. Следует отметить, что в 2001 году была создана обновлённая версия таксономии Блума, более удобная для педагогов и педдизайнеров. Она состоит из нескольких уровней когнитивных действий:
1. Вспоминание (Remembering)
2. Понимание
3. Применение
4. Анализ
5. Оценка
6. Создание
Каждый этап в иерархии таксономии Блума сопровождается своим набором глаголов и вопросов, которые педдизайнеры могут использовать для создания учебных целей и формирования своего дизайна. Эта модель полезна для использования параллельно с другими теориями и моделями.
Подход Роберта Ганье
Принципы педдизайна Роберта Ганье представляют собой совокупность учебных мероприятий (событий), составляющих эффективный учебный опыт. Начиная с привлечения внимания обучающихся и заканчивая оценкой и закреплением пройденного материала:
1. Привлечение внимания обучающихся
2. Информирование учеников о целях обучения
3. Повторение ранее изученного материала
4. Предоставление нового материала
5. Обеспечение поддержки обучения
6. Мотивация к демонстрации приобретённых навыков
7. Организация обратной связи
8. Оценка успехов обучающихся
9. Стимуляция сохранения знания и его перенос в практическую сферу
Все эти модели можно, в известной степени, комбинировать в зависимости от специфики аудитории, поставленных целей, контекста обучения.