Микростепень: новый стандарт для нового времени

Стремительные изменения в обществе, экономике и, как следствие, на рынке труда предполагают новые подходы и варианты профессиональной подготовки. Наряду с основными образовательными университетскими программами и уже существующими программами ДПО, решать задачу подготовки кадров могут образовательные программы, подразумевающие получение так называемой «микростепени».

О том, что это такое и почему появление нового стандарта для данной степени стало в современных условиях не просто желательным, а необходимым, мы поговорили с Михаилом Шепелем, директором Межрегионального центра дополнительного профессионального образования и содействия занятости ТГУ.  

Романтичный Instagram post Бумага Цитата.png

— Что такое «микростепень» и в связи с чем появилась необходимость в новом профессиональном стандарте? 

— Сегодня существует некоторый разрыв между системой высшего образования и рынком труда. Есть профессиональные стандарты, разрабатываемые советами по профессиональным квалификациям Национального агентства развития квалификаций, и Федеральные государственные образовательные стандарты, на которые ориентируются вузы при реализации образовательных программ. На рынке труда представлены определенные вакансии и трудовые функции, на которые профессиональных стандартов еще нет. Программы профессионального обучения, как и программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, должны соответствовать уже существующим профессиональным стандартам.

Возникает парадоксальная ситуация: мы должны готовить специалистов, например, в области маркетплейса, «привязывая» программу их обучения к профессиональным стандартам, которых… нет! Потому что это — совершенно новая сфера трудовой деятельности. Мы вынуждены выбирать определенные трудовые функции из разных профстандартов, чтобы её описать.

Все эксперты в области ДПО понимают: современный рынок труда настолько быстро и динамично развивается, что ждать появление профессионального стандарта, который его опишет, и только потом создавать образовательные программы, сегодня просто невозможно.

Есть еще проблема другого характера, уже со стороны закона об образовании. Организация ДПО может выдать диплом или удостоверение только человеку, уже имеющему документ о высшем или средне-специальном образовании. И возникает ситуация, когда студент бакалавриата, обучающийся одновременно и по основной программе вуза, и по программе ДПО, может получить свой документ о дополнительном профессиональном образовании, а значит приступить к исполнению трудовых функций, только получив диплом вуза.  Если он, предположим, будучи на первом курсе или на втором курсе освоил компетенцию и хочет сразу устроиться на работу, то сделать это он не имеет права, пока не получит диплом университета. А ведь сегодня существует большая потребность в молодых кадрах. Работодатели не против взять на работу студентов, которые уже получили нужные компетенции, но сделать этого тоже не могут.

Эти проблемы подтолкнули к необходимости обратиться к варианту повышения квалификации или профессиональной переподготовки, подразумевающей получение микростепени. Она должна основываться на описании трудовой функции, которое поддержат профессиональное, экспертное и образовательное сообщества. То есть, микростепень подразумевает возможность освоить определенную компетенцию и получить право приступить к осуществлению трудовой функции, невзирая на предыдущий (уже имеющийся) уровень образования.

— Какими документами должно регулироваться получение микростепени?

— ВНИИ Труда  Минтруда совместно с Министерством труда и социальной защиты РФ уже сделали соответствующий первый шаг: разработали проект  «отраслевой профессиональной характеристики» (ОПХ), которая поможет описать доступным языком уже существующую, но ещё не имеющую профессионального стандарта трудовую функцию, а также сделает более гибкой систему разработки программ ДПО.

— Возможно ли будет в будущем, двигаясь по индивидуальной образовательной траектории, получить полноценную степень, состоящую из нескольких микростепеней?

— Это более сложная, дискуссионная задача — сделать микростепень не просто инструментом оперативного вовлечения студентов в трудовую деятельность, но и важным элементом индивидуальной образовательной траектории обучающегося. В этом случае важно понимать онтологию, связь между собой этих микростепеней; можно ли из абсолютно разных микростепеней собрать какую-то единую степень. Этот вопрос сейчас тоже находится в проработке, вокруг него идут дискуссии, готовых ответов пока нет.  

— Не возникнет ли из-за этого некая конкуренция между микростепенью и «полноценным» университетским образованием?

— Действительно, для некоторых людей может быть более привлекательным вариант получить исключительно профессиональные навыки без фундаментальной базы классического университета, основанной на таких предметах, как философия, история, физкультура и так далее. Нужно продумать, как сделать так, чтобы система получения микростепени именно дополняла, а не заменяла систему высшего образования, не разрушала её. Как я уже сказал выше, эти вопросы обсуждаются. Дискуссия идёт на уровне Министерства науки и высшего образования в части изменения нормативной базы, и на уровне Министерства труда и социальной политики в части движения от профстандартов к ОПХ.

photo_2023-05-15_16-57-31.jpg

— Что позволит ТГУ успешно приступить к освоению нового направления — обучению по стандартам, предусматривающим получение микростепени?

— Во-первых, наш университет имеет большой опыт работы с пилотными проектами в разных направлениях. Вот и сейчас ТГУ стал одним из шести российских вузов, которые в формате пилотного проекта получат возможность устанавливать в рамках одного направления, одной специальности образовательные программы с разными сроками обучения.

ТГУ, будучи оператором крупных федеральных проектов (например, «Содействия занятости») давно тесно сотрудничает со ВНИИ Труда, с региональными органами исполнительной власти, отвечающими за российский рынок труда. Одновременно с этим мы работаем и с образовательной сетью, таким образом, находясь на пересечении рынка труда и системы образования, что позволяет нам видеть и решать проблемы комплексно. Кстати, в последнее время это сотрудничество особенно активно проявляется в области ДПО. Например, в ближайших планах — создание сетевой лаборатории в коллаборации с ВШЭ и ВНИИ Труда, которая позволит более детально, с научных позиций исследовать проблематику разработки и реализации новых стандартов, подразумевающих получение микростепени,  чтобы предложить конкретные решения для их внедрения в будущем. 

— О каких временных перспективах реализации всего задуманного, скорее всего, идёт речь?

— Важная задача на данном этапе — привлечь экспертное сообщество к работе над описанием стандартов микростепени по требованиям, которые сформулируют ВНИИ Труда и Минобрнауки. 

Мы делаем первые шаги в этом направлении: создание совместной сетевой лаборатории, проведение экспертных сессий. В этом году должны состояться несколько мероприятий в ТГУ и в других субъектах для обсуждения микростепеней и отраслевых профессиональных характеристик; планируется организовать опрос университетов и выбрать вузы, которые станут участниками пилотного запуска обучения по новым стандартам. Будем надеяться, что получится запустить такую пилотную программу по определённому направлению уже в этом году.