Микрообучение: когда сказать «да»

Микрообучение: когда сказать «да»

Микрообучение — тренд нашего времени. Люди вынуждены — с удовольствием или без — постоянно адаптироваться к меняющимся условиям рынка труда и новшествам в профессиональной сфере. Самый «безболезненный» способ — учиться, как бы, «между делом», как говорят эксперты, «за чашкой кофе». Этот вариант обучения требуем меньше времени, внимания и усилий. Он предлагается и слушателям проекта «Содействие занятости». В системе Odin размещается «микроконтент», цель которого — познакомить с профессиональной сферой и обратить внимание на важные темы, без которых невозможно освоить новую профессию. Но подобный контент можно создавать и для основной программы. Сегодня поговорим о разных форматах микрообучения и обсудим, в каких случаях оно подходит оптимально, а в каких не поможет достичь образовательного результата.

Микрообучение предполагает разделение информации на небольшие дозы, которые легко усваиваются. Обучаемые осваивают учебные модули продолжительностью от 2 до 15 минут, что должно сокращать время, необходимое для обучения, улучшать запоминание и поддерживать интерес. Уникальная особенность этого подхода — каждый модуль «микропрограммы» разрабатывается с учетом конкретных целей обучения.

Преимуществами микрообучения считаются: необходимость концентрации внимания на небольшой период времени; возможность оптимизации времени, которое тратится на обучение; вложение меньших инвестиций; уменьшение когнитивной нагрузки.

Примеры форматов микрообучения:

Короткие обучающие видеоролики продолжительностью от 1 до 5 минут, посвященные одной концепции или навыку.

Инфографика — визуально привлекательная и лаконичная инфографика, которая используется для обобщения сложных данных или концепций в легко усваиваемом формате. Формат особенно эффективен для визуалов.

Цифровые или физические карточки для изучения и запоминания понятий, терминов или определений.

Подкасты или аудиоклипы, посвященные конкретным темам. Они могут быть особенно полезны для тех, кто предпочитает буквально «учиться на ходу».

Мини-тесты, которые обеспечивают немедленную обратную связь. Они полезны для закрепления обучения и оценки понимания темы.

Контрольные списки или чек-листы, содержащие пошаговые инструкции или важные моменты, касающиеся конкретной задачи или процесса (часто используются на рабочих местах).

Образовательный контент, распространяемый через платформы социальных сетей: советы, факты или вопросы, заставляющие задуматься или искать дополнительную информацию.

Но было бы неправильным упустить возможность поближе познакомиться с плюсами и минусами такого подхода к обучению. Предлагаем рассмотреть его привлекательные стороны и особенности, которые делают этот подход неэффективным и даже вредным в определённом контексте.

2-_1_.png

Почему микрообучение подходит для обучения «жестким» навыкам

Сам принцип подхода увеличивает вероятность того, что слушатель остаётся вовлеченным и внимательным на протяжении всего сеанса микрообучения. Это делается за счёт того, что в процессе исключается любая вспомогательная информация, которая не имеет прямого отношения к целевой идее. А значит, все когнитивные инструменты, участвующие в обработке информации, могут сосредоточиться на одном феномене, который нужно изучить, без необходимости фильтровать ненужную информацию.

Ещё раз: методы микрообучения нацелены на рабочую память, исполнительное внимание и концентрацию внимания в целом. В процессе микрообучения задействована префронтальная кора, отдел головного мозга, расположенный непосредственно за лбом, отвечающий за «оперативную» обработку информации (в том числе находящейся в рабочей памяти) для широкого круга когнитивных функций. Например, она отвечает за изучение правил и положений, математики и программирования.

Именно обучение «жёстким» навыкам требует сосредоточенного внимания и способности обрабатывать и повторять информацию. Человек учится в процессе чтения, наблюдения и слушания.  Микрообучение оптимально для тренировки этого вида навыков, поскольку информация в конечном итоге сохраняется посредством мысленного повторения.

Почему микрообучение плохо подходит для обучения «мягким» навыкам

Прежде всего потому, что «мягкие» навыки, или навыки социального спектра, связанные с умением взаимодействовать с людьми, — это поведенческие навыки. Они необходимы человеку для эффективного межличностного общения и взаимодействия, проявления подлинной эмпатии и способности избегать ситуаций, в которых поведением управляют бессознательные предубеждения и стереотипы.

Итак, обучение поведенческим навыкам связано не с системой обучения когнитивным навыкам в мозге, а с системой обучения поведенческим навыкам. Первая, как мы уже выяснили, требует работы префронтальной коры и критически полагается на рабочую память и исполнительное внимание; вторая же задействует базальные ганглии — подкорковую структуру мозга, которая не связана с рабочей памятью и исполнительным вниманием. Эти самые ганглии обучаются поведению постепенно через коррекцию ошибок, когда обучающийся в режиме реального времени получает обратную связь на своё поведение. В случае позитивной обратной связи у него в качестве вознаграждения высвобождается дофамин, и вероятность того, что в следующий раз в подобной ситуации, человек поведет себя таким же образом, возрастает. Если обратная связь не позитивна, она воспринимается как наказание и дофамин не высвобождается. Следовательно, вероятность подобного поведения будет постепенно снижаться, когда учащийся в следующий раз окажется в том же контексте.

Таким образом, навыки работы с людьми приобретаются на практике и включают в себя физические повторения. Обучение поведенческим навыкам оптимизируется, когда человек обучается нескольким моделям поведения в условиях, близким к реальным. Для этого подходят тренинги, деловые игры, практикумы, когда под присмотром наставника обучающимся предлагается играть роль в заданном контексте. То есть, это совершенно отличный от микрообучения формат взаимодействия.