Мечту — в жизнь: превращаем хобби в бизнес

Мечту — в жизнь: превращаем хобби в бизнес

Заниматься любимым делом и получать за это деньги — мечта каждого человека. Даже сама эта фраза стала штампом: любой психолог, бизнес-консультант и лайф-коуч произносит её, читая лекции о том, как добиться счастья и гармонии с собой. В 2022 году портал SuperJob провел опрос и выяснил, что примерно половина россиян любят свою работу, а около 25% вынуждены заниматься нелюбимым делом. На сайте «Тинькофф Журнал» картина представлена немного по-другому: 23% недовольны работой, 45% не ищут новое место, но планируют заняться поиском, 8% не собираются что-либо менять. Чаще всего сотрудники не чувствуют удовлетворения от работы из-за низкой зарплаты, необходимости работать сверх графика, неудобного расписания и опасных условий труда.  

Превращение увлечения в бизнес — один из вариантов решения проблемы нелюбимой работы. Многие мечтают об этом, но насколько реально это сделать? С развитием онлайн-рынков и ростом электронной коммерции, это вполне выполнимо.

Итак, давайте попробуем представить, что вы решились монетизировать своё хобби. Какие шаги нужно и можно предпринять на пути к достижению цели?

Превращаем хобби в бизнес-план 2 (3).png

Прежде всего, нужно понять: есть ли для вашего бизнеса ниша на рынке? Для этого проводятся исследования. Кажется, что ИССЛЕДОВАНИЯ — это что-то для больших компаний и провести их может только дипломированный специалист, а на это нужен немалый бюджет.

На самом деле те, кто занимается малым бизнесом (иногда превращая своё дело в средний или даже мега-бизнес), часто начинали с «hand-made» исследований.

Задайте себе следующие вопросы:

«Есть ли спрос на то, что я хочу продавать?»

«Какие основные затраты ждут меня в ближайший, скажем, год?»

«Кто мои конкуренты и что они предлагают?»

«Как и где я буду реализовывать свой товар/услугу (через интернет, в арендованном помещении и так далее)?»

Более серьёзный план понадобится, если вы планируете вовлекать в свой бизнес партнёров, инвесторов или спонсоров, а также обратиться в банк за кредитом или за господдержкой. Людям, которые будут решать, вкладывать ли в ваше дело деньги и другие ресурсы, нужно более серьёзное представление о вашем видении будущего. В интернете можно найти достаточно много материалов на эту тему. Вот, что советует портал vc.ru.  А это — материал с сайта banki.ru. С официального сайта Нижнего Новгорода можно скачать образцы бизнес-плана, прайса и сметы.

Разбираемся с законом

Прежде чем запускать бизнес, важно разобраться с юридическими требованиями, связанными с бизнес-деятельностью в выбранной сфере. Какой статус лучше оформить именно в этой области — индивидуального предпринимателя или самозанятого? Возможны ли другие варианты? Какие налоговые обязательства и требования закона придётся иметь в виду?

 

В отличие от первого пункта с бизнес-планом, на этом этапе мы бы посоветовали обратиться к юристу и бухгалтеру, чтобы выстроить для своего бизнеса надёжный фундамент. Сразу же можно задать вопросы о банкротстве: при каких условиях и каким образом можно будет закрыть бизнес, если что-то пойдёт не так? А ещё затронуть тему возможного страхования. Да, позитивное мышление — это часть успеха, но мы живём в настолько непростое время, ситуация меняется так стремительно, что «постелить себе соломки» в начале — вполне мудрое и позитивное решение.

Развиваем свой бренд

Существует мнение, что брендинг (как и бизнес-план) — это для больших компаний. На самом деле развитие бренда помогает даже самому малому бизнесу выделиться среди конкурентов, оставаться в памяти клиентов, да и просто быть узнаваемым для них.

Из чего состоит бренд: название, логотип, слоган, фирменный шрифт и другие визуальные элементы. Брендом также называют общий образ компании или торговой марки, который формируется и удерживается в сознании людей вокруг.

Для начала нужно описать, какие эмоции, переживания должны ваши товары, услуги, или вы сами, как эксперт, вызывать у потенциальных и уже существующих клиентов.

«Варежки от бабушки» звучит гораздо теплее, уютнее, милее, роднее, чем «ИП Комарова». «Варежки от бабушки» хочется купить взрослому, чтобы почувствовать себя опять маленьким. Или ребёнку, потому что своя бабушка не вяжет, а хочется, чтобы было «по-семейному».

Любой, самый маленький и крафтовый бизнес нужно брендировать. Это поможет продвигаться и продавать в интернете (в социальных сетях, на лендинге, на маркетплейсах). Составляющие бренда — логотип, шрифт, палитра цветов — необходимы для создания собственного сайта.

Выбираем платформу для продаж

Чёткое представление о том, где продавать свои товары или услуги, чтобы привлечь нужную аудиторию, имеет решающее значение, особенно если ваш маркетинговый бюджет невелик.

Если вы собираетесь продавать товары ручной работы, то у нас хорошие новости: благодаря интернету сегодня это делать достаточно быстро и просто. Вырос и спрос на товары ручной работы, так как для покупателей гораздо проще и приятнее найти и купить что-то интересное и оригинальное в интернете, нежели бродить по магазинам города и в результате приобрести что-то из масс-маркета.

Если вы создаете товары ручной работы, то вам подойдут такие площадки, как «Ярмарка мастеров», первая и крупнейшая платформа и мобильное приложение для мастеров handmade. Можно размещать свои предложения и на больших маркетплейсах, таких как Wildberries.

Если вы планируете продавать услуги, то лучше обратиться на такие платформы, как Profi.ru и YouDo.

Можно и нужно использовать социальные сети для продаж буквально чего-угодно. Соцсети предлагают целый ряд инструментов для коммерческой деятельности: здесь продвигаются личные бренды, создаются интернет-магазины, публикуется информация об акциях и скидках и, конечно, выстраивается коммуникация со своей аудиторией. Разобраться в технике social selling (продвижение и продажи в социальных сетях) вам помогут настоящие эксперты своего дела, если вы запишетесь на программу «Специалист по интернет-продвижению» Томского госуниверситета.  

Ещё одна возможная платформа для продаж — собственный сайт или лендинг. Для разработки такой площадки сегодня не обязательно обращаться к программисту и дизайнеру. Можно научиться пользоваться конструкторами сайтов и лендингов. Это не только сэкономит бюджет, но и позволит всё самостоятельно контролировать. 

1 (7).png

Рассматриваем варианты финансирования

Вполне вероятно, что, поскольку ваш бизнес начинался как хобби, у вас уже есть все необходимые инструменты и оборудование для его запуска. Но со временем, возможно, вам захочется что-то изменить, например, переехать в более просторное помещение или привлечь помощников. Значит, вам понадобятся финансы. О какой сумме может идти речь? К кому нужно будет обратиться? Возможно, среди ваших знакомых есть потенциальные инвесторы, а может быть, возникнет необходимость подать заявку на получение кредита или гранта для малого бизнеса, запустить краудфандинговую кампанию.

В большинстве случаев по мере роста продаж появляется возможность использовать прибыль для развития бизнеса.

Думаем о масштабировании

Теперь вы смотрите на своё хобби с точки зрения профессионала. Подумайте, как вы будете масштабировать бизнес на каждом этапе продаж, например, при выходе на 10 или 50 продаж в день. Клиенты будут недовольны, если им придется иметь дело с медленным обслуживанием или отсутствием товара на складе, поэтому решите заранее, к кому вы обратитесь за помощью. Кто будет вместе с вами печь торты, убирать квартиры или собирать мебель.

Слишком быстрое масштабирование может привести к обременительным накладным и фиксированным расходам, поэтому лучше искать способы медленного масштабирования таким образом, чтобы это было комфортно для вашего дела. В бизнесе это называется «придерживаться принципов устойчивого развития».

Устанавливаем границы

Хобби — это, как правило, то, чем вы занимаетесь в свободное время. Оно приносит пользу психическому здоровью. Занимаясь хобби, мы отдыхаем. Но когда увлечение становится бизнесом, полезно установить границы, чтобы поддерживать баланс между работой и личной жизнью. Для этого хорошо бы с самого начала заняться оттачиванием навыков самоорганизации и тайм-менеджмента. Об этом написано в нашей статье «Найти себя и не потерять эффективность». И, конечно, приготовьтесь к тому, что, возможно, придётся искать новое хобби!

Полезные ссылки:

Идеи для бизнеса на дому: подборка 17 проектов для малого бизнеса

200+ идей и советов по маркетингу и брендингу для развития вашего малого бизнеса

Топ товаров для продажи на маркетплейсах

Как разместить товары на Wildberries: этапы, правила и нюансы для продавцов 

Способы продвижения бизнеса через социальные сети без платной рекламы

Маркетинговый тренд 2023 года — Social Selling (продажи в соцсетях)

ТОП-10 лучших конструкторов лендингов 2023 – какой выбрать?

Краудфандинг: как привлечь деньги с помощью коллективного финансирования  

Партнерство, инструменты и узнаваемость: как предпринимателю масштабировать бизнес без ущерба