Lifelong learning — жизнь, наполненная смыслом

Lifelong learning — жизнь, наполненная смыслом

Сегодня мы все живем в мире, где учиться «чему-нибудь и как-нибудь» нельзя. Нужно делать это осознанно, с мотивацией и целью в конце пути. Хотя… Конца у этого пути, к сожалению или к счастью, нет. Мы будем учиться всю жизнь, как того требует постоянно меняющаяся нестабильная окружающая среда.

В этом выпуске блога о концепции Lifelong learning (обучения на протяжении всей жизни) нам рассказывает Светлана Борисовна Велединская, начальник отдела проектирования образовательных программ Института дистанционного образования ТГУ.

О концепции Lifelong learning (обучение на протяжении всей жизни) sb-veledinskaya-tgu-1.jpg

«Lifelong learning — не новая концепция, но она стала особенно актуальной в новом тысячелетии из-за изменчивости окружающей нас среды. В профессиональной сфере технологии и требования меняются, меняются и сами люди, с которыми мы работаем. Раньше университеты обеспечивали профессиональными навыками на всю жизнь, но сейчас это уже далеко не так. Образование перешло в компетентностную парадигму, потому что знаний столько, что их невозможно уложить в голову обучением единожды и навсегда. Поэтому людям нужно помогать — “давать удочки”, чтобы они сами могли “поймать” необходимые знания, могли научиться и приспосабливаться к изменениям»

Ограничения по возрасту: учиться никогда не «слишком поздно»?

«Возраст — не ограничение. Сегодня все больше людей понимают, что увлечение чем-либо наполняет и продлевает нашу жизнь. Обучение — это ключ к молодости. Концепт обучения на протяжении всей жизни будет продолжать набирать популярность, особенно с переходом на более «спокойный» режим работы, о котором все чаще говорят. Ведь чем больше мы полагаемся на искусственный интеллект (ИИ) и электронные сервисы, тем меньше остается рабочих мест для людей. Если количество рабочих мест существенно уменьшится, работа станет привилегией. Люди без работы должны будут уметь занимать себя чем-то полезным, научиться делать что-то новое. Обучение — это деятельность, которая приводит к долголетию и наполненности жизни. В качестве примера могу привести одного человека, он учится на тестировщика на одной из программ проекта “Содействие занятости”, ему 77 лет! Это, безусловно, достойно уважения».

1 (3).png


Повышать квалификацию или менять профессию: что выбрать взрослому человеку?

«Это зависит от профессии. Например, я работаю с педагогами и замечаю, что опытные специалисты могут лучше адаптироваться к новым технологиям, таким как цифровые инструменты, чем педагоги с небольшим  опытом. Это связано с тем, что молодые учителя и преподаватели не могут использовать цифровой потенциал в должной мере, так как им приходится много внимания и времени уделять совершенствованию своих фундаментальных “hard skills”. Понимание технологий у них есть, но присутствует также и нехватка содержательной части. Наши вузовские преподаватели старшего возраста — самые активные и компетентные в этом вопросе, благодаря своему опыту и знаниям. Для людей старшего поколения цифровые технологии могут быть возможностью для саморазвития».

Какие направления чаще выбирают для обучения во взрослом возрасте?

 «Реализуя программы проекта “Содействие занятости”, уже в течение трёх лет мы наблюдаем изменение фокусов интереса: в первый год были популярны маркетинг и таргетинг, во второй — маркетплейсы, а сегодня — психология. Это свидетельствует о том, что люди становятся все более “осознанными” и стремятся развивать не только профессиональные, но и личностные навыки».

Есть ли место для lifelong learning в жизни тех, кто постоянно учит других?

«Как педагоги мы постоянно развиваемся и учимся. Наша профессия требует от нас быть в курсе новых тенденций и методик обучения. Я лично предпочитаю учиться весной, потому что в это время года у меня больше возможностей посетить интересные лекции и узнать что-то новое. Сегодня в педагогике появляются новые направления, такие как гибридное обучение. Я считаю, что важно не только развивать профессиональные, но и личностные навыки. Мне очень повезло работать в молодой команде, которая всегда стремится к росту и развитию. Команда должна быть как кукла-неваляшка: с легкой молодой головой, которая быстро крутится, и одновременно с тяжёлым основанием опыта, позволяющим крепко держаться на месте. И наша команда именно такая. Например, мы недавно приняли участие в двухдневном тренинге по продажам и смогли расширить свои знания в этой области. Мы не только узнали, как продавать, но и как противостоять навязываемым нам вещам. Это очень важный навык, который может пригодиться в работе. Мы всегда рады учиться новым вещам, которые могут помочь в нашей работе».

2 (2).png

Дистанционное образование до пандемии и сейчас — разные вещи?

«Я бы сейчас, в постпандемийной жизни, вообще не говорила о дистанционном образовании. До пандемии — да! Было традиционное и дистанционное. А сейчас все смешанное так же, как наша жизнь: микс онлайн и офлайн. Образование из пандемии вышло именно в таком “гибридном” состоянии. Мы ещё до локдауна говорили, что цифра обязательно придет, придут новые технологии. Кто-то за нами шёл, кто-то относился скептически к нашим идеям. А сегодня есть вещи, которые невозможно отрицать, они уже звучат просто банально: “цифра” стала частью нашей жизни.

Образование сегодня смешанное, оно берет лучшее из традиционного формата и совмещает это лучшее с  возможностями технологий. Вот сейчас идут споры по поводу ChatGPT. Но думаю, искусственный интеллект еще больше развернёт нас к образованию человеческому, то есть, к личному присутствию, присутствию преподавателя и студента. Живое общение станет еще ценнее.

“Цифра” дает серьезную интенсификацию обучения. Она позволяет в перерывах между нашим личным общением создавать эффективные траектории обучения. Вот суть этого смешанного формата. Технологии делают процесс обучения более прозрачным: каждый ученик, студент оставляет цифровой след, по которому легче понять, насколько он погрузился в самостоятельную работу. Но “вишенкой на торте” всегда будет человек, потому что только в межличностном общении мы сможем понять, самостоятельно или нет было выполнено задание.

Развитие ИИ заставило нас задуматься о пересмотре форматов: нужны ли рефераты? Нужны ли пояснительные записки к проектам и на что их можно заменить, чтобы увидеть “человеческое” проявление».

Как мы разделяем онлайн и дистанционное образование?

«Дистанционное образование предполагает дистанцию между педагогом и учеником. А онлайн — это одна из форм дистанционного образования. В онлайн используются онлайн-сервисы. В дистанционном формате можно обмениваться письмами по аналоговой почте.

Сейчас, скорее, используются термины “синхронное”, предполагающее одновременное присутствие учителя и ученика онлайн или офлайн, и “асинхронное”, предполагающее, например, возможность просмотра записанного материала».

Кому легче приспособиться к онлайн-обучению — по возрасту, по сфере деятельности, по направлению программ?

«Конечно, самый большой процент аудитории, предпочитающей онлайн, — это молодежь. В проекте “Содействие занятости” такими группами стали мамы с детьми и люди до 35 лет. Они другого формата и не признают, им нужен онлайн, они буквально живут в сети. У них там свои законы, они сразу создают чат, начинают помогать друг другу. Они, конечно, обсуждают и “флудят”, там много всего можно прочитать, что тоже бывает полезным. Возникает “горизонтальное” обучение. Если кто-то что-то не понял, обязательно найдётся человек, который напишет: «Смотрите, а я нашел, где преподаватель лучше объясняет, чем этот. Этот плохо объяснил. Вот посмотри тот ролик, в интернете есть». Эти люди — интернет-жители, их невозможно загнать в аудиторию.

Те, кто постарше, в принципе, тоже не жалуются на обучение онлайн. Единственно, мы столкнулись с тем, что слушатели программ очень просят “живое” общение. Даже самые интересные и полезные лекции, записанные заранее, не воспринимаются как “учёба”. Скорее, как некое превью к ней. Честно говоря, я всегда говорила преподавателям: “Ну как может быть образование без нас?”. Можно записать хороший МООК (массовый открытый онлайн-курс) и использовать его как дополнение. Это информационный контент, а для обучения нужно обучающее действие.  Неслучайно сейчас даже такие крупные платформы, как “Нетология” или Skillbox кроме отличного перезаписанного контента предлагают «живые» синхронные тренинги и семинары».