Для преподавателя вуза часто сложно переключиться из режима общения с молодёжью и менторского тона (да, к сожалению, нужно признать, такое часто встречается) в режим коммуникации равного с равным. В частности, в ситуации, когда нужно дать обратную связь на выполненное задание.
Как критиковать так, чтобы это действительно помогало человеку расти, а не разрушало его уверенность? Особенно если речь идёт о профессионале, который уже состоялся в своей сфере. Давайте разберёмся.
Как критиковать взрослых профессионалов и не задеть их достоинство
Критиковать людей, которые уже состоялись в профессии, — задача повышенной сложности. Тут нельзя просто сказать: «Вот здесь неправильно, переделай». Взрослые профессионалы имеют опыт, достижения и своё видение работы, поэтому важно подходить к критике так, чтобы не задеть их достоинство и не создать ненужное напряжение.
Вот несколько принципов, которые помогут сделать это правильно:
Начните с уважения
Нужно помнить: вы имеете дело с человеком, который вложил годы в своё дело. Прежде чем озвучивать критику, подчеркните его сильные стороны. Это не просто вежливость или банальная манипуляция, а способ показать, что вы видите ценность в его работе.
Например: «Ваш подход к работе заслуживает восхищения, но есть пара моментов, которые, как мне кажется, можно улучшить».
Критика — это диалог, а не приговор
Никогда не нужно ставить свою точку зрения как единственно правильную. Вместо этого предложите обсудить проблему:
«Как вы считаете, что можно было бы изменить в этом процессе, чтобы добиться ещё лучших результатов?»
Диалог даёт человеку возможность сохранить лицо и стать активным участником решения проблемы.Фокусируйтесь на задаче, а не на личности
Критика должна быть направлена на конкретное действие или результат, а не на человека.
Вместо: «Вы неправильно подошли к этому проекту» лучше сказать: «Мне кажется, что здесь можно попробовать другой метод, чтобы достичь цели»
Учитывайте контекст
Взрослые профессионалы часто действуют в рамках сложных обстоятельств.
Прежде чем критиковать, уточните контекст: «Понимаю, что времени на выполнение было мало, но что, если попробовать другой подход в следующий раз?»
Это показывает, что вы не стремитесь осудить, а учитываете реальность, в которой человек работает.Давайте конкретные и конструктивные рекомендации
Общие фразы вроде «Это нужно исправить» не дадут никакой пользы. Чётко обозначьте, что именно требует изменений и как это можно сделать.
Например: «В этом отчёте отлично показаны результаты, но, возможно, стоит добавить немного больше визуализации, чтобы они выглядели более убедительно».
Уважайте их право не соглашаться
Иногда люди не готовы принимать вашу критику — и это нормально. Уважайте их мнение и оставьте пространство для размышлений.
«Это просто моё видение. Если вы видите это иначе, мне будет интересно узнать, почему».
Завершите на позитивной ноте
После обсуждения важно оставить у человека ощущение, что его работа ценится.
Подчеркните, что вы видите его вклад и уважаете его профессионализм: «Я уверен, что с вашим опытом и подходом результат будет ещё лучше».
Эти принципы помогут сделать критику конструктивной, сохраняя уважение к человеку и укрепляя профессиональные отношения.
Критика взрослых профессионалов — это не просто исправление ошибок, это искусство субъектно-субъектной коммуникации. Она должна вдохновлять, а не подрывать уверенность. С другой стороны, она не должна превратиться в сплошное извинение со стороны преподавателя. Если вы сможете правильно выстроить общение, то не только поможете человеку стать лучше, но и укрепите с ним профессиональные отношения.
Критика — это не про то, чтобы доказать свою правоту. Это про то, чтобы помочь другому раскрыть свой потенциал.