Этот выпуск нашего блога, казалось бы, должен вызвать интерес, прежде всего, у преподавателей. Но на самом деле будущим слушателям онлайн-программ тоже полезно знать, как настраиваться на обучение и не бросить всё в самом начале.
Итак, самую высокую мотивацию учиться слушатели обычно демонстрируют в начале курса. В процессе реализации программ мы наглядно видим, как мотивация падает: об этом свидетельствуют снижение уровня участия в коммуникации на платформах LMS и невыполнение заданий.
Что касается причин, по которым слушатели отказываются от участия в онлайн-курсах, то некоторые из них можно отнести к внешним факторам. Изменения в личной и профессиональной жизни, проблемы со здоровьем, происшествия в семье — бывают ситуации, которые объективно становятся препятствием.
Но часто причиной отказа от обучения становится потеря внутренней мотивации и это самый сложный случай.
Кстати, в начале обучения очень полезно провести анкетирование и узнать, какую мотивацию обозначают для себя слушатели в качестве основной.
Итак, как же мотивировать учиться? Ответ — никак! Вместо этого нужно задаться вопросом «Как создать условия, в которых другие люди будут мотивировать себя сами?» И ответ на него очень простой: поддерживать автономию, независимость слушателей.
Что же нужно делать, чтобы развить внутреннюю мотивацию и поддерживать ту самую автономию?
Предлагаем список конкретных действий, которые помогут работать со взрослой аудиторией в программах дополнительного образования:
-
Уточните потребности/интересы учащихся с самого начала и соответствующим образом измените содержание курса.
-
Разрешите выбирать задания самостоятельно.
-
Объясните, зачем выполнять те или иные задания и поставьте четкие цели.
-
Создавайте ориентированные на интересы учащегося цели.
-
По возможности делайте сроки выполнения заданий гибкими.
-
Разрешите выбор формата выполнения заданий (например, презентация, краткий чек-лист, тезисы, кейс).
-
Будьте фасилитатором, а не преподавателем: организуйте и поддерживайте самостоятельное обучение.
-
Начинайте каждый курс с описания функционала платформы, на которой он будет проходить. Это укрепляет уверенность слушателей в использовании виртуальной среды обучения.
-
Убедитесь, что задания выполнимы, хотя и умеренно сложны.
-
Предоставляйте положительные отзывы на решения и поощряйте положительные отзывы других слушателей.
-
Включите в курс задания, которые приводят к практическому применению результата, соответствующего профессиональным и иным интересам слушателей.
-
Поощряйте критическое мышление.
-
Объясняйте, какие именно компетенции поможет развить выполнение конкретного задания.
-
Онлайн-слушатели, скорее всего, будут чувствовать себя изолированными, поэтому сосредоточьтесь на создании чувства общности.
-
Начните курсы с социализации (знакомства со всеми преподавателями курса, объяснения основных правил поведения — цифрового этикета и так далее).
-
Превратите обсуждения на форуме в часть заданий: обеспечивайте участие/вовлеченность всех слушателей.
-
Включите сочетание индивидуальных, парных и групповых заданий.
-
Делайте задания гибкими, чтобы участники могли работать над ними в контексте своих академических/профессиональных целей.
-
Обязательно отвечайте на вопросы в чатах и на форумах.