Естественный отбор с искусственным интеллектом

Естественный отбор с искусственным интеллектом

В нашем блоге мы обращаемся как к темам, интересным для слушателей проекта «Содействие занятости», так и темам, актуальным для преподавателей и всех, кто работает со слушателями на программах.

Сегодня тема будет интересна именно преподавателям, которые, в большинстве, уже столкнулись с проблемой использования искусственного интеллекта, в частности, генеративных языковых моделей, студентами и необходимостью осваивать этот инструмент в своей работе. С утверждением о том, что применение ИИ в работе педагога совершенно опционально и можно пока не обращать на него внимания, организуя свое взаимодействие со слушателями «как в старые добрые времена», мы, увы, не согласимся. ИИ как сквозная технология меняет сегодня и науку, и образование, при этом делает это стремительно и бесповоротно. По сути, сегодня педагог без навыков работы с ИИ может находиться со своими слушателями в разных вселенных.   

Для того, чтобы помочь преодолеть этот важный разрыв, команда ИДО ТГУ разработала программу повышения квалификации «Генеративный искусственный интеллект для преподавателя: стратегии, инструменты, этика»

Пилотный запуск программы состоялся в апреле, от ТГУ обучение прошли 45 преподавателей. Мы слышали только положительные отзывы о работе Артёма Фещенко, руководителя Центра технологического и исследовательского сопровождения ИДО ТГУ, и его команды. Вот, например, что нам рассказали о своих впечатлениях коллеги из СибГМУ:

Светлана Васильева, к. филол. н., доцент, зав. каф. иностранных языков СибГМУ

«Хотелось бы выразить благодарность создателям программы за невероятно актуальное и полезное обучение, которое позволяет преподавателям быть на одной волне с современным поколением студентов.

В рамках программы показаны возможности применения искусственного интеллекта на разных этапах работы над курсом: от постановки целей, продумывания содержания компетенций и разработки тематического планирования до подготовки к конкретным занятиям. Кроме того, программа демонстрирует слушателям новые способы адаптации учебных материалов под потребности современного студента, обеспечения индивидуализации и интерактивности обучения с одной стороны, и возможности сокращения времени подготовки учебных материалов для преподавателя, с другой стороны.

Серьезным преимуществом данного курса является его практическая ориентированность, когда слушатели сами пробуют использовать каждый инструмент и применять его в рамках своей дисциплины, могут задавать вопросы и получают обратную связь от преподавателей.

В заключение, хотелось бы отметить полезность показанных в рамках курса инструментов ИИ, которые, несомненно, найдут применение в практике преподавания и позволят более эффективно выстраивать процесс обучения» 

Надежда Коваленко, к. филол. н., доцент кафедры иностранных языков СибГМУ

«Программа дает широкое поле деятельности для дальнейшего педагогического дизайна и переосмысления материалов рабочей программы в рамках преподаваемых дисциплин»

Мария Дроздова, ассистент кафедры иностранных языков СибГМУ

«Благодаря курсам я приобрела ценные знания и навыки для улучшения своей педагогической практики. Полученные в ходе обучения навыки уже оказали положительное влияние на мою преподавательскую практику, повысив вовлеченность студентов и результаты обучения. Я настоятельно рекомендую эти курсы преподавателям, стремящимся внедрить ГИИ для создания более эффективных и увлекательных возможностей обучения»

Анастасия Абрамова, к. филол. н., доцент кафедры иностранных языков СибГМУ

«Хочу выразить благодарность создателям и преподавателям программы. Это было действительно вдохновляющее и информативно-обучающее путешествие. Программа охватила широкий спектр тем, начиная от основ ГИИ, доступных инструментов, до конкретного применения в учебном процессе.

Особенно ценным был практический аспект программы, который дал возможность применить теоретические знания на практике.

Программа не только позволяет приобрести новые знания и навыки, но и вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, используя передовые технологии и методы.

Благодарность создателям и преподавателям данной программы за профессионализм, заинтересованность и инновационный подход к обучению!»

Для того, чтобы получить дополнительные весомые аргументы в пользу участия в программе «Генеративный искусственный интеллект для преподавателя: стратегии, инструменты, этика», мы встретились со Светланой Велединской, директором Центра повышения квалификации и переподготовки ТГУ, и попросили ответить на несколько вопросов. 

Для кого эта программа?

Программа, на которую мы приглашаем сегодня всех желающих, необычайно практикоориентирована и современна. Нужно понимать, что нейросети – это не так сложно, как об этом говорят, и гораздо полезнее, чем об этом думают. Мы вступаем в эпоху, когда это нужно знать каждому в университете, от младшего научного сотрудника ЛЮБОЙ лаборатории до самых высоких руководителей.

Чему научатся слушатели программы?

·         Задавать нейросети «правильные» вопросы и эффективно работать с текстами. Написать текст с помощью нейросети сегодня не проблема. Однако нужно научиться с ней «договариваться», чтобы этот текст получался действительно «рабочим». Часто можно слышать от преподавателей, что они пробуют использовать нейросети, но получают банальные, примитивные ответы. Секрет прост: чтобы не получать «банальные» ответы и «пустые» тексты, нужно задавать «небанальные» и содержательные вопросы. Здесь самое большое искусство — уметь поставить задачу.

·         Легко и быстро делать из текста презентацию, а также делать графики и иллюстрации для любых электронных материалов.

·         Проектировать рабочие программы: нейросети очень хорошо «ухватывают» алгоритмизированные задачи, а в основе любого проектирования лежит алгоритм. При этом я всегда говорю преподавателям: нужно создавать программы не О ЧЁМ, а ДЛЯ ЧЕГО и ЗАЧЕМ. Нужно идти от образовательного результата и ставить соответствующую задачу нейросети: создавать программу, чтобы в конце студент умел это и это. Получается удивительный результат!

·         Четко формулировать образовательные результаты и создавать к ним систему заданий., оценочные мероприятия и тесты. ИИ прекрасно выстраивают критерии оценивания.

Есть ли у программы какие-то «входные требования»?

Главное требование — быть готовым к кратковременной, но интенсивной работе. Это всего 36 часов, включая самостоятельную работу. Но при этом программа очень плотная, растягивать её надолго было бы неправильно. В этом и её сложность, и её сила: слушатели получают информацию, тут же вникают, пробуют новые знания на практике, не успевая забыть.

Какова роль преподавателя в мире, где ИИ так хорошо справляется с львиной долей его работы?

Преподаватели будут совершенствовать содержание: работать с готовым текстом над его уплотнением, включением в него каких-то экспертных мнений и, конечно, проверкой фактов.  Это очень ускоряет работу, поскольку преподаватель создает новый продукт не с нуля, а использует толковую заготовку.

Вы тоже преподаёте на этой программе. За какую тему отвечаете?

Я отвечаю за часть, в которой нам вместе со слушателями предстоит очень серьёзно переосмыслить все наши активности. Нейросети берут на себя огромную часть работы не только преподавателя, но и студента. Нам нужно пересмотреть подход к заданиям, поменять привычные практики, включая всякие условные «рефераты».

Пусть это будут задания, выполняя которые студенты будут использовать те же нейросети. Но они должны это делать творчески, например, с точки зрения формата и эстетического содержания.  Нужно выходить из виртуальной в физическую среду, давать задания, например, написать что-то от руки.  Если нужно проводить контроль, то делать это в классе с ограничением времени и возможностей использовать ИИ.

В общем, нам придётся переосмыслить всю компоновку учебного процесса. Всё, что можно без потери качества вынести онлайн, например, лекции, — вынести в онлайн. В офлайн чрезвычайно важным и очень ценным будет момент общения. Преподаватели будут выполнять, с одной стороны, функцию верификаторов, проверяя, где студент взял материал и как с ним работал. А с другой стороны, мы будем слушать студента, давать свой эмоциональный отклик на его работу.  То есть, делать то, что ИИ, надеюсь, никогда за нас сделать не смогут.

Приглашаем на очередно запуск программы 14 мая. Для сотрудников ТГУ обучение бесплатное, для коллег из других организаций стоимость обучения 19 000 рублей.

Записаться на программу

Telegram_канал ИДО ТГУ «ДПО: от буквы до цифры»