Elevator pitch для собеседования

Elevator pitch для собеседования

Команда ИДО ТГУ рекомендует:

В одном из прошлых выпусков мы говорили о важности подготовки так называемой «elevator pitch» или «презентации для лифта» для собеседования с потенциальным работодателем. В общем, это пункт номер один в списке дел соискателя.

Elevator pitch — приём, который пришел к нам из США. Это 30-секундная речь, в которой кратко рассказывается о… А дальше могут быть варианты. Если вы ищете инвесторов, то нужно уметь за 30 секунд рассказать о проекте. Если вы ищете работу, то за это время необходимо объяснить кто вы, чем занимаетесь и почему вы были бы идеальным кандидатом на позицию в компании. Конечно, если вас прямо сейчас попросить рассказать о себе за полминуты и без подготовки, то это наверняка окажется непростой задачей: говорить коротко и по делу гораздо сложнее, чем рассуждать, вдаваясь в детали.

2.1.png

Чтобы составить 30-секундную презентацию, нужно чётко выстроить её структуру. Мы все знакомы с утверждением о первом впечатлении, которое невозможно произвести дважды. А ведь это первое впечатление, согласно исследованиям психологов, возникает уже через 2-4 секунды! Как же уложить годы жизненного опыта и достижений в 30-секундный рассказ?

Давайте попробуем разобрать «презентацию в лифте» на составляющие.

·         Опишите свою работу настолько лаконично и чётко, насколько это вообще возможно. Что конкретно вы делаете? Исключите пространные описания: «Моя работа помогает организации реализовать свою миссию в области социальной ответственности» или «Мои проекты создают благоприятные условия для реализации творческого потенциала сотрудников». Вашему слушателю нужны факты: «Я организую мероприятия для благотворительных фондов, нахожу спонсоров для поддержки малообеспеченных семей» или «Я создал и веду корпоративный сайт, организую творческие конкурсы для сотрудников и все корпоративные мероприятия». Пока вы не сможете четко объяснить, чем вы занимаетесь, никто не сможет предложить вам подходящее место работы. 

·         Запишите всё, что вы хотели бы рассказать потенциальному работодателю о ваших навыках, достижениях и опыте работы, которые имеют отношение к вашей целевой должности. Затем возьмите красную ручку и безжалостно удалите всё, что не имеет решающего значения для вашей презентации. Нам приятно говорить о себе, мы можем делать это бесконечно (в этом и проблема!). Незнакомому человеку тяжело воспринимать «поток сознания». Нужно сформулировать свои достижения не в формате «вот, что я умею», а в формате «вот, чем мои навыки могут быть полезны компании». Продолжайте редактировать, пока не сократите речь до нескольких ключевых пунктов или предложений. Ваша цель — заинтересовать слушателя, а не рассказать всю историю своей жизни. Так что удалите посторонние детали, которые отвлекают от основного сообщения.

·         Хорошая презентация должна отвечать на три вопроса: Кто вы? Что вы делаете? Что вы ищете? Вот пример того, как начать презентацию, включающую самое необходимое: «Добрый день! Я Анна Иванова. Я бухгалтер с 10-летним опытом работы в страховой отрасли и ищу возможности работы в Саратове в страховой или финансовой компании». Такое вступление займет около 15 секунд. Затем Анна использует следующие 15 секунд, чтобы добавить подробности о своих уникальных, особых навыках и конкретных способах, которые могли бы помочь потенциальному работодателю решить его задачи.

 ·         Ещё раз о самом главном: подстраивайте презентацию под работодателя, а не под себя. Важно помнить, что люди, слушающие ваше выступление, будут иметь свои «антенны», настроенные на особую 2.2.png «волну». Они услышат только то, что может быть интересно и полезно именно им. Поэтому нужно держать фокус на потребностях работодателя. Например, вместо «Я SMM-специалист с десятилетним стажем» можно сказать: «Я могу увеличить аудиторию аккаунта компании в два раза». 

·         Избавьтесь от профессионального жаргона. Вы должны сделать свою презентацию простой для понимания, поэтому избегайте использования аббревиатур и технических выражений, которые могут быть непонятны обычному человеку и даже вашему работодателю (или ведущему интервью HR-специалисту). Не заставляйте вашего слушателя чувствовать себя глупым или неосведомленным. Кроме того, неуместное использование терминологии может говорить о том, что вы не умеете налаживать контакт с окружающими, так как не хотите «говорить с ними на одном языке».

 ·         Прочтите свою презентацию вслух. Письмо всегда более формально и структурировано, чем речь. То, что хорошо выглядит на бумаге, может звучать искусственно и неубедительно, быть похожим на рекламный ролик. Обращайте внимание на паузы и интонацию. 

·         Запишите себя на видео. Чаще всего люди не любят свое изображение и звук своего голоса. Однако современные гаджеты позволяют нам записываться самостоятельно, без свидетелей, поэтому можно смириться с неудобствами, пересилить себя и проследить, как вы выглядите со стороны. Чем больше вы будете практиковаться, тем более гладкой будет ваша подача и тем меньше вас будет раздражать собственное изображение. 

·         Продолжайте корректировать свою подачу, пока она не перестанет звучать отрепетированной. Когда ваша презентация будет отшлифована, попробуйте ее на нескольких друзьях и спросите их, какое вы при этом производите впечатление. 

·         Подготовьте несколько вариантов самопрезентации. Возможно, вам дадут больше времени на рассказ о себе или зададут дополнительные вопросы. В идеале нужно подготовить пятнадцатисекундные ответы на самые часто задаваемые во время собеседования вопросы (о них мы рассказывали в нашем прошлом выпуске). 

·         Будьте уверены в себе. Самая лучшая в мире самопрезентация не сработает, если она не будет должным образом представлена. Когда вы произносите речь, смотрите человеку в глаза, сдержанно улыбайтесь и произносите свое сообщение уверенно и оптимистично.

Подготовка «презентации для лифта» может принести неожиданный побочный эффект: вы сами узнаете о себе больше, чем знали до сих пор и станете более уверенным в себе.