Дополнительное не значит второстепенное

Дополнительное не значит второстепенное

Сегодня мы вновь встретились с Михаилом Шепелем, директором Межрегионального центра дополнительного профессионального образования и содействия занятости ТГУ, для того, чтобы поговорить о роли ДПО в жизни современного человека и всей страны. Мы выяснили, что ДПО — это тренд, драйвер развития экономики и профессиональное сообщество со множеством заинтересованных сторон.

DSC_7968.jpg

— Можно ли утверждать, что дополнительное профессиональное образование – это тренд?

— Если коротко, то да! В последние годы жизнь человека стала сильно меняться. Раньше было нормой провести её на одном рабочем месте, сейчас же ситуация кардинально иная. У предприятий появились новые запросы, у самих сотрудников зачастую возникает необходимость менять не просто место работы, но и саму сферу профессиональной деятельности. Поэтому концепция обучения на протяжении жизни становится всё более и более актуальной. Даже в традиционных, устоявшихся отраслях происходит процесс ротации кадров, связанный с запросом на новые знания и навыки.

На мой взгляд, возможность прокачать свои умения является очень важным преимуществом. Особое значение обретает и возможность оперативного доступа к информации. Раньше для того, чтобы повысить квалификацию, нужно было отрываться от рабочего процесса и уезжать в место обучения, например, из Томска в Москву. Сейчас есть возможность прокачать навыки без отрыва от производства. Так что можно смело утверждать: дополнительное профессиональное образование — это настоящий тренд.

— Какие задачи помогает решать ДПО в масштабах страны?

— Если говорить об экономике, то тут речь идет, прежде всего, о необходимости наладить процессы импортозамещения. Это подразумевает быстрое обучение персонала в кратчайшие сроки, когда, например, есть специалист-носитель знания об утраченной технологии, и нужно разработать образовательную программу, чтобы передать знания новому поколению персонала. Это непростая задача, в том числе, и потому, что от нас уходят западные платформы и мы должны создавать и подбирать образовательные технологии с отечественными корнями.

Стоит упомянуть и о мерах поддержки малого и среднего бизнеса. Например, в странах Евросоюза помощь государства не заканчивается распределением денег. Зачастую основной поддержкой является именно обучение. Делается этого из-за того, что деньги рано или поздно заканчиваются, а новые компетенции остаются и помогают развиваться, выходить на новый уровень и зарабатывать самостоятельно. Мы наблюдаем, как в нашей стране возрастает количество проектов в сфере непрерывного образования. Кроме «Содействия занятости», есть проекты «Код Будущего» для школьников, «Цифровые кафедры» для студентов всех направлений обучения, проекты по поддержке оборонно-промышленного комплекса и ряд других. Соответственно, растёт и количество граждан, которые могут воспользоваться возможностью получить образование.    

Ещё один уровень задач, которые помогает решать ДПО, связан с социальным аспектом. Мы живем в быстро меняющемся мире. Совсем недавно его называли «VUCA-мир», теперь это уже «BANI-мир», отличающийся ещё большей неопределённостью.  На мой взгляд, очень важно укрепление в человеке ощущения, что в мире, где все нестабильно, у него есть возможность творить собственную историю и менять свою жизнь в лучшую сторону. В условиях неопределённости непрерывное образование — это вложение, которое быстро капитализируется, превращая человеческий потенциал в человеческий капитал.   

— Кто сегодня больше всего заинтересован в развитии профессионального сообщества в сфере ДПО?

— В первую очередь, конечно, образовательные учреждения, в которых есть подразделения, так или иначе связанные с дополнительным образованием. Причем раньше для вузов программы ДПО были сами по себе чем-то «дополнительным». Сегодня дела обстоят совершенно иначе: в рамках серьезной трансформации всей системы высшего образования мы понимаем, что и дополнительное образование перестает быть просто второстепенным по отношению к основному.

При создании основных профессиональных образовательных программ вуза необходимо учитывать, что их элементы могут и даже должны стать основой для модулей программ ДПО. Поэтому так важно объединить усилия всех субъектов образовательной сферы, и тогда мы сможем в короткие сроки «собирать» нужные компетенции под соответствующий запрос отрасли.  Это можно делать только вместе, только придерживаясь сетевого подхода к реализации программ, создавая «маркетплейсы» для развития ДПО.

Развитие ДПО стало общей задачей всей отрасли образования, а не отдельно взятого вуза. То, как реализуются федеральные проекты, в частности, проект «Содействие занятости», свидетельствует о том, что эта задача решается сообща.

Кроме системы высшего образования, интересантами развития профессионального сообщества в сфере ДПО являются корпоративные университеты от предприятий, нацеленных на оперативное обучение сотрудников по соответствующим направлениям.

Разговоры о кооперации вузов с реальным сектором экономики ведутся достаточно давно. Причем более эффективным представляется именно сотрудничество с предприятиями, а не взаимодействие в рамках совместных НИОКРов или иных проектов в сфере науки. Разработка программ ДПО под реальные задачи определенного сектора экономики — это максимально прозрачный и эффективный вариант сотрудничества, результат которого легко отследить.  Например, в настоящее время ТГУ вовлечен в активное взаимодействие с крупным предприятием химической отрасли АО «Фарус». Перед этой большой компанией стоит задача в кратчайшие сроки построить огромный завод и восстановить утраченную технологию производства высших жирных спиртов, научив сотрудников с этой технологией работать. Совместно с химическим факультетом мы начинаем проектировать под эту задачу целый корпоративный университет. Таким образом, мы видим, что реальный сектор экономики готов инвестировать в образование, потому что без этого столь необходимый сегодня качественный рывок в экономике просто невозможен.

Наконец, еще один важный интересант — EdTech. Речь идет, в том числе, и об отечественных EdTech-платформах, таких как «Яндекс.Практикум», «СберОбразование»,  Skillbox, Skillfactory и многих других. Любопытно: раньше все считали, что подобные платформы могут буквально «убить» привычную систему получения образования через университеты. Однако сейчас дела обстоят иначе, негативный прогноз не сбылся, в частности, потому, что передовые знания возможны только там, где есть наука, а это, в первую очередь, университеты. Именно наука двигает прогресс. А вот бизнес-логика ― сильная сторона EdTech. И здесь также намечаются коллаборации, например, у ТГУ есть совместные образовательные проекты, связанные с EdTech. Это совместная онлайн-магистратура «Управление контентом и медиапроектами» со «СберОбразованием»; совместная с Яндекс.Практикум онлайн-магистратура «Дата-аналитика для бизнеса»; и онлайн-магистратура «Анализ естественного языка (NLP) в лингвистике и IT» со Skill Factory.

Как мне кажется, сегодня федеральные органы исполнительной власти осознают важность участия всех перечисленных субъектов, и реализуют государственные меры поддержки развития системы дополнительного образования.

— Итак, ДПО — это тренд. Но одни тренды рано или поздно сменяются другими. Что может прийти на место ДПО в будущем?

— На мой взгляд, в какой-то момент поменяется сама форма и, возможно, при появлении метаплатформ, пропадёт необходимость в привязке диплома и самих знаний к определенной образовательной организации. Иными словами, всё ДПО уйдет в самообразование, когда у человека появится возможность подключаться к любой базе знаний.

Конечно, если человек абсолютно самостоятельно может подключиться к базе знаний, у него появляется проблема с отсевом лишней или некачественной информации. Возможно, в этом ему сможет помочь некая продвинутая нейросеть, выступая в качестве тьютора. Но пока мы можем только фантазировать на тему будущего.

— Ограничивается ли целевая аудитория программ ДПО какими-то сферами или возрастом?

— С точки зрения когнитивных способностей есть определенные ограничения, но есть также и преимущества у каждого возрастного периода. Можно обучать человека в любом возрасте, просто нужно учитывать специфику каждого сегмента при организации образовательного процесса.

Совсем недавно мы закончили обучение цифровой грамотности 70 представителей «третьего возраста» по заказу Союза пенсионеров по программе «Основы компьютерной грамотности».  Получили много благодарностей и хороших отзывов, будем продолжать и расширять наше сотрудничество с Союзом.

— Можно ли утверждать, что ДПО как профессиональная сфера сейчас достаточно ёмкая для того, чтобы принять новых участников?

— Сегодня на рынке ДПО присутствует очень большое количество игроков, однако он развивается, а значит, становится более ёмким. Появляются специальные платформы, на которые заходят и физические лица, например, в качестве репетиторов. Всё чаще возникают инициативы по поддержке образования и у бизнеса. Существует большое количество государственных проектов, поддерживающих дополнительное образование граждан и это очень хорошо!  Но, думаю, даже если со временем меры государственной поддержки станут менее ощутимыми, запрос на дополнительное профессиональное образование и сам рынок всё равно будут расти.    

1.png

Слайд из презентации по итогам исследования Института образования НИУ ВШЭ