В Томском государственном университете на конференции «Непрерывное образование: перезагрузка. Ответ на вызовы времени», организованной Институтом дистанционного образования ТГУ, состоялась панельная дискуссия, посвященная микростепеням и микроквалификациям. Ее участники обсудили, как в условиях острой потребности промышленности в специалистах с уникальными навыками и знаниями оперативно закрывать дефицит кадров в разных отраслях. Универсальным инструментом для этого могут стать программы для получения микростепени и микроквалификации – это новый формат профессиональной подготовки, формирующийся в России.
В ходе панельной дискуссии эксперты отметили, что развитие новых технологий быстро меняет рынок труда, появляются новые профессии и требования со стороны работодателей. Ответить на этот запрос и обеспечить разные отрасли нужными кадрами помогут микростепени или микроквалификации – наборы знаний и точечных практических навыков, которые человек может сразу применить для карьерного роста или перехода в другую профессиональную область.
Такая подготовка, с одной стороны, позволила бы обеспечить непрерывное образование и поддержание конкурентоспособности взрослых людей, уже имеющих профессию, с другой – вывела бы на рынок труда большое количество студентов. В настоящее время, не имея диплома о высшем образовании, они не могут работать по профессии, даже обладая необходимыми знаниями и навыками для выполнения тех или иных функций.
– Сегодня идет очень интересное осмысление рынка труда – как с позиции образования, так и с позиции работодателей, – сказала директор Центра повышения квалификации и переподготовки, начальник отдела проектирования образовательных программ ИДО ТГУ Светлана Велединская. – Это тот редкий момент, когда две сферы начинают сонастраиваться. Образование думает о том, как сделать программы гибкими, как дать больше компетенций нашим с вами выпускникам, сфера труда думает о том, как описывать новые квалификации, которые появляются постоянно.
Сейчас формированием стандартов для данных профессиональных категорий занимаются специалисты из ведущих вузов России. Над решением этой задачи активно работают университеты, которые вошли в пилотный проект по совершенствованию системы высшего образования России.
Как отметила модератор панельной дискуссии, директор Института образования ТГУ Елена Суханова, программы базового специального образования, стартовавшие в рамках «пилота», концептуально уже включают в себя идею микроквалификации – это вариативность сроков обучения на одной программе (4, 5, 6 лет), вариативная результативность, индивидуальная траектории, дополнительные квалификации и прочее. В конце 2023 года участники пилотного проекта представят согласованное представление о том, каким требованиям должны отвечать микростепени и микроквалификации, как могут выглядеть программы для их получения и каким образом они могут быть внедрены.
В ходе панельной дискуссии эксперты из ТГУ, ВШЭ и АНО «Национальное агентство развития квалификаций» обсуждали систему понятий, необходимую для описания новых форматов профессиональной подготовки, систему организации программ и место микростепеней в образовательных программах.
Наряду с этим участники панельной дискуссии высказали свое мнение о том, каким образом можно преодолеть разрывы между содержанием образования и требованиями региональных рынков труда. Эксперты сошлись во мнении, что корни стандарта микроквалификации должны уходить в требования рынка труда и именно работодатель должен определять тот круг профессиональных компетенций, которыми работник должен обладать по окончании обучения.
Вместе с тем было отмечено, что основополагающими факторами, от которых зависит внедрение микростепени и микроквалификации, являются нормативная база и утверждение нового профессионального формата подготовки на уровне российского законодательства.
О необходимости внесения изменений в закон об образовании говорил ректор ТГУ Эдуард Галажинский на недавнем совместном заседании Комитета Государственной Думы России по науке и высшему образованию и Совета законодателей СФО, проходившем на базе ТГУ. В ходе встречи, посвященной пилотному проекту по совершенствованию системы высшего образования России, Эдуард Галажинский отметил, что законодательно утвержденные микростепень и микроквалификация помогли вузам бы быстрее выводить на рынок труда новые профессиональные кадры.
До принятия закона эксперты из области образования должны сформировать концепцию и форматы нового типа образовательных программ. В частности, их обсуждение будет продолжено на форуме «Преобразование образования», который Томский государственный университет проведет в ноябре.