Top.Mail.Ru

В ТГУ утвердили политику использования ИИ в образовательном процессе

Сейчас в России нет законодательной нормы, ограничивающей или запрещающей применение искусственного интеллекта. Поскольку сделать это на данном этапе технологического развития невозможно, в Томском государственном университете решили воспользоваться гибким инструментом регулирования, который задает рамку применения ИИ в образовательном процессе. Так, в университете будут придерживаться формирующейся в стране этической рамки, которая носит рекомендательный характер. При этом для разрешения этических споров, связанных с ИИ, в вузе будет создаваться собственная база кейсов.

Политику использования ИИ в образовательном процессе ТГУ разработали сотрудники Центра науки и этики ТГУ и Сибирского (Томского) центра изучения искусственного интеллекта. Утвердил положения документа Ученый совет университета.

Напомним, в России действует национальный Кодекс этики в сфере ИИ, подписанный в 2021 году. ТГУ присоединился к кодексу в 2022 году и развивает его принципы и основные приложения в соответствии со спецификой и стратегическими приоритетами своей деятельности,в том числе применительно к образовательной деятельности.

– Основополагающие принципы принятой политики использования ИИ отражают еще и миссию университета, соответствуют программе его развития и тем ценностям, которые транслирует ТГУ. С одной стороны, мы движемся в сторону развития и использования технологий ИИ. Но при этом сохраняем то, что важно университету: традиционный подход, человекоцентричность, ориентированность на лидерство в образовательной деятельности, – подчеркивает директор Сибирского (Томского) центра изучения искусственного интеллекта и цифровых технологий Дарья Мацепуро.

С появлением утвержденной политики использования ИИ, за ближайший год ТГУ планирует разработать механизм рассмотрения этических споров, связанных с применением искусственного интеллекта в образовательном процессе.

– Здесь нам важно, с одной стороны, сформировать свою базу кейсов и практик – в том числе неэтичного использования ИИ и рассмотрения этически спорных ситуаций. Соответственно, мы должны наработать и собственную методологию рассмотрения таких кейсов. Речь также идет и об использовании искусственного интеллекта для написания студенческих работ. Но, конечно, это не единственная сфера применения ИИ в образовательном процессе. К примеру, очевидно благо таких систем для упрощения рутинных процессов и работы с большими массивами данных, – рассказывает Дарья Мацепуро.

Дарья Мацепуро на IV Форуме этики в сфере ИИ

Фото с сайта Форума этики в сфере ИИ

Политика использования ИИ адресована всем участникам образовательного процесса. Это и студенты, и профессорско-преподавательский состав, и административно-управленческий персонал, а также третьи лица, которые связаны с образовательной деятельностью университета.

Их мнения по поводу того, для каких задач может использоваться искусственный интеллект, также были учтены при разработки политики. В частности, был проведен опрос среди преподавателей, прошедших обучение по программе повышения квалификации «Генеративный искусственный интеллект для преподавателя: стратегии, инструменты, этика» в Инстиуте дистанционного образования ТГУ. Результаты опроса определили направления регулирования указанной политики. Также она выстроена в соответствии с экспертным консенсусом Альянса в сфере ИИ.

– Здесь идея не в том, чтобы запретить или ограничить, а в том, чтобы выработать механизмы применения систем ИИ в образовательном процессе так, чтобы они способствовали повышению качества образовательного результата, а не подменяли его. Мы не можем остановить развитие технологий. Но можем работать с тем, чтобы минимизировать риски – проявляющиеся или потенциальные, – объясняет Дарья Мацепуро.

Механизм рассмотрения этических споров предполагается выстраивать на базе функционирующего НОЦ «Институт права и этики». При этом планируется перенять опыт Этического комитета междисциплинарных исследований.