В Томском государственном университете прошел открытый фиджитал-урок для студентов. Команды соревновались и в виртуальном, и в реальном пространстве – в танцевальных играх и фиджитал-баскетболе, узнали о развитии фиджитал-спорта в России от руководителя киберклуба ТГУ и представителей турнира «Игры будущего». Научной основой для развития в Томске фиджитал-спорта станут исследования психофизиологов ТГУ по влиянию киберспорта на организм: ученые измеряют выносливость нервной системы, скорость мышления и реакции киберспортсменов. Полученные данные позволят разработать систему эффективной подготовки фиджитал-спортсменов в Томске.
Открытый фиджитал-урок был организован киберклубом ТГУ, управлением социальной и молодежной политики и Национальной ассоциацией университетского киберспорта (Н.А.У.К.А.). Студенты состязались сначала в баскетбольном симуляторе, а потом на обычной баскетбольной площадке; сражались в танцевальных играх Just Dance под современные композиции. На мини-лекции руководитель киберклуба ТГУ Илья Демешкин и представители «Игр будущего» на прямом включении из Казани рассказали студентам о развитии фиджитал-спорта в России.
Открытый фиджитал-урок проходит одновременно во всех вузах России при поддержке проекта Минобрнауки России «Фиджитал образование» и посвящен 300 дням до старта турнира «Игры будущего» в Казани. В ТГУ базой для развития нового спорта станет киберкласс, киберклуб и спортивный комплекс, а научной основой – исследования психологов и психофизиологов с использованием разработанных ими тестов и методик, современного медицинского оборудования, методов нейронаук.
Исследования проводятся в рамках проекта «Человек в цифровом пространстве: самоощущение и профилактика стресса», поддержанного университетским грантом фонда имени Дм. Менделеева и входящего в программу стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».
По словам руководителя киберклуба ТГУ Ильи Демешкина, фиджитал-спорт требует комплексного подхода к тренировкам.
– Объединение кибер- и VR/AR-пространств с физическим требует от спортсмена быстрой перестройки и адаптации. Человек должен уметь играть на компьютере и ориентироваться в VR-пространстве и одновременно хорошо чувствовать себя на корте или на поле, в зависимости от спортивной дисциплины, – объясняет Илья. – Сейчас мы начинаем заниматься подготовкой фиджитал-спортсменов и запустим новые исследования, куда добавим большой комплекс физиологических показателей и новые методы их измерения, в том числе методы нейронаук.
В первом пилотном исследовании, прошедшем в 2022 году на киберспортивном марафоне в рамках всероссийского фестиваля «Наука 0+», ученые измерили показатели стресса и внимательности участников марафона. Сначала киберспортсмены прошли компьютерный тест на психологическое состояние, затем – на медицинском оборудовании – теппинг-тест на выносливость нервной системы, скорость мышления и реакции. Точность киберспортсменов ученые проверяли с помощью дартса, а силу измеряли динамометром. Анализ собранных данных показал, что лучшие результаты в киберсоревнованиях показывают участники старше 25 лет, а на теппинг-тесте девушки опережают парней.
Сейчас в ТГУ проходит новое – расширенное – исследование: ученые оценивают психофизиологические, электроэнцефалографические и кардиоинтервалографические показатели киберспорстменов и контрольной группы. Данные, полученные в кибермарафоне, стали опорной точкой для расширения протокола исследований, говорит доцент кафедры спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины ФФК ТГУ, психофизиолог Юлия Калинникова.
– Для второго исследования мы подобрали наиболее информативные методики, а также расширили спектр приборов для исследований и набрали группу контроля для сравнения показателей. Мы проконсультировались с производителем медицинских приборов по новым возможностям использования их программного обеспечения и приобрели дополнительные блоки и приборы, что расширило спектр наших исследовательских возможностей, – говорит психофизиолог.
Исходя из пилотных результатов, уровень внимания и скорости реакции у киберспортсменов достаточно высокий, но и уровень ошибок при этом также остается не на низком уровне, добавляет Юлия Калинникова. Новые показатели не только помогут дать рекомендации по тренировочному процессу для киберспортивной сборной, но и позволят использовать их в дальнейшей подготовке фиджитал-спортсменов.
Для справки. Фиджитал (функционально-цифровой спорт) – новый вид спорта, объединяющий классический спорт, компьютерный спорт и VR/AR-технологии. Участники соревнований демонстрируют физическую подготовку и навыки в цифровом пространстве. Еще одна особенность фиджитал-спорта – отсутствие привязки к определенной территории. Официально фиджитал-спорт признан в России 31 января 2023 года.
Международный мультиспортивный турнир «Игры будущего» – масштабное спортивное событие, объединяющее спорт, науку и технологии за счет синергии зрелищных классических и цифровых видов спорта. «Игры будущего» пройдут в Казани с 23 февраля по 2 марта 2024 года. Планируется проводить их один раз в два года в разных странах мира. Инновационный формат соревнований подразумевает использование новейших разработок в области робототехники, информационных технологий, искусственного интеллекта и науки. Команды формируются из спортсменов, участвующих в новых комбинированных дисциплинах (технологичных и традиционных) и моноспортивных видах соревнований, в которых скомбинированы высокие технологии и элементы физической активности.
В 2023 году Волонтерский центр Томского государственного университета стал одним из центров волонтерской программы «Игры будущего» в 2024 году.