Приоритет 2030: Ученые исследуют уровень стресса и скорость реакции киберспортсменов

Приоритет 2030: Ученые исследуют уровень стресса и скорость реакции киберспортсменов

На киберспортивном марафоне в Томском государственном университете ученые измерили показатели стресса и внимательности киберспортсменов. Выяснилось, что лучшие результаты показывают участники старше 25 лет, а на темпинг-тесте девушки опережают парней. Марафон прошел в киберспортивном классе Научной библиотеки ТГУ в рамках всероссийского фестиваля «Наука 0+»

– Во время турнира мы решили провести исследование: как влияют физическая активность, психологическая составляющая и навыки киберспорта на скорость реакции, точность и внимательность, – рассказывает организатор мероприятия, сотрудник научно-исследовательской лаборатории прикладного анализа больших данных ТГУ Илья Демешкин

DSC_2551_кибертурнир.jpg
Турнир в киберспортивном классе Научной библиотеки ТГУ

С 11 часов утра в киберклассе кипит жизнь: вокруг организационного стола собираются молодые люди, чтобы зарегистрироваться и получить свой порядковый номер, а те, кто уже прошел эту процедуру, выполняют на компьютере тест, который поможет узнать их психологическое состояние. Эти тестом проверяется реакция спортсменов, например, с какой скоростью участник сможет навести курсор мыши на определенную точку, а затем вернуться обратно. Все показатели измеряются техникой, тесты утверждены экспертами-психологами. 

Далее идет обследование на медицинском оборудовании – темпинг-тест. Здесь уже проверяется выносливость нервной системы: при помощи специальной палочки, участникам нужно простучать как можно большее количество раз за короткий промежуток времени (интервалы 45 и 100 секунд). Этот тест показывает, как быстро спортсмен начинает реагировать и думать. 

– Данные мы проанализируем с психологами и психофизиологами. Если в результатах будет что-то не так, нужно разбираться в конкретном случае и проводить повторное исследование, с соблюдением всех необходимых условий, – поясняет Илья Демешкин. – А сейчас эти данные могут помочь подобрать оптимальный вариант тренировок для определенного психотипа человека. 

Не все испытания проходят с использованием компьютерной техники. Завершающая часть: точность проверяется с помощью дартса; при проверке скорости реакции в помощь идет линейка; сила измеряется динамометром. 

В марафоне приняли участие 30 человек. По итогам тестов выяснилось, что у участников более старшего возраста (от 25-ти лет) результаты выше, чем у студентов со специализированной подготовкой. А представительницы прекрасного пола показали выдающиеся результаты на темпинг-тесте, обойдя киберспортсменов-парней. 

– Мне кажется, такие мероприятия нужны, чтобы общественность узнавала не только о турнирах, но и об университете. В нашем университете довольно хорошо развит киберспорт, есть киберкоманда и киберкласс, куда можно прийти и попробовать себя в тех же самых тренировках, – говорит доцент кафедры спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины ФФК ТГУ, психофизиолог Юлия Калинникова. – Сейчас мы обследуем участников с точки зрения психофизиологии, будем рассматривать влияние киберспорта в целом на организм. Такие мероприятия – хороший посыл для остальных, чтобы они узнали о киберспорте, а для нас это возможность собрать первичные данные, которые мы будем использовать для дальнейших исследований. 

Напомним, проект «Человек в цифровом пространстве: самоощущение и профилактика стресса» был запущен ТГУ в начале 2022 года. Он поддержан университетским грантом фонда имени Дмитрия Менделеева и реализуется в рамках программы «Приоритет 2030». Одной из групп, которые планируется исследовать, стали киберспортсмены. 

Как ранее отмечал заведующий кафедрой спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины ФФК ТГУ Леонид Капилевич, ученые уже видят, что реакции со стороны организма киберспортсменов, участвующих в соревнованиях, такие же, как у футболистов, баскетболистов и так далее; организм реагирует очень похоже. 

Текст: Анастасия Слабова, ФЖ