Томский государственный университет стал соорганизатором IV онлайн-конференции Яндекса Yet another Conference on Education-2023 (YAC/e 2023) про образование и применение инновационных IT-технологий в сфере образования. Эксперты встретились на площадке ТГУ, где прошел блок «Академическая перемена». Участниками дискуссий стали и представители Томского госуниверситета – как одного из ведущих центров развития методов дистанционного обучения, искусственного интеллекта и анализа больших данных в образовании.
Конференция Яндекса направлена на создание связей между IT-индустрией и участниками образовательного процесса. На «Академической перемене» эксперты обсудили внедрение в обучение цифровых инструментов и методик, привлечение студентов в IT-образование в регионах, управление университетом с помощью больших данных, искусственный интеллект в университете.
Как EdTech-компании и университеты строят современное образование
«Академическая перемена» состояла из четырех сессий. Первая – «В цифру вместе: на каких технологиях EdTech-компании и университеты строят современное образование». Модератором дискуссии стала Лина Алексюнайте, руководитель курсов по дизайну в Яндекс.Практикуме, которая также занимается запусками совместных программ с вузами.
До пандемии EdTech-компании и вузы находились по разные стороны рынка: первые говорили, что получить IT-специальность можно на коротких курсах; вторые утверждали, что «цифровые примочки» – это несерьезно и даже вредно. Сейчас заметно, что у EdTech-компаний и университетов стало гораздо больше сходств: и те, и другие внедряют в обучение технологичные решения и запускают совместные образовательные программы.
На сессии представители Яндекс.Практикума и российских вузов поговорили об опыте последних лет и попытались спрогнозировать, чего ждать от EdTech в будущем.
Развитие «цифры» в ТГУ – электронного, дистанционного и онлайн-обучения – началось с появлением в структуре университета Института дистанционного образования. В этом году он отмечает 25 лет. За это время были заложены фундаментальные проекты, на основе которых сейчас институт развивается.
В свой топ-3 «взлетевших» практик ИДО включает онлайн-магистратуры, чат-бот «Цифровой защитник студента» и цифровой репетитор Plario. Вкратце о них рассказала менеджер онлайн-программ Института дистанционного образования ТГУ Юлия Мишенина.
В процессе работы над проектом онлайн-магистратур коллектив ИДО понял: чтобы прийти к желаемым результатам, необходимо кардинально переосмыслить подход к разработке, запуску и реализации образовательных программ.
– Так появились, помимо академической команды, отвечающей за контент, команды менеджеров, сопровождения, продвижения и выросла команда продакшн. Мы твердо верим, что именно благодаря такому подходу достигли сегодняшних показателей – это сетевые образовательные программы на коммерческой основе с лидерами EdTech-рынка. Все эти программы очень практикоориентированы и наполнены реальными кейсами от партнеров, – отметила Юлия Мишенина.
Мониторинг успеваемости – обязательная часть работы университетов. Чтобы эта информация была практически полезной, «Цифровой защитник студента» исследует цифровой след обучающегося в системе управления обучением Moodle и дает рекомендации – как не нарушать дедлайн, от каких факторов нужно абстрагироваться, так как они мешают в учебе, и, что самое важное, помогает формировать привычки, способствующие успешному обучению.
– Не так давно наши коллеги проводили замеры, и уже сейчас вовлеченность студентов в образовательный процесс выросла в два раза. А наша дальнейшая амбициозная цель – сократить количество академических задолженностей тоже вдвое. И мне кажется, это не предел, – обозначила результаты Юлия Мишенина.
Репетитор Plario может повысить уровень знаний в математике у любого студента. Когда пользователь регистрируется на платформе, ему предлагается диагностический тест, и на основе полученных результатов платформа предлагает индивидуальную образовательную траекторию. Это инструмент широко используется как для тех, у кого математика один из профильных предметов, так и для тех, кому необходимо освоить базовые навыки.
– Нам очень нравится объединять все сервисы, которые мы придумываем, в единую экосистему. Очень важно, чтобы они не были сепарированы друг от друга. Например, в онлайн-магистратурах мы активно используем Plario и фиксируем, что студенты показывают очень хорошие результаты. И, конечно же, нам очень нравится фантазировать, что будет дальше с образованием. Хочется, чтобы ИИ и нейросети способствовали качественным изменениям в образовательном процессе, – подытожила Юлия Мишенина.
Так, в ИДО ТГУ надеются, что благодаря появлению новых сервисов для анализа рынка труда образовательные программы высшего образования будут быстрее реагировать на изменения и перестраиваться; механики адаптивного обучения получат еще большее распространении благодаря платформенным решениям; будут появляться новые образовательные продукты благодаря взаимодействию университетов и EdTech-компаний.
Добавим, участниками этой сессии также стали заместитель проректора по развитию образовательных технологий УрФУ Павел Резник, директор центра «Школа педагогического мастерства» НИТУ МИСИС Маргарита Дорофеева и руководитель программ высшего образования в Яндекс.Практикум Анастасия Ждановская.
ИИ в образовании – временный тренд или полезная технология?
На сессии «Искусственный интеллект в университете: отключить нельзя использовать» участники поговорили о том, что такое ИИ в образовании – временный тренд или технология, которая в корне поменяет все процессы, и чего в нем больше – пользы или вреда. Ответить на эти вопросы попытались студент, преподаватель и работодатель, а модератором выступила сооснователь Международной школы выбора профессии «Пункт Б», профориентолог (Новосибирск) Ната Новоселова.
Для начала всем участникам дискуссии было предложено ответить на вопрос относительно названия сессии: где, с их точки зрения, следует ставить запятую.
– Запятую я, конечно, поставлю после слова «нельзя» – нужно использовать ИИ в образовании. На мой взгляд, это позволяет высвобождать время как у преподавателей, так и у студентов для какой-либо креативной созидательной деятельности. Еще один аргумент – ИИ заставляет нас меняться и менять само образование. Искусственный интеллект – это драйвер, мы должны за него хвататься и развивать наше общее дело, то есть, университет, – высказался студент и аналитик-исследователь лаборатории непрерывного образования Института дистанционного образования ТГУ Яков Дмитриев.
Поддержала его и HR-директор Райффайзен банка Анастасия Молодцова: «Оставить ИИ в вузах нужно безо всяких «если», иначе мы окажемся аутсайдерами либо вообще на обочине». А вот доцент кафедры международной деловой коммуникации ТГУ Татьяна Ильинская оказалась более сдержана в суждениях.
– Русский язык допускает написание «не» с прилагательными как вместе, так и раздельно. Так вот, в данном случае тоже все зависит от контекста. Если мы говорим о том, что ИИ замещает и начинает играть ключевую роль в процессе образования и обучения, я против его использования. Если же ИИ и его инструменты работают на поставленные нами задачи, то есть мы контролируем процесс и используем его всего лишь как помощник, тогда пожалуйста, – уточнила Татьяна Ильинская.
Сейчас, по данным ИДО ТГУ, 51% студентов при выполнении домашнего задания регулярно используют ИИ. При этом 46% преподавателей этого не знают или не замечают. Вместе с тем, 6% преподавателей напрасно обвиняют студентов в использовании ИИ в ситуациях, когда такого не было.
Что же происходит с интеллектом человека, если он решает какое-либо задание при помощи ИИ, – еще один из вопрос для участников сессии.
– Обращаясь к ИИ, мы уже неизбежно пользуемся своим интеллектом. Как минимум, надо прочитать, что же ИИ написал, затем проанализировать, насколько это логично, приемлемо и коррелирует с поставленной задачей. Наш интеллект может пострадать в том случае, если мы перестанем проверять то, что выдает ИИ. Замечено, что он многое придумывает. Если его спросить, условно говоря, о какой-нибудь несуществовавшей войне, он придумает полководцев, масштабы потерь со всех сторон и кто победил. Так что людей, которые ему абсолютно доверяют, на данный момент не так много, – ответил Яков Дмитриев.
Как управлять университетами с помощью больших данных
Применение больших данных в управлении университетами – еще один из новейших трендов. Его обсудили участники сессии «Как управлять университетами с помощью больших данных». Собирая огромные объемы данных, вузы не всегда успешно и эффективно с ними работают. В то же время бизнес уже давно внедрил big data в свои процессы. Готовы ли IT-компании делиться опытом с вузами? Может ли университет стать центром обработки и анализа данных? Ответы искали представители академической среды и бизнеса: генеральный директор Университетского консорциума исследователей больших данных Вячеслав Гойко (ТГУ), директор по управлению проектами ВТБ.Образование Анатолий Соловьев, инженер по работе с данными в Центр развития образования «Интеграция» Алексей Сафонов и модератор дискуссии, директор по национальным и стратегическим проектам в Yandex Cloud Анна Лемякина.
Рассказывая об опыте ТГУ в трансформации или корректировке устоявшихся процессов на основе решений при использовании данных, Вячеслав Гойко подчеркнул: университет со 145-летней историей – сложный для управления объект. Тем не менее, есть кейсы, говорящие об успешном практическом применении больших данных. Один из них касается работы приемной комиссии.
– Анкета, баллы ЕГЭ, портфолио с индивидуальными достижениями – на основе этой краткой информации вуз должен помогать человеку и его родителям принять решение, касающееся будущего. Но часто молодежь выбирает профессию, исходя не из собственных интересов. У нас родилась идея – можно брать открытые данные из соцсетей, чтобы больше знать об абитуриентах, и подсказывать им образовательную траекторию, исходя из имеющихся интересов и уровня подготовки, – привел пример Вячеслав Гойко.
Благодаря такой наработке ТГУ, используемой уже и в других вузах и отмеченной премией Правительства РФ, среди студентов существенно снижается количество отчислившихся после первого курса, отмечает Вячеслав Гойко. Анализ ситуации показывает, что их на 34% меньше, чем среди студентов, которые поступили в вуз по «классической» схеме, без учета образовательного интереса на основе анализа данных.
– Цели заменить приемную комиссию у нас не стояло – просто хотелось обогатить эту историю новыми возможностями, – рассказал Вячеслав Гойко.
Почему студенты выбирают для обучения региональные вузы
Четвертая сессия блока «Академическая перемена» конференции Яндекса была посвящена теме «IT-хабы в России: чем студентов привлекает обучение в региональных центрах». За последние годы ведущие вузы в регионах накопили опыт удачной трансформации IT-образования, разработав новые подходы к обучению. Участники этой сессии разобрали образовательные модели своих университетов, обсудили, с какими сложностями они сталкиваются, и проанализировали, как университеты могут привлечь талантливых абитуриентов, а компании – перспективных выпускников.
Модерировал дискуссию директор Института радиоэлектроники и информационных технологий УрФУ Илья Бабков, спикерами стали руководитель образовательной программы Software Engineering в Higher IT School (HITs) ТГУ Денис Змеев, директор Института информационных технологий, математики и механики Университета Лобачевского Николай Золотых и директор Института математики и компьютерных технологий ДВФУ Григорий Алексанин.
– HITs – профессионально ориентированная школа по программной инженерии. Это дисциплина, созданная, в первую очередь, международным сообществом, поэтому нам приходится изучать очень много международных стандартов, книг, паттернов и прочего, мониторить ситуацию в мире и анализировать, как она должна отражаться на подготовке высококлассных специалистов. У нас очень много партнеров, существует конкуренция между ними за студентов. Порядка 95% студентов, получая диплом, уже подписывают контракты, – рассказал Денис Змеев.
Отдельное внимание эксперты сессии уделили особенностям образовательных программ для айтишников. К примеру, в некоторых вузах будущие специалисты IT-индустрии в обязательном порядке изучают математику, физику, химию и порой даже биологию. Другие университеты, напротив, отказались от таких дисциплин, хотя и приветствуют их изучение по желанию, параллельно с основной образовательной программой.
– Мне не дают увезти студентов на необитаемый остров, чтобы они там выжили, поэтому приходится давать им математику, – пошутил Денис Змеев. – У нас в HITs математика – это способ научить студентов думать и решать задачи, о способах решения которых им не рассказывали. Это происходит не по принципу «вот вам дали 20 формул из матанализа, используйте их». Тут другой принцип – «выстройте на основе предложенной теории сложное вычисление». То, что в принципе, айтишникам и надо.
Мероприятия со всех площадок онлайн-конференции Яндекса доступны в записи. Посмотреть их можно по ссылке.