Методики ученых ТГУ помогут адаптироваться к реальности после «цифры»

Известно, что для живых организмов резкая смена условий существования является стрессом, а адаптация к новым реалиям требует времени. Если при длительном существовании в новой среде организм быстро перестраивается, то при частой смене условий нагрузки увеличиваются – и приспособиться труднее. Физиологи и психологи Томского государственного университета выяснили, что чередование деятельности в онлайн- и оффлайн-пространствах негативно отражается на психофизиологии человека, и теперь ищут способы облегчить адаптацию и повысить эффективность деятельности человека. 

Проект «Человек в цифровом пространстве: самоощущение и профилактика стрессов» поддержан программой стратегического академического лидерства «Приоритет 2030»

Ученые факультета физической культуры и факультета психологии Томского госуниверситета изучают взаимодействие и взаимовлияние умственных и физических нагрузок и изменения психофизиологических особенностей человека при переходе из реального пространства в цифровое. Они хотят выяснить, как через физические нагрузки можно улучшить умственную деятельность и эффективно решать онлайн- и офлайн-задачи в образовательной среде (смешанное обучение) и спорте (фиджитал и киберспорт). 

По словам руководителя проекта, заведующего кафедрой спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины ФФК ТГУ Леонида Капилевича, в период пандемии много видов профессиональной и учебной деятельности ушло в онлайн, и после появилось много гибридных видов деятельности. Так, студенты обучаются в смешанном режиме, а фиджитал-спортсмены участвуют в реальных и виртуальных соревнованиях. 

– Люди, которые вынуждены постоянно между этими пространствами «переходить», гораздо быстрее устают: нарушается режим работы сердечно-сосудистой системы, начинает скакать давление, снижается внимание, – рассказывает ученый. – Исследовать эту проблему мы начали с образовательной среды и в 2022 году провели пилотный эксперимент по изучению реакции организма студентов на защиту курсовых и дипломных работ. Мы сравнили отличия в виртуальной и реальной защите работ, и оказалось, что для большинства студентов виртуальная защита стала мощным стрессом. После нее им было труднее приспосабливаться к реальном пространству, требовался больший период восстановления, чем после обычной защиты. 

С проблемами, связанными с частыми переходами из онлайна в офлайн столкнулись и киберспортсмены из команды ТГУ: в какой-то момент они могли выпадать из игры и терять нить взаимодействия с командой, что влияло на результат всей команды в соревновании. 

– Предупредить этот момент или как-то остановить его спортсмены не могут, – говорит Леонид Капилевич. – А мы как раз изучаем сочетание физических и когнитивных нагрузок. Известно, что когда человек занимается спортом, у него работает сердце, дыхание. Но дело в том, что когда человек работает умственно, решает ответственную задачу – происходит то же самое: меняется ритм сердца, частота сердечных сокращений и давление растут, гормоны выбрасываются… Состояние – как при физической нагрузке, просто люди этого не замечают или не считают важным. И в настоящее время мы вместе с учеными факультета психологии ищем способ влиять на психофизиологические показатели организма, чтобы повысить эффективность человека и в реальном, и в виртуальном пространствах. 

С марта по май 2023 года команда проекта изучала различия между показателями киберспортсменов и студентов в постстрессовом (постсессионном) периоде.

– Вместе с психологами мы провели сравнение психофизиологических характеристик у киберспортсменов и у студентов при напряженной игровой деятельности, – рассказывает доцент ФФК ТГУ Юлия Калинникова. – У киберспортсменов выявили низкий уровень тревожности и отсутствие дискомфорта, что объясняется их нахождением в свойственной им среде; а студенты-новички были частично нестабильны и чувствовали тревогу и дискомфорт. 

photo_2023-04-28_17-29-37.jpg
Сравнение психофизиологических характеристик у студентов

Фото предоставили сотрудники ФФК ТГУ


В новом исследовании приняли участие 24 спортсмена от 18 до 23 лет: 12 киберспортсменов и 12 спортсменов других видов спорта – студентов факультета физической культуры ТГУ. В кардиоинтервалографических исследованиях ученые отслеживали у испытуемых частоту и амплитуду периодических колебаний различных физиологических параметров организма, включая сердечный ритм. Они проанализировали показатели напряжения регуляторных систем и сравнили активность отделов вегетативной нервной системы. 

Исследование состояния функциональных резервов организма спортсменов в период восстановления после стрессовых ситуаций выполнялось на приборе для комплексного исследования автономной нервной системы ВНС-спектр компании «Нейрософт» (Иваново). 

photo_2023-04-28_17-29-23.jpg
Исследование функциональных резервов организма

Фото предоставили сотрудники ФФК ТГУ

Ученые выяснили, что в онлайн-пространстве организм человека тратит очень много энергии на поддержание гомеостаза и адаптацию к нагрузкам. При этом в постсоревновательном (у киберспортсменов) и в постстрессовом (у студентов) периоде исследователи отметили заметное увеличение напряжения регуляторных процессов, то есть организм оставался в состоянии высокого стресса. Первые итоги исследований подготовлены к публикации в журнале уровня Q3, входящем в Scopus. 

– По текущим результатам исследований мы сделали вывод о необходимости внедрения дополнительных методик борьбы со стрессом в постсоревновательном периоде у киберспортсменов, – резюмирует Юлия Калинникова. – Отслеживание показателей в динамике позволит оценить эффективность предпринятых мер. Дальнейшие исследования планируем проводить совместно с Центром нейронаук ТГУ, при сотрудничестве с киберспортивной командой ТГУ под руководством сотрудника научно-исследовательской лаборатории прикладного анализа больших данных ТГУ Ильи Демешкина.

В проекте принимают участие сотрудники кафедры спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины ФФК: заведующий кафедрой Леонид Капилевич (руководитель проекта), доцент Юлия Калинникова и старший преподаватель Юлия Карвунис, а также сотрудники учебно-исследовательской лаборатории экспериментальной психологии ФП, доценты Екатерина Бредун и Элеонора Щеглова и аспирант ФП, инженер-исследователь лаборатории Виктор Шамаков.