Ученые Центра когнитивных исследований и нейронаук Томского госуниверситета разработали ряд рекомендаций для улучшения восприятия онлайн-образования, которые могут лечь в основу единого стандарта при создании курсов. Об этом сообщила директор центра Мария Толстова.
По ее словам, в 2023 году ученые центра реализовали два проекта. В рамках первого они определяли связь особенностей визуального дизайна образовательного видеоконтента с компонентами вовлеченности (когнитивными и эмоциональными). В ходе второго проекта было изучено восприятие онлайн-контента пользователями на отдельной платформе.
– Мы разработали дизайн тестирования, позволяющий выявить сложности, с которыми сталкиваются слушатели онлайн-курсов, их эмоциональную реакцию на эти сложности и степень вовлеченности в процесс обучения. В комфортной обстановке участники исследования знакомились с материалами онлайн-курсов, на которые они были зачислены, – рассказала Мария Толстова.
Она отметила, что для измерения эмоциональной реакции, вовлеченности и когнитивной нагрузки использовалось специальное оборудование. В частности, с помощью айтрекера ученые фиксировали движения глаз, а модуль ЭЭГ фиксировал биоэлектрическую активность мозга. При этом все оборудование было беспроводным, что обеспечивало максимальное приближение к естественному процессу обучения.
– Данные, полученные с помощью нейрооборудования, позволили выявить успешные и неуспешные приемы педагогического дизайна, которые были использованы преподавателями. Предполагается, что результаты дальнейшего исследования онлайн-платформы лягут в основу единого стандарта и требований к созданию курсов, – сказала директор центра, отметив, что сначала стандарт планируется распространить в ТГУ, а позже – по всей России.
Для улучшения восприятия онлайн-курсов ученые рекомендовали увеличить количество практик для всех курсов, сократить длительность обучающих видеороликов, минимизировать переход на сторонние сайты для поиска информации, внедрить таймкоды для взаимодействия слушателя с видеороликами.
Кроме того, добавила Толстова, для достижения максимальной вовлеченности слушателей текст лекции должен быть подвергнут компрессии и визуальному упорядочиванию, в нем должны быть расставлены акценты.
– Сейчас мы продолжаем наше исследование, но усложняем задачу и изучаем восприятие курсов не только с точки зрения педагогического дизайна, но и содержания. Продолжаем работать с Институтом образования и Институтом дистанционного образования ТГУ, так как такое исследование предполагает включение специалистов из разных областей. Наши научные поиски и привели нас к идее создания междисциплинарной школы «Нейротехнологии в образовании», в рамках которой планируется реализация двух-трех пилотных проектов, – подытожила Мария Толстова.
Для справки: Центр когнитивных исследований и нейронаук ТГУ создан в 2022 году в рамках стратегического проекта «Социогуманитарный инжиниринг: исследование и проектирование человека и общества», реализуемого в Томском госуниверситете при поддержке федеральной программы «Приоритет 2030».
Текст: Интерфакс