В условиях перехода на цифровую экономику у государств возникает повышенная потребность в обучении программных инженеров, способных создавать новые продукты и технологии. В частности, высокий спрос на таких специалистов есть в Индонезии – четвёртой по населению страны мира с динамично развивающейся экономикой. Томский государственный университет совместно с Institut Teknologi Sepuluh Nopember (ITS) разработал и запустил партнёрскую программу двойного диплома, по окончании которой студенты будут получать диплом по направлению «Программная инженерия» в ТГУ и по направлению «Информатика» в ITS.
– Программа разрабатывалась совместно с сотрудниками кафедры информатики факультета интеллектуальных электрических и информационных технологий ITS (Технологического института «Десятого ноября», Сурабая) на основе уже существующих программ наших вузов, – говорит менеджер по работе с иностранными студентами НОЦ «Высшая IT Школа» (HITs) Агния Шлыкова. – Цель программы – дать возможность студентам ITS приехать в Россию, в Томск для расширения своего учебного опыта: профессионального, практического, языкового. В этом году у нас прошёл первый набор на программу – приехали 12 студентов. Согласно учебному плану, первые два года студенты учатся у себя в Индонезии, на следующие два года приезжают в ТГУ.
Программа двойного диплома появилась как продолжение сотрудничества ТГУ с индонезийскими вузами. В частности, в 2016 году нынешние сотрудники и преподаватели HITs помогали в организации зимней школы по информатике, проходившей с участием студентов ITS. Позднее представители HITs посетили Технологический институт Сурабая в рамках ежегодной программы академической мобильности сотрудников Inbound Staff Mobility Program. В настоящее время в Томском государственном университете учатся более 60 индонезийских студентов, с учётом поступивших в этом году ещё 32 студентов из этой страны – это около 20 процентов от всех студентов Индонезии, обучающихся в вузах России.
– 280 миллионная Индонезия – страна, которая к 2035 году станет одной из пяти ведущих экономик мира. Уже сейчас видно, насколько динамично развивается это государство, – говорит проректор ТГУ по международным связям Артём Рыкун. – Мы, конечно, понимаем: чтобы привлечь партнёров в плане академического сотрудничества, студентов, которые смогут соответствовать требованиям нашего университета, нам нужно смотреть именно туда, потому что там активно развивают науку и образование, и мы можем быть взаимно интересны друг другу с одним из крупнейших регионом Юго-Восточной Азии.
В частности, стороны налаживают связи по такому направлению, как геологоразвездка и добыча нефти, газа, других природных ресурсов. Партнёром ТГУ в развитии этой области является Университет Паттимура, расположенный в провинции Малуку. Добавим, что индонезийские школьники и студенты достаточно хорошо осведомлены о Томске благодаря выпускнику ТГУ Туре Партхаяна и его ютуб-блогу о жизни в Томске и обучении в ТГУ. Вместе с тем в Томске довольно большое сообщество студентов из Индонезии, поэтому индонезийцы, приезжающие в сюда, не боятся, что могут оказаться в языковой и культурной изоляции.
Значительную роль в выборе Томска играет тот факт, что абитуриенты и их родители считают город безопасным и комфортным для проживания. Этому способствуют блог в социальных сетях, который ведёт индонезийская студентка ТГУ Джессика Лауренция, регулярные онлайн-встречи с родителями индонезийских студентов, организуемые управлением международных связей, а также тесный контакт ТГУ с Посольством Индонезии в Москве, в частности, с атташе по образованию доктором Ади Нуриянто.
Отметим, что Республика Индонезия – одна из немногих стран, специально учредивших такой пост, что свидетельствует как о повышенном внимании к теме высшего образования в этой стране, так и о масштабных планах в отношении взаимодействия с вузами РФ.