Студенты ЮИ и ФилФ прокачали профнавыки в судебной экспертизе

В Томском государственном университете прошел междисциплинарный тренинг для студентов пилотных образовательных программ «Юриспруденция», «Цифровой юрист» и «Юридическая лингвистика», которые реализуются в рамках пилотного проекта Минобрнауки РФ по трансформации национальной системы высшего образования. Студенты ТГУ прокачали профессиональные навыки в учебном судебном процессе с участием эксперта. Юристы учились взаимодействовать с судебным экспертом, а филологи – составлять экспертное заключение, участвовать в допросе и отстаивать результаты исследования. 

Игровой судебный процесс с участием эксперта был основан на материалах реального гражданского дела о негативном отзыве в интернете. Сначала участники готовили материалы судебного дела и экспертное заключение. Затем команды истцов и ответчиков анализировали правовые нормы, факты и доказательства. В процессе студенты-юристы отрабатывали навыки публичных выступлений и осуществления процессуальных действий, а филологи и лингвисты практиковались в процессуальной роли судебного эксперта-лингвиста. На этапе обратной связи студенты тренировали навыки саморефлексии. 

Пилотная программа специализированного высшего образования «Юридическая лингвистика» ТГУ интенсивно готовит лингвистов-экспертов, чтобы за один год ввести обучающихся в профессиональное поле судебной экспертологии, рассказывает руководитель программы, доцент кафедры русского языка, директор Учебно-консультативного центра по русскому языку и литературе филологического факультета Анна Шевчик. Поэтому такие тренинги профессиональных компетенций, максимально приближенные к реальной ситуации, очень важны. 

– Профессиональная деятельность судебного эксперта связана с индивидуальным принятием решений и высокой ответственностью за эти решения, – говорит Анна Шевчик. – Лингвистическая экспертиза – это прикладное и в то же время наукоемкое исследование, где каждый конфликтный текст, каждый объект исследования – профессиональная задача, которая не может быть решена шаблонно. Несмотря на эмоциональную и интеллектуальную сложность участия эксперта в допросе, все студенты отметили высокую ценность такого учебного мероприятия. 

Студенты отработали принципы взаимодействия с основными партнерами по профессиональной деятельности – юристами. Они получили опыт защиты своих экспертных выводов в суде и смогли на практике применить знания о процессуальных тонкостях участия эксперта в заседании, а также особые стратегии и тактики коммуникации в ходе допроса, добавляет Анна Шевчик. 

студенты ЮИ и ФилФ ТГУ на учебном судебном процессе.jpg
Студенты ЮИ и ФилФ ТГУ на учебном судебном процессе

Фото: ФилФ ТГУ

Работа с реальным кейсом по конкретному делу – лучший способ для студентов-юристов отработать основные юридические компетенции: анализа дела, выработки позиции, выступления в суде, а также очень важный навык взаимодействия с людьми других профессий, отмечает доцент кафедры уголовного процесса, прокурорского надзора и правоохранительной деятельности Юридического института ТГУ Татьяна Трубникова. 

– Часто одним из центральных доказательств в судебном деле является заключение эксперта. Однако учебные ситуации, в которых студенты-юристы могли бы поработать с реальным экспертным заключением, взаимодействовать с экспертом, оспаривать его заключение, практически не создаются. В нашем учебном судебном процессе студенты-юристы на материалах реального кейса взаимодействуют с экспертом и допрашивают его в судебном заседании. Они учатся читать экспертное заключение и разбираются, как повысить доверие суда к нему или, наоборот, оспорить, – говорит доцент ЮИ ТГУ. – На таких тренингах они практикуют еще один важный навык юриста – способность и готовность общаться с представителями не юридических профессий и понимать их. 

По мнению студентки программы «Юридическая лингвистика» Евгении Зайцевой, участие в такой деловой игре – это бесценный опыт и возможность оценить свои знания и готовность к участию в реальных судах в будущем. 

– Подобные практические занятия позволяют подготовиться к каверзным вопросам, адаптироваться к новой, волнительной для студента обстановке и получить ценные советы не только от действующих лингвистов-экспертов, но и юристов, – подчеркивает студентка. 

Экспертное заключение для тренинга Евгения Зайцева составила в ходе работы в экспертной мастерской под руководством ведущего эксперта Учебно-консультативного центра по русскому языку и литературе ФилФ Юлии Бариновой. 

Учебное заседание суда со студентами ЮИ и ФилФ

Для справки. Томский государственный университет является единственным за Уралом и одним из шести вузов, участвующих в федеральном проекте по совершенствованию системы высшего образования России. В рамках пилотного проекта в ТГУ разработано и запущено 13 экспериментальных программ: пять из них связаны с подготовкой кадров для регионального рынка труда и восемь – с обеспечением технологического суверенитета страны.