Ректор ТГУ: новая модель образования учитывает запросы времени и рынка

С этого года Томский государственный университет участвует в формировании и апробации новой модели системы высшего образования России. В новый учебный год университет войдет с 13 пилотными образовательными программами. Ректор ТГУ Эдуард Галажинский и проректор ТГУ по образовательной деятельности Евгений Луков рассказали, какие задачи решает трансформация системы высшего образования, почему ТГУ вошел в эксперимент, в чем заключается принципиальное отличие старых и новых программ и что ждет абитуриентов, участвующих в пилоте. 

Есть запрос – нужен ответ 

– Эдуард Владимирович, почему ТГУ стал участником эксперимента? 

– Мы не случайно вошли в число пилотных университетов. У ТГУ, отметившего свое 145-летие, накоплен огромный трансформационный опыт. Существует устоявшееся мнение, что эффективная трансформация может осуществляться только в тех институциях, где есть внутренние прообразы будущих изменений. 

Если проанализировать историю развития образования в ТГУ, то на разных ее этапах было очень много экспериментов, начиная с момента, когда создание самого Императорского университета в Томске стало проектом Российской империи по освоению огромного пространства Северной Азии. В дореволюционном Томском университете принимали на обучение семинаристов и выпускников гимназий со всей территории Российской империи, чего не было практически ни в одном другом российском университете. Изначально образовательный процесс был подкреплен базой для широких научных исследований – музей, лаборатории, ботанический сад были открыты до появления факультетов. 

В 20-х годах ХХ века был десятилетний период, когда фактически отменили лекции профессоров, студенты учились полностью самостоятельно: задачи индустриализации требовали ускоренной подготовки, студенты сами осваивали материал. Правда, со временем стало очевидно, что качество образования резко упало, поэтому профессора вернулись в аудитории. В послевоенный период проходили многочисленные эксперименты с проектным обучением, включением студентов в выполнение реальных задач от индустрии. Мы прошли массовизацию высшего образования в 1990-е годы, когда резко расширился набор студентов, открывались филиалы – в общем, спектр экспериментов с форматами и содержанием у ТГУ колоссальный. 

DSC_0034.JPG
Ректор ТГУ Эдуард Галажинский

Особо подчеркну, что университету всегда позволяла выживать ориентация на исследования, потому что получение нового знания – это основа эффективной профессиональной и личностной жизни в неопределенном мире. Умение с этой неопределенностью работать является базовым, и ТГУ как исследовательский университет всегда отвечал на подобные вызовы. 

Кроме того, у нас развито целое направление, связанное с новыми технологиями в образовании, – так называемый EdTech. Мы одними из первых в стране начали работать с адаптивным контентом, с платформенными решениями, применением ИИ для обучения – и эти технологические продукты позволяют нам по-новому работать с образованием. 

– Эдуард Владимирович, как будет меняться система высшего образования? 

– В числе главных причин трансформации следует отметить противоречия, накопившиеся в системе. Одно из них связано с ориентацией системы на рынок труда, где запросы работодателей очень разные: одному важен быстрый выход на рынок, другому – сложные виды деятельности. Технологическая революция и появление новых предметных областей, например, как инженерная биология, предъявляет к специалисту требования, которые в разы выше общепринятых. Новые высокотехнологичные сферы требуют, с одной стороны, серьезных фундаментальных знаний, с другой – большого спектра практических навыков и профессиональных компетенций. На подготовку такого специалиста требуются средства кратно большие, чем предусмотрено законодательством. Например, для подготовки генетиков нового поколения необходимо минимум 800 тысяч рублей, а по нормативу полагается 200 тысяч. Новая модель системы образования будет более гибкой и позволит снимать подобные противоречия. 

Одно из основных изменений, связанных с программами, касается их продолжительности. Вместо бакалавриата, который многие работодатели так и не смогли принять всерьез, будет основное (базовое) высшее. Оно может длиться от 4 до 6 лет, в зависимости от сложности, наукоемкости, уровня ответственности и задач рынка (подробнее о Национальной рамке квалификаций – в Слове ректора). Длительность обучения будет определяться исходя из многих факторов. 

Такой же принцип будет в основе формирования программ специализированного высшего образования (магистратуры / ординатуры). Оно может длиться от одного до трех лет. 

ТГУ входит в эксперимент с серьезной аналитической базой: в течение трех лет, начиная с того момента, когда из-за пандемии все были вынуждены перейти на дистант, мы и еще 12 университетов РФ по инициативе министра науки и высшего образования Валерия Фалькова проводили мониторинг качества образования, чтобы понять, как оно меняется. Тогда были выявлены не только минусы, но и плюсы. Мы увидели, как система отвечает на новые вызовы. Лучшие практики были проанализированы, и именно они станут протомоделями тех изменений, которые должны появиться в новой системе образования. 

Будущее рождается в эксперименте 

– Эдуард Владимирович, какие программы ТГУ будут трансформированы в первую очередь? 

– На 2023-2024 учебный год ТГУ заявляет 13 экспериментальных программ. Пять связаны с подготовкой кадров для регионального рынка труда, еще восемь – с обеспечением технологического суверенитета страны. Участниками этих программ станут более 400 студентов, поступающих в ТГУ в 2023 году. 

Базовое (основное) высшее образование: 

  • «Программная инженерия» 

  • «Журналистика» 

  • «Мехатроника и робототехника» 

  • «Прикладная механика» 

  • «Баллистика и гидроаэродинамика» 

  • «Техническая физика» 

  • «Юриспруденция» 

  • «Фундаментальная и прикладная химия» 

Специализированное высшее образование (магистратура): 
  • «Создание технологического стартапа» 

  • «Цифровой медиамаркетинг» 

  • «Юридическая лингвистика» 

  • «Химия современных материалов и технологий» 

  • «Компьютерный инжиниринг высокоэнергетических систем» 

– Евгений Викторович, как определялись программы для пилотного запуска? 

– Университет давно экспериментирует с разными образовательными форматами. Будущее наступает неравномерно: в тех направлениях, которые вошли в эксперимент, сложились команды, где руководители понимали, что существующая система работает не очень хорошо и ее нужно сделать лучше. К примеру, Высшая школа журналистики – одна из таких программ, которая формирует профессиональную школу. Студенты после второго года обучения уходят работать в компании, продолжая добирать в университете теоретические знания. Такая же история пять лет назад начала развиваться у айтишников – и она успешно работает. На этом уровне модель сложилась, мы ее совершенствуем и закрепляем на уровне стандартов на всю страну. 

DSC_0347.JPG
Проректор ТГУ по образовательной деятельности Евгений Луков

С другой стороны, есть программы, которым требовались изменения. Бакалавриат по «Юриспруденции», который длился 4 года, не был воспринят как рынком труда, так и самими студентами – их карьерный путь требовал обязательной магистратуры. Теперь это будет базовое образование сроком на 5 лет. 

Бакалавриат по сложным наукоемким отраслям, таким как мехатроника и робототехника, баллистика и гидроаэродинамика, тоже не укладывался в 4 года, рынок не воспринимал таких специалистов. По этим направлением мы ввели основное высшее образование, которое будет длиться 5 лет и готовить специалистов, способных к прикладным исследованиям в условиях наукоемкой, сложной деятельности. 

– Евгений Викторович, что изменится для тех абитуриентов, которые поступят в ТГУ во время ближайшей приемной кампании? 

– Наша задача сделать так, чтобы эксперимент не ограничивал возможности, а расширял их. Студент получит право выбора – достаточно ли ему получить базу или же он хочет взять от университета больше профессиональных компетенций. После четырех лет обучения студент при желании сможет взять еще год или два. Потребуется пройти отбор на конкурсной основе, чтобы получить кратно больше опций и подняться еще на ступень выше. Такое право будет только у тех, кто поступает в 2023 году и в последующие годы, поступивших ранее изменения не коснутся. 

В плане поступления не изменится ничего: абитуриенты так же будут сдавать экзамены, а специальный Центр поддержки и сопровождения абитуриентов ТГУ (call-центр) приемной комиссии уже ведет консультации для тех, кто поступает в этом году. 

– Эдуард Владимирович, что касается трансформации самих программ – что именно в них будет меняться? 

– Что именно – зависит от направлений. Например, в базовом образовании у химиков, физикотехников и ряда других специальностей добавятся продолжительные по времени (до полугода) стажировки на базе предприятий, большое количество практической подготовки в ходе обучения. Добавится раннее включение в проекты, реализуемые совместно с работодателями. 

В некоторых программах появится зависимость от базового образования, например, в магистратуру «Юридическая лингвистика» будут принимать только тех, у кого базовое образование – филологическое. Это позволит нам сократить время подготовки до одного года и быстрее выпустить специалистов на рынок. То же самое с программой «Компьютерный инжиниринг высокоэнергетических систем» – вместо 2 лет она стала годичной, но появились жесткие требования к базовому образованию. Эта программа разработана специально под заказ ФЦДТ «Союз».

DSC_0056.JPG
Журналисты региональных и федеральных СМИ на встрече в ТГУ

– Эдуард Владимирович, в ТГУ учится много иностранных студентов. Граждане других государств, поступившие на новые программы, получат такие же возможности, как и российские студенты? 

– Да, возможности для всех равные. 

– Эдуард Владимирович, может ли отказ от принципов Болонской системы, переход от бакалавриата к специальному базовому образованию отрицательно сказаться на тех, кто хочет после обучения в России поступить в зарубежный вуз? 

– Нет, наши базовые уровни (программы) будут четко стыковаться с зарубежными форматами обучения. Такая практика уже есть, например, Китай формально не входит в Болонскую систему, но структура китайского высшего образования так же включает два уровня: бакалавриат и магистратуру. После обучения по новым российским программам наши студенты тоже смогут продолжить образование за границей. С точки зрения академической мобильности ничьи интересы ущемлены не будут. 

– Эдуард Владимирович, сохранятся ли в новой системе элементы классического образования и в каком виде они будут представлены? 

– Обязательно сохранятся. Мы большое внимание уделяем фундаментальному образованию и тому, что ставит мышление и формирует картину мира. Это задача классического университета, это обеспечивает конкурентоспособность нашего выпускника. 

Еще одна важная наша линия – это исследования. В исследования, в конечном итоге, идут три-пять процентов, но все студенты ТГУ с первого курса занимаются исследовательской работой. Это было принципиально на протяжении всех 145 лет истории ТГУ – наука была в основе образования, потому что она добывает новое знание. Научить студента работать с неопределенностью за счет постановки исследовательского мышления – это критически важно. И у исследователя, и у предпринимателя исследовательское мышление должно быть встроено в профессиональную деятельность, это обеспечит его суперэффективность.


Прислать вопросы об участии ТГУ в программе по развитию новой модели высшего образования России вы можете на почту tsu@mail.tsu.ru