В Томском государственном университете завершилась школа «Нейротехнологии в образовании». Студенты разных факультетов ТГУ не просто познакомились с последними достижениями в области нейронаук и получили практические навыки работы с психофизиологическим и нейрооборудованием и ПО. Самое важное — они научились применять полученные знания в собственных исследованиях в сфере образования. Защита научных проектов состоялась в конце июня.
Школу провели Центр когнитивных исследований и нейронаук ТГУ и Институт образования ТГУ. Напомним, Центр когнитивных исследований и нейронаук создан в 2022 году в рамках стратегического проекта «Социогуманитарный инжиниринг: исследование и проектирование человека и общества», реализуемого при поддержке федеральной программы «Приоритет 2030».
Работа нейрошколы состояла из нескольких блоков. На первом этапе слушатели прошли теоретическую подготовку: изучали методы нейронаук, основы нейропедагогики. Затем начались практические занятия в Центре когнитивных исследований и нейронаук ТГУ. А на основе полученных знаний участники нейрошколы разработали собственные научные проекты: проводили эксперименты и анализировали полученные результаты. Обучение продолжалось в течение трех месяцев.
— Для организаторов нейрошколы, в число которых входит Институт образования ТГУ, большое значение имеет доказательный подход в образовании. Нейроисследования в этой сфере — очень перспективный метод, очень трендовый. Мы хотим, чтобы в университете сложилось сообщество доказательного образования, куда можно вовлекать и уже действующих исследователей, и студентов, заинтересованных в науке. Одна из задач нейрошколы — как раз содействовать формированию такого сообщества, — отметила на защите проектов директор Центра социологии образования ИО ТГУ Мария Абрамова.
Всего на школу было подано 43 заявки. Организаторы отобрали 19 слушателей, которых во время практического этапа школы распределили на три команды. Каждая команда работала над своим проектом под руководством кураторов — сотрудников Института образования, филологического факультета, Института экономики и менеджмента, факультета психологии, Центра когнитивных исследований и нейронаук ТГУ.
В конце июня три научных проекта были представлены к защите. В состав жюри, или аттестационной комиссии, вошли проректор ТГУ по информационной политике и цифровым коммуникациям Юлия Эмер, заместитель проректора по образовательной деятельности, директор ИО ТГУ Елена Суханова, директор ИЭМ Евгения Нехода, профессор ИО ТГУ Лариса Смышляева.
Первый проект был посвящен тому, как школьники воспринимают предметные видеоролики приемной комиссии ТГУ. Денис Курбацкий (ФП) и Сергей Моисеев (ФП) изучали, влияют ли эти видеоролики на формирование предметного интереса, за счет чего это происходит и какие компоненты или стимулы оказывают максимальное влияние на школьную аудиторию. Студенты выбрали для проекта методы психодиагностики, анализ психофизиологических показателей с использованием нейрооборудования и математические методы исследования.
Во втором проекте студенты Екатерина Иванова (ФП), Павел Вашенков (ФилФ) и Ярослава Шаманцова (ФилФ) попробовали сравнить эффективность когнитивной обработки учебного текста в научно-популярном и научном стиле. Для исследования использовались психофизиологические методики измерения неосознаваемых реакций на стимулы: айтрекинг (отслеживание координат взора) и регистрация параметров вегетативной нервной системы для анализа эмоциональных реакций на стимул.
Третья команда, самая большая, представила проект исследования того, как нейромаркетинг может быть использован в профессиональной подготовке студентов. Учащиеся ИЭМ Ирина Андриенко, Анастасия Давидюк, Дарья Демидова, Александра Матвиенко и Галина Ткачук выявляли способы влияния на вовлеченность студентов при просмотре обучающих роликов для повышения эффективности восприятия обучающего видеоматериала. Среди инструментов, которыми воспользовалась команда в процессе исследования, — айтрекинг, полиграф и фотоплетизмограмма (регистрация колебаний объема крови в сосудах).
— Мы видим, как рождается новая культура исследовательского поиска, потому что всё шире используются новейшие методы научного исследования. Не использовать их уже нельзя, потому что социализация человека, его развитие происходит не только в живых контактах, но и в киберпространстве. Это рождает запрос на серьезные психолого-педагогические исследования. В этом смысле то, что дала прошедшая нейрошкола, очень значимо, — отметила после защиты проектов профессор ИО ТГУ Лариса Смышляева.
Проректор ТГУ по информационной политике и цифровым коммуникациям Юлия Эмер подчеркнула важность того, что благодаря подобным университетским проектам в вузе появляется новый тип взаимоотношений — горизонтальные связи.
— В сфере нейронаук мы все находимся в равной ситуации: идем в непознанное поле, причем, как студенты, так и эксперты. На школе получился интересный опыт нащупывания таких трендовых направлений, когда никто не знает, как правильно делать, когда нет принятой схемы. И, что особо важно, этот опыт — междисциплинарный. Только в таком междисциплинарном диалоге, мне кажется, истина и рождается, — подчеркнула Юлия Эмер.
Междисциплинарность исследований была одной из главных целей школы «Нейротехнологии в образовании». Об этом говорила Мария Толстова, директор Центра когнитивных исследований и нейронаук ТГУ.
— Нейрошкола стала экспериментом, где мы хотели объединить участников из самых разных областей и реализовать научный проект. Это во многом удалось. С одной стороны, несколько участников школы уже сейчас включены в реальные проекты центра. А с другой стороны, у нас получилось по-настоящему междисциплинарное, межфакультетское сотрудничество. И сейчас мы думаем над другими направлениями для будущих подобных мероприятий, тематика которых будет связана уже не только с образованием, — отметила Мария Толстова.